Дягилевский фестиваль — 2019 | Новый компаньон

С 20 по 30 мая в Перми пройдёт Дягилевский фестиваль — событие по-настоящему международного масштаба. Каждый день «Новый компаньон» будет делиться с вами самой актуальной информацией в рамках спецпроекта «Путеводитель по Дягилевскому». В режиме настоящего времени на нашем сайте будут публиковаться анонсы главных событий дня, интервью с действующими лицами фестиваля, рецензии, фоторепортажи и видео. Программа будет очень насыщенной, поэтому по-прежнему актуален прошлогодний неофициальный девиз фестиваля — «Не спать!»


31 мая

Музыкальный побег

Дай бог не последний

Завершился XIII Международный фестиваль искусств в городе Дягилева


Марко Никодиевич

Марко Никодиевич: Композитор — это ускользающая субстанция

Один из главных композиторов Дягилевского фестиваля — о национальной идентичности, любви к техно и творческом взаимодействии с Теодором Курентзисом


Закрытие-Дягилевского-фестиваля-2019

Теперь можно и поспать...

Завершился XIII Международный Дягилевский фестиваль


30 мая


Дягилевский фестиваль близится к своему завершению. Гости перед Пермским театром оперы и балета в ожидании закрытия фестиваля.


«Виртуоз — это тот, кто быстро перебирает клавиши. Сложнее играть медленно», — сказал пианист Антон Батагов во время творческой встречи с гостями фестиваля.



29 мая


Между тем от цеха к цеху водят экскурсии, во время которых рассказывают об истории местности, где расположился завод Шпагина. 

экскурсия шпагина

Творческая встреча с композитором Марко Никодиевичем стала приятной неожиданностью фестивальных будней. Вопросы к композитору касались его национальной идентичности, любви к техно и процесса творческого взаимодействия с Теодором Курентзисом. Напомним, музыка Марко Никодиевича будет исполнена на закрытии фестиваля. 


По преданиям индийский талисман «ловец снов» защищает от злых духов во время сна. Сегодня юные гости мастерской фестиваля самостоятельно мастерили амулеты.



Пианист Алексей Гориболь проводит мастер-класс по концертмейстерству. 



В заводе имени Шпагина можно купить книги о музыке и музыкантах, нотные издания, учебную литературу, книги по искусству для детей и по культурологии для взрослых. Объединённый стенд музыкальных книжных издательств будет работать до закрытия фестиваля. 


Утро на Дягилевском начинается с физических упражнений. Танцовщица Лаура Хасаншина проводит занятие по пластике. Завтра — в завершающий день фестиваля — пермяков и гостей города ждут на йогу.


Финишная прямая проекта «Импресарио». Сегодня с лекцией выступил импресарио, создатель театрального проекта нового формата Remote Moscow Фёдор Елютин. Перед рассказом Фёдора гости услышали от Вани Демидкина, автора телеграм-канала «Пиши перформанс», историю развития жанра. 



28 мая

Программу концерта к юбилею композитора Эдисона Денисова представила его вдова Екатерина Купровская-Денисова. 



В преддверии концерта, посвящённого композитору Эдисону Денисову, его вдова Екатерина Купровская-Денисова пообщалась с гостями Дягилевского фестиваля.

денисова

Студенты, приехавшие на Дягилевский фестиваль, третий день слушают лекции и участвуют в мастер-классах в рамках проекта «Импресарио». В кругу после мероприятий они подводят итоги, делятся мыслями и идеями, навеянными программой дня.


FullSizeRender (5)

Антониос Кутрупис, хормейстер byzantiAeterna

Идея создать хор византийских песнопений родилась 17 лет назад, когда мы с Теодором Курентзисом вместе учились в Санкт-Петербургской консерватории. Тогда Теодор сказал, что в какой-то момент у нас будет свой византийский хор. В прошлом году в нашем телефонном разговоре он произнёс, что этот момент скоро придёт. Теодор дал мне задачу найти на Кипре самых хороших певчих. Теперь хор собран. Первые концерты мы даём в Перми. В октябре хор byzantiAeterna вместе MusicAeterna выступят в парижском Театре Шатле, а в ноябре — в Баден-Бадене.




27 мая

Время близится к полуночи, а на Заводе Шпагина только завершилась встреча с хормейстером ByzantiAeterna Антониосом Кутруписом. В качестве сюрприза хор перед творческой встречей исполнил византийские песнопения для всех гостей культурного пространства.



Директор оперной труппы Пермской оперы Медея Ясониди делится секретами мастерства вокального исполнения со студентами образовательной программы Дягилевского фестиваля. 


