Волны на рассвете

Волны на рассвете

Состоялся первый из серии ночных концертов Дягилевского фестиваля 2019 года

Это не просто фестивальное событие необычного формата — это непременная часть фестивальной атмосферы. Ночные концерты, проходящие под куполом Спасо-Преображенского кафедрального собора — в зале деревянной скульптуры Пермской художественной галереи, — это священнодействие, медитация и терапия. Вот уже третий год зрители правдами и неправдами пробиваются на концерты, которые проходят в разгар рабочей недели и начинаются в 03.30, потому что пропустить это невозможно.

Волны на рассвете

На впечатление от концерта работает всё: не только музыка, но и отрешённые, вечные лики деревянных богов, специфическая — с довольно сильной реверберацией — акустика зала, процедура входа и выхода с концерта (все идут цепочкой за капельдинером в темноте, вдоль дорожки из мерцающих свечек), запах ароматических курений, напоминающий церковный ладан, и, конечно, рассвет, который пробивается робким лучом в окошки под потолком зала, а потом вырывается на камские просторы вместе со свежим ветерком и пением птиц.

Конечно, не любая музыка подойдёт под эти обстоятельства, но сольный концерт диковинного инструмента, который называется «волны Мартено» — идеально.

На волнах Мартено, как на любом музыкальном инструменте, можно сыграть что угодно — хоть гамму, хоть «Чижика», хоть чакону Баха, но интересно слушать те произведения, которые написаны специально для волн и учитывают их специфику. Именно их отобрала для своего выступления французская «волнистка» Сесиль Лартиго.

Это была непростая музыка — сочинения французского авангарда ХХ века к раскрученным мелодиям не причислишь. Сесиль Лартиго вслед за авторами музыки — Микаэлем Левинасом, Сильвано Буссотти, Клодом Баллифом, Антуаном Тисне, Шарлем Кёкленом и, конечно, Оливье Мессианом, великим визионером времён мировых войн и главным автором музыки для волн Мартено — призывала слушателей наслаждаться не столько мелодиями, сколько звуками, их причудливыми характерами и сложными сочетаниями. Каждый звук в этом исполнении приобретал вес и значение, становился самоценным.

Волны Мартено — инструмент неограниченных возможностей: он то звучит, как клавишный синтезатор, то идеально имитирует скрипку, то выдаёт набор инопланетных звуков, недаром волны часто используют в музыке для фантастического кино.

Конечно, как любой монофонический инструмент, волны Мартено ярче всего раскрываются в ансамбле, а сольный концерт — это событие экзотическое и очень познавательное. Но было бы несправедливо сводить интерес к этому инструменту к любопытству: в пространстве деревянных богов волны звучали как высказывание иномирных сущностей, таинственное, доступное не столько расшифровке, сколько эмпатии. Этот концерт стал для слушателей в больше мере переживанием, чем зрелищем.

Впереди в фестивальной программе — ещё один ночной концерт волн Мартено и два ночных концерта хора ByzantiAeterna.


© 2000-2019 ООО «РИА ИД «Компаньон»

Электронное периодическое издание «Новый Компаньон» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2017 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77–71333

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

16+

УЧРЕДИТЕЛЬ

ООО «РИА ИД «Компаньон»

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Усольцева Ю.И.
Монастырская, д. 15, оф. 401
Пермь, Россия

(342) 210-40-23

info@newsko.ru

О ПРОЕКТЕ

Реклама
RSS-ленты
Подписка
Фейсбук
Твиттер
Instagram