В такт сердца

В такт сердца

В рамках Дягилевского фестиваля в Пермской художественной галерее открылась выставка советских и современных российских художников. Она продолжится до 23 июня.

Выставка, которая получила название «Пульсации», задумывалась ещё лет 10 назад. Одним из инициаторов её проведения был кардиохирург Сергей Суханов, который знал, что у его коллеги и товарища Михаила Алшибая есть отличная коллекция живописи и графики советских нонконформистов. Алшибая не раз бывал в Перми по приглашению Суханова, читал лекции и даже оперировал на открытом сердце. В один из первых приездов Суханов отвёт коллегу в Пермскую галерею, тогда и появилась идея провести здесь выставку, которая реализовалась благодаря Дягилевскому фестивалю, но лишь сейчас, уже после смерти Суханова.

Этот проект удивительно вошёл в резонанс с некоторыми сквозными мотивами фестиваля. Фестиваль открывался Девятой симфонией Малера, в музыке которой дирижёр Леонард Бернстайн слышал стук сердца композитора. В экспозиции «Пульсаций» «сердечная» тема — одна из важнейших, как и тема пронизывающих всю человеческую жизнь театральности, игры, карнавальности, как говорит Алшибая, «в бахтинском смысле».

Выставка отборная, каждая работа достойна отдельной лекции, статьи, исследования, и Алшибая с увлечением о них рассказывает, упоминая обстоятельства их создания, ведь он дружил и дружит с большинством авторов. Здесь представлены все нонконформисты с громкими международными именами: Владимир Немухин, Виктор Пивоваров, Дмитрий Краснопевцев, Евгений Кропивницкий, Илья Кабаков и другие; кроме того, Алшибая активно работает с современными художниками —пермяки с удовольствием встретятся с творчеством Дмитрия Гутова и Юрия Альберта, хорошо знакомых по выставкам в музее PERMM. Все работы, что называется, «первого ряда», о каждой можно прочитать большую лекцию.

Экспозиция очень яркая и в целом позитивная, но не лишённая философии в духе «мементо мори». Так, целая серия работ связана с темой сердца — не сердечных дел в лирическом смысле, а сердца в самом что ни на есть физиологическом проявлении. Здесь центральное место занимает мультимедийный проект Марии Арендт, сделанный в соавторстве с самим Алшибая. Художница работает в технике пэчворк (подобные вещи в Перми создаёт Ольга Субботина), и её инсталляция «Курсы кройки и шитья» воспроизводит в лоскутной технике момент настоящей операции на открытом сердце. Две хирургические скобки на её полотне были добавлены лично Алшибая — принародно, в Третьяковской галерее, то есть это был ещё и перформанс.

Эта работа наиболее явно и недвусмысленно высказывает мысль, которая присутствует во всей экспозиции «Пульсаций»: у хирургии очень много общего с художественным творчеством. Хирургическая операция должна быть сделана красиво и от чистого сердца.

Кураторская команда Пермской художественной галереи постаралась максимально приблизить экспозицию к зрителю, сделать её уютной, напомнить о тех годах, когда творили московские нонконформисты. Для этого галерея даже приобрела за 500 руб. по объявлению винтажный диванчик: такие в своё время назывались «софа». Хозяйка очень удивилась, что нашёлся не просто покупатель, а целая галерея.