камчатка

Дарья Шадрина: Камчатка — это не географическое понятие

Продюсер спектакля Musica Fugit приоткрывает некоторые тайны спектакля-сюрприза


Критик и куратор Алексей Мунипов презентовал свою книгу «Фермата. Разговоры с композиторами». Героями книги стали 20 композиторов постсоветского пространства. Работа над книгой растянулась на семь с лишним лет и потребовала поездок в Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Баку, Киев, Ереван и Берлин. В книге собраны беседы с очень разными людьми, пишущими очень разную музыку.


FullSizeRender (4)

Надежда Павлова, сопрано

Любой художник, создавая, всё пропускает через себя. Это происходит даже тогда, когда он смотрит или слушает чужое произведение. Любое музыкальное произведение я ассоциирую с картинами. Когда идёшь по художественной галерее и смотришь на работу, возникает определённое состояние. Я воспринимаю музыку категориями в зависимости от того, чем она написана: акварель, карандаш или масло. Есть ещё один момент. Когда я пою, то отмечаю про себя, что эта песня — про мою жизнь или жизнь моих друзей, которые рассказывали мне необычные истории. Обычно эти истории трагические. Как вы понимаете, все идёт из жизни.



Опера Моцарта Идоменей

Вне времени

Оперу Моцарта «Идоменей» в концертном исполнении под управлением Теодора Курентзиса многие считают кульминацией и вершиной нынешнего Дягилевского фестиваля



26 мая


Опустевшая площадь у театра оперы и балета. Всё потому что начался концерт хоров musicaeterna и byzantiaeterna. Дирижирует Теодор Курентзис. 

IMG_1822

FullSizeRender (3)

Алексей Гориболь, пианист 

Вас, наверное, увидит, почему в программе завтрашнего концерта оказались Шуберт и Брамс. Я бы хотел, чтобы вы ответили на этот вопрос сами, когда завтра услышите концерт. По секрету скажу: когда мы с Надей (ред. Надеждой Павловой) окончательно утвердили программу, меня волновали больше всего те произведения, которые перекликаются между собой. Общее ощущение концерта — печаль, одиночество, нежность, прощание. Именно таким образом в искусстве и музыке эти понятия связаны с моим ощущением потрясающей певицы, актрисы, художника Надежды Павловой, которой тоже близки эти темы.


Прекрасная встреча с пианистом Алексеем Гориболем и певицей Надеждой Павловой прошла час назад в фестивальном клубе. Искренне и с юмором спикеры ответили на вопросы аудитории и рассказали о совместном концерте под названием «Там, где звучит прощальный рог...» Оказывается, идея концерта родилась ещё в прошлом году — на вечеринке, посвящённой закрытию Дягилевского фестиваля.


Любовь к фотографии — главный критерий отбора кадров для фотосушки. Сегодня свои работы прикрепили на прищепки как профессиональные фотографы, так и те, кто фотографирует для себя. 


FullSizeRender (2)

Георг Фридрих Хаас, композитор


Я счастлив быть частью Дягилевского фестиваля. И дело не в том, что здесь был исполнен концерт моей музыки. То, что происходит в вашем городе, — событие мирового класса. В понедельник я услышал исполнение Малера, и оно было лучшим из тех, что мне приходилось слышать.


В цехе №5 идёт репетиция Московского ансамбля современной музыки и композитора Георга Фридриха Хааса 


Второй день в рамках проекта «Импресарио» студенты образовательной программы фестиваля и все желающие знакомятся с европейским опытом организации музыкальных фестивалей и построения карьеры музыканта. На фото — спикеры проекта. 



25 мая


Камерная опера «Шаги» вводит слушателя в хрупкий мир переживания человека, стоящего перед фатальным выбором.


В считанные минуты начнётся концертное исполнение оперы Моцарта «Идоменей» в Пермском театре оперы и балета. Трансляция концерта также будет проходить на Заводе им. Шпагина. Свободных мест в зале для трансляций уже нет. Часть слушателей стоит. 

DSCF5847

В цехе «Литера А» выступают пермские музыкальные группы.

гитара

Знакомство зрителей с фестивальным оркестром прошло во время, когда в театре оперы и балета репетировали оперу «Идоменей».


сесиль

Сесиль Лартиго, волны Мартено

В прошлом году у меня была возможность побывать в Пермской художественной галерее в качестве зрительницы концертного хора, а уже в этом — в качестве исполнителя. Играть там — это сказка для исполнителя. Да, было необычно, но к этому быстро привыкаешь. У галереи есть два преимущества: это шикарная акустика и атмосфера.Они работают вместе и создают магический эффект.

Я впервые дала концерты ночью. Были некоторые опасения по поводу моей готовности к ночному исполнению, но так получилось, что это ночь создана, чтобы слушать музыку. Когда ты приходишь на концерт в 19 или 20 часов, на улице продолжается движение. На ночном концерте ты иначе относишься к происходящему: меньше ажитации как до, так и после концерта. Когда я играю, то часто закрываю глаза или концентрируюсь на партитуре. Здесь же каждый раз, когда я поднимала глаза, из-за того что поднималось солнце, освещение менялось, и это придавало особую атмосферу.


