Евгения Пастухова 1

Евгения Пастухова

журналист

Время выживать

На что пошли пермские предприниматели, чтобы сохранить минимальные доходы и зарплаты сотрудникам

Поделиться

Пермские бизнесмены ищут новые форматы работы в связи с режимом самоизоляции. По большей части они направлены на выживание и сводятся к работе в режиме онлайн. Рестораны начали делать доставку на дом (в том числе полуфабрикатов), ретейлеры собирают готовые продуктовые наборы («Семья» и «Домой доставим»). Действующие сотрудники перепрофилируются под новые обязанности: шеф-повара работают на заготовке пельменей (как в «Доме-пекарне Демидовых»), баристы принимают заказы, официанты работают доставщиками.

Сейчас нужно думать о тактике, полагает бизнес-тренер, эксперт по ретейлу Ирина Борисова. Она уверена, что запомнят те компании, с которыми люди контактировали в онлайне во время режима самоизоляции. Однако повальный уход в доставку, по её мнению, не работает. Сначала надо посчитать бюджет расходов и доходов. «Как уже показала практика, доставка в лучшем случае даёт 20%, и не более, от того, что необходимо для покрытия расходов», — говорит эксперт. Нужны другие идеи. Но многие находятся в шоковом состоянии и не видят тактические инструменты.

Борисова уверена, что сейчас акцент надо делать на кооперации. «Сейчас эффективнее будет работать «партнёрка» и, как ни странно, бартер», — говорит эксперт.

Кроме того, она рассказывает, что есть кейсы, когда, допустим, парикмахерская предлагает клиентам заплатить предаванс (так называемый дедлайн по цене), а подстричься позже. Или другой подход — «зафиксируй скидку»: покупаешь услугу сейчас и получаешь её хоть через полгода, но по фиксированной цене. Но доверять будут только профессионалам.

«Новый компаньон» собрал несколько примеров и идей, которые используют пермские предприниматели из «запрещённых» отраслей, чтобы выжить и даже найти новых клиентов.

Накормить врачей

пицца

  Архив ИД «Компаньон»

По словам владельца S&M coffee lounge Дениса Хабибулина, только в феврале проект вышел на окупаемость, а в марте им пришлось столкнуться с работой в условиях карантина и самоизоляции. Вместе с Ириной Борисовой они обсуждали, как выстраивать дальнейшую работу. Одна из идей заключалась в том, чтобы открыть точку в продуктовом магазине, но позднее родилась другая: о бесплатной доставке пицц врачам. Он рассказывает, что друзья из столиц и из Европы начали присылать ему «целевые» деньги — именно на эту работу. А впоследствии он решил масштабировать этот проект.

Разместил пост в Фейсбуке и за два дня (13 и 14 апреля) собрал порядка 37 тыс. руб. 13 апреля отвезли 21 пиццу, 14 и 15 апреля — по 30 пицц. При этом 30% стоимости пиццы Денис «закрывает» из своих личных сбережений. Кроме того, S&M coffee lounge продаёт пиццы. По словам Хабибулина, в будние дни компания развозит примерно по 10 пицц, в выходные — по 30—40. Кстати, у него же вместе с пиццей можно заказать маски и санитайзеры по цене оптовиков.

Пицца

До этого компания в доставке не работала и потому столкнулась со сложностями с той же упаковкой (профильные магазины закрыты). «Я, если честно, к доставке скептически отношусь, это совсем другая бизнес-модель, там совсем другие затраты идут. Но всё равно пришлось начинать, переделывать все бизнес-процессы, всю систему работы. Баристы сидят операторами на телефонах, повара ходят посменно. Мы привлекли одного доставщика и даже одного повара наняли, потому что один ушёл на доставку», — рассказывает владелец.

