Матиас Хёфс: «Наша музыка — не то, что можно купить в нотном магазине»

Матиас Хёфс: «Наша музыка — не то, что можно купить в нотном магазине»

Трубач Маттиас Хёфс среди музыкантов оркестра MusicAeterna известен как «Профессор»: он преподавал музыкантам оркестра, работающим в секции медных духовых инструментов. Студенты Хёфса относятся к нему с неимоверным пиететом. Его приезд в Пермь для них не просто радостная возможность играть вместе, но настоящая «сбыча мечт». Хёфс принимает участие в двух фестивальных проектах: он уже дал совместный концерт с органистом Кристианом Шмиттом, а вскоре выступит вместе с музыкантами секции медных духовых оркестра MusicAeterna в составе Фестивального брасс-ансамбля.

Матиас Хёфс

— Вы впервые в Перми?

— Нет, впервые я здесь выступал около 10 лет назад с моим ансамблем German Brass в рамках филармонического сезона, затем я участвовал в исполнении Второй симфонии Малера с Теодором Курентзисом.

— В Перми есть популярный Международный органный фестиваль, который проходит в формате «орган плюс»: каждый концерт — это ансамбль органа с каким-то инструментом или, например, с вокалом... Ваш концерт с Кристианом Шмиттом — представитель того же формата. Комбинировать органную музыку с чем-то ещё — это мировая мода?

— Я из Германии, и не просто из Германии, а из Гамбурга. У нас в Северной Германии много старинных церквей, замечательных органов времён барокко, и ансамбли различных инструментов с органом — это очень большая национальная традиция, причём труба особенно популярна в этом качестве, потому что труба — инструмент больших динамических возможностей, она хорошо подходит для игры в больших соборах, так что в ансамбле с трубой орган может не стесняться — играть громко, как только он может. Если к нам присоединяется, например, флейта или скрипка, органу приходится сдерживаться, он не может использовать все свои регистры, рассчитанные на большие пространства. А вот труба и орган — это фантастическая комбинация!

Публика всегда с интересом воспринимает сочетание органа с другими инструментами, потому что орган интересует многих. У моего инструмента — трубы — тоже есть свои фанаты, в Германии медные духовые очень популярны. Таким образом, совместные концерты привлекают двойную аудиторию и делают оба инструмента ещё более любимыми.

— Есть ли специальные музыкальные произведения, написанные для такого ансамбля — труба и орган? Или вам приходится делать переложения?

— В нашем репертуаре есть и то и другое. Оригинальные произведения для дуэта «орган плюс труба» — это в основном современная музыка. Классику приходится аранжировать, но для меня создание оригинальных аранжировок — это особая творческая возможность и большое удовольствие. Только благодаря собственным аранжировкам я могу полностью представить все возможности моего инструмента. Наш репертуар — не то, что можно просто купить в нотном магазине. Он очень индивидуален.

— Каковы ваши впечатления от Дягилевского фестиваля?

— Я недавно на фестивале, и представление о нём ещё не очень определённое, но я вижу множество музыкантов, собравшихся из разных концов света. Они встречаются и играют вместе, иногда — впервые. Это создаёт особую фестивальную атмосферу. У нас концерты, концерты, концерты, мы очень интенсивно работаем с музыкантами, которых никогда не встречали раньше. Для каждого из нас это фантастическое приключение — новые друзья, новые возможности — и новые испытания. Для меня это особенный случай, потому что у меня появилась возможность поиграть вместе с коллегами из секции медных духовых оркестра MusicAeterna. Они попросили меня привезти мои аранжировки, музыку из моего репертуара. Мы знаем друг друга лет 10 или больше…

— Это и будет Фестивальный брасс-ансамбль, концерт которого состоится в воскресенье, 26 мая?

— Да. Это очень интересный проект. Мы будем играть вещи из моего репертуара, а они непросты для исполнения: я делал аранжировки для German Brass, они рассчитаны на определённых музыкантов, которых я хорошо знаю. Вместе со мной приехал ещё один трубач из German Brass, а все трубачи в этом ансамбле — мои ученики или бывшие ученики, и у нас общие представления об игре на трубе, об интерпретации звука, общие музыкальные вкусы. Получается фантастическая ситуация, из тех, которые складываются очень редко, раз в несколько лет: мы будем играть вместе с моими учениками из разных стран и разных годов выпуска. Я очень благодарен за эту возможность. Это будет демонстрация возможностей и достижений Гамбургской школы духовых инструментов.

— Что вы хотели бы сказать пермским слушателям?

— Пожалуйста, будьте как можно более открытыми, умейте удивляться. На нашем концерте мы будем играть музыку, которая написана не для духовых инструментов. Мы хотим удивить публику, показав, насколько широки возможности этих инструментов. Медные духовые — это могучая музыкальная сила, у нас огромные динамические возможности, мы с десятью инструментами можем играть в огромном зале так, что у публики будет впечатление, что играет огромный симфонический оркестр. Но здесь с брасс-ансамблем мы будем играть музыку, нехарактерную для меди: тонкие, тихие, нежные мелодии, написанные в оригинале для скрипок. Наши коллеги, играющие на струнных, утверждают, что это невозможно. Нет, это возможно! Вы увидите это на концерте. Мы все получим огромное удовольствие, я надеюсь.