Сегодня хор и оркестр musicAeterna во главе с дирижёром Теодором Курентзисом исполнят оперу Моцарта «Идоменей». Предлагаем вам послушать запись вчерашней дискуссии о Моцарте и жанровых особенностях его музыки. Спикеры обсуждения — историк Вячеслав Раков и кандидат искусствоведения Марина Монахова.




24 мая


Между лекциями, концертами и мастер-классами зрители Дягилевского фестиваля развлекаются нестандартными способами.

tmp

ifV1jO4p

Космос и Большая рыба

На Дягилевском фестивале показывают спектакль Анатолия Васильева «Старик и море»


FullSizeRender

Дмитрий Ренанский, театральный критик 

«Что есть «Старик и море» Хемингуэя? Если разобраться с сюжетом, то это встреча с запредельным, с чем-то выше человеческих сил. Море в художественной системе театра Васильева всегда играло особенную роль. Море для него — это знак католического, стихийного, высшего мифологического пространства, с которым человеку приходится иметь дело. Про встречу с этим пространством Васильев и ставит спектакль «Старик и море».

Когда вы будете смотреть спектакль, то обратите внимание, что он начинается страшно непривычно. Алла Демидова выходит на сцену, и начинается как будто консервативный моноспектакль. Выдающаяся чтица выстраивает текст своими традиционными отмычками. Но актёры Анатолия Васильева обычно себя так не ведут.

Подходя к ключевому событию «Старика и моря», Васильев вдруг ломает систему координат, которую выстраивал в начале спектакля. Этот выход в неизведанное, в метафизическое пространство риска для его театра невероятно значим. Возникает другая реальность, которая бросает тень на всё дальнейшее, что будет происходить в спектакле. Это исповедь художника, или спектакль о языке театра, или его пределах. Однако, не зная всего этого, можно пережить его с чистого листа».


Дягилевский в ритме аргентинского танго



Это секретная выставка в фестивальном клубе. Чтобы увидеть космическую инсталляцию, достаточно найти девушку в оранжевой каске и назвать пароль. 


В лектории фестиваля пермский коллекционер винила Борис Бейлин рассказывает об экспериментальном джазе конца ХХ века. 



23 мая

Вечером на Дягилевском фестивале состоялась премьера документального фильма о композиторе Клаусе Бургере. Музыкант с мировым именем написал симфонию «Чусовая», премьера которой состоялась в ноябре 2018 года в Пермском театре оперы и балета. Клаус несколько лет живёт в маленькой деревушке в Оханском районе. В фильме Клаус Бургер делится своими мыслями по поводу «механизмов» творчества, вдохновения, духовных поисков. Вынужденный оставить карьеру концертирующего музыканта, герой фильма пошел по пути внешнего упрощения, но при этом, по его собственным словам, «обретший куда более глубокое понимание своего предназначения в этом мире».



Алшибая-29

В такт сердца

В рамках Дягилевского фестиваля в Пермской художественной галерее открылась выставка советских и современных российских художников


Театральный критик Дмитрий Ренанский читает лекцию о спектакле «Старик и море» режиссёра Анатолия Васильева. Спектакль по повести Эрнеста Хемингуэя будет показан сегодня и завтра в рамках Дягилевского фестиваля. Первый за 11 лет спектакль Анатолия Васильева, поставленный в России, со слов Ренанского, — великий и подводящий черту жизни режиссёра.

IMG_1527

Джереми Уолкер

Джереми Уолкер, дирижёр 

«После мастер-класса Теодора Курентзиса нужно время, чтобы поразмышлять обо всём, что говорил маэстро. Это был мой второй опыт работы с ним. В прошлом году Теодор Курентзис приезжал в Москву. Я уже знал, как он работает, поэтому не нужно было сильно волноваться: просто прийти, музицировать и слышать, что говорит Теодор.

Я впервые на Дягилевском фестивале — и сразу с мировыми премьерами. В первый день была представлена опера «Периодическая система» в «Триумфе», а через час — ещё один концерт трёх молодых композиторов. Я не успеваю спать, но это хорошо, ведь мы на фестивале».


Волны на рассвете

Волны на рассвете

Состоялся первый из серии ночных концертов Дягилевского фестиваля 2019 года


Софи Шлафляйтнер

Софи Шлафляйтнер, скрипка

«Всегда учёба — это немного соревнование. Когда ты учишься, то забываешь о причинах, почему стал музыкантом. Не забывайте, что любовь к музыке — это самое важное, именно она привела тебя учиться».


Завершился скрипичный мастер-класс Софи Шлафляйтнер — представительницы австрийской школы.

Образовательная программа — 2019 будет работать в течение 11 дней Дягилевского фестиваля. Перечень направлений включает в себя фортепиано, струнные и медные духовые инструменты, академический вокал, оперно-симфоническое дирижирование, композицию.


Намасте!
Утро на Дягилевском началось с йоги



22 мая


Сегодня в фестивальном клубе открылась выставка под названием «Кода». В музыке кода — это дополнительный раздел в произведении, некий выход из него, послесловие, в классическом балете — это финальная виртуозная часть.Выставку можно считать осмыслением того, чем может быть кода в визуальном искусстве.Свои работы в одном из самых концептуальных цехов завода им. Шпагина представили 40 художников из разных стран.


Директор оркестра musicAeterna Никита Лебедев играет с детьми 

IMG_1269

Зрители около театра оперы и балета в ожидании начала балета «Шахерезада»


Авторская экскурсия по балетным местам началась у хореографического училища — места воспитания современной балетной силы Перми


Преподаватель Антон Кабанов учит гостей фестиваля танцевать линди-хоп — танец в стиле свинг


В ожидании мастер-класса по дирижированию от Теодора Курентзиса

IMG_1130

Чувственный мастер-класс пианистки Полины Осетинской


Fashion-фотограф Павел Оглоблин на мастер-классе по портретной фотографии рассказывает о важности света при съёмке.

DSCF4341

Французская исполнительница Сесиль Лартиго накануне своего ночного концерта дала мастер-класс для зрителей Дягилевского фестиваля. Она рассказала об истории и звучании необыкновенного музыкального инструмента «волны Мартено»

DSCF4217
DSCF4221


DSCF4079

Программа фестиваля на 22 мая


21 мая


Второй фестивальный день подходит к завершению, но в программе ещё одно событие — перформанс «Политопон». Пока зрители перемещаются из органного зала, где был концерт пианиста Алексея Любимова, на завод им. Шпагина, над Камой разливается закат.

закат


По заводу имени Шпагина водят экскурсии в течение всех фестивальных дней: в 12 и 17 часов. Успевайте!


В «Триумфе» — фортепианный концерт Вадима Холоденко. Трансляция также идёт в фестивальном клубе.


Прогулка с «Шахерезадой»


-UuMty-QNEs

Алексей Любимов, пианист 

«Говорить о понятии «аутентичное исполнение» трудно. Лучше говорить об исторически ориентированном музыкальном исполнении. Мы не можем считать, что сейчас играем музыку, как это делали раньше. Всё другое: общество, условности, темпы жизни, акустика. Но главные исторические факты, которые незыблемо дошли до нас, — это инструменты и их звучание, это нотные материалы, первые издания. Любой текст нужно уметь читать, потому что в нём тоже есть большая условность, которую можно осознать, только хорошо зная контекст времени».



В лектории фестиваля обсуждают, как начать потреблять товары и услуги осознанно

2tQivZWzRHY

IMG_0859

Программа Дягилевского фестиваля на 21 мая

на 21 мая


20 мая

Открытие Дягилевского фестиваля. Теодор Курентзис и оркестр

Чёрный квадрат

Дягилевский фестиваль открылся Малером, пишущими машинками и ночной энигмой



Завершается детская программа сегодняшнего дня


Открытие фестиваля посмотрели в зале для онлайн-трансляций на Заводе имени Шпагина

IMG_0894

Ляля-Кандаурова

Ляля Кандаурова, музыковед

«Главная особенность Девятой симфонии — это усложнённость классической симфонической конструкции, которая в ней присутствует. Усложнённость формальная, потому что это огромная симфония, которая сложно и необычно интерпретирует стандартную четырёхчастную симфоническую схему: это симфония с медленным финалом.

Здесь есть смысловая усложнённость, потому что Девятая симфония — это невероятной силы мистически визионерское высказывание о собственной смерти, наступившей всего через полтора года. Малер предвидел её. Но высказывание наполнено силой любви, светом и любованием жизнью и землёй. Это удивительно жизненная музыка, с наибольшим теплом говорящая о земном бытие, которая создана европейской цивилизацией».


Гости в преддверии открытия Дягилевского фестиваля-2019


Открытие образовательной программы 


Юлия Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Акцент — на музыку

К открытию Дягилевского фестиваля


Теодор-Курентзис

Программа фестиваля на 20 мая



© 2000-2019 ООО «РИА ИД «Компаньон»

Электронное периодическое издание «Новый Компаньон» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2017 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77–71333

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

16+

УЧРЕДИТЕЛЬ

ООО «РИА ИД «Компаньон»

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Усольцева Ю.И.
Монастырская, д. 15, оф. 401
Пермь, Россия

(342) 210-40-23

info@newsko.ru