Все эти мероприятия направлены, в первую очередь, на поддержание занятости. «Мы работаем на зарплату — и всё. Цель — сохранить коллектив», — говорит Хабибулин. При этом средняя зарплата в заведении сократилась в несколько раз, но это решение было принято совместно с коллективом. Более того, повара попросили перераспределить часть их зарплаты в пользу барист-операторов.

Самое главное было попасть в аудиторию — средний класс от 20 до 45 лет. Дальше уже идею с коллаборацией предложила Ирина Борисова. У этой аудитории есть и другие потребности, и через рекламу других компаний, нацеленных на этих же людей, можно выстраивать взаимодействие. Ирина Борисова говорит, что как вариант на коробках с пиццей можно размещать наклейки с тематическими анекдотами и рекламой. Шильдики стоят недорого, но дают возможность чётко попасть в целевую аудиторию, говорит Борисова. Пока эта идея прорабатывается, поскольку, по словам Хабибулина, напечатать эти наклейки сегодня не так просто.

Вице-президент Пермской ТПП Елена Гилязова также оценила идею S&M coffee lounge и считает, что она достойна если не тиражирования, то как минимум того, чтобы о ней узнали. «Не думаю, что это вернёт ему даже 50% товарооборота, но это определённая идея, над которой стоит подумать», — говорит она.

Отметим, что 15 апреля к пицце S&M coffee lounge пермские обжарщики «Рустов» добавили чай и кофе для врачей.

Через маски к звёздам

Директор и совладелец магазина-ателье «Мужские костюмы Patrikman» Екатерина Антакова рассказывает, что ещё в самом начале пандемии задала себе вопрос: понятно, что мужские костюмы люди покупать сейчас не будут, но что будут покупать? И первое, что пришло в голову, — защитные маски. Таким образом, методом проб и ошибок она разработала и начала шить два вида масок (хлопковую и неопреновую). К ней сразу стали обращаться знакомые. Потом она выложила свою фотографию в маске в личных соцсетях, и заказов прибавилось. После при содействии ТПП вышло даже два сюжета на телеканалах «Вести-Пермь» и «Рифей». И тогда к ней пришли предприниматели и максимальный заказ на 600 масок. Антакова рассказывает, что сотрудничает с пятью предприятиями. И звонки, а также обращения в соцсетях не прекращаются.

антакова и маски

А забирать маски приезжают руководители компаний. То есть именно те люди, на которых ателье по пошиву мужских костюмов было ориентировано изначально. «Заходит главный бухгалтер крупного предприятия в ателье, который приехал за масками, и говорит: «О, у вас и костюмы есть», — рассказывает Екатерина. — И с удовольствием оставляют заявки, чтобы мы созвонились после того, как ситуация стабилизируется и мы откроемся. Таким образом, через маски мы пополнили первичную аудиторию». Есть уже порядка 50 заявок.

Сейчас она также уходит в кооперацию. Смысл её в том, что доставку масок будут осуществлять курьерские компании (и заказчик будет им платить за доставку). В качестве ответного жеста эти компании будут вкладывать в другие пакеты документов, которые они разводят по городу, рекламу ателье.

Средств, вырученных от масок, конечно, хватает только на минимальные зарплаты для коллектива из пяти человек. Но в перспективе Екатерина Антакова думает сохранить производство спортивной маски (для активных видов спорта). А ещё она разработала новую модель костюма, симбиоз классики и кэжуал. Он идеально подходит для работы из дома.

От устриц — к шести литрам борща

После того как в регионе запретили массовые мероприятия свыше 50 человек, деятельность кейтеринговой компании Shumkova.Catering фактически прекратилась. Об этом в ходе антивирусного митапа, организованного PR-агентством «Март», рассказала собственник и руководитель организации Любовь Шумкова.

После непродолжительного ступора она прислушалась к советам «Твори!» от своих заказчиков и начала производить корпоративные обеды. Дело в том, что предприятия, которые не приостановили свою работу, обязали организовать обеды для сотрудников на рабочем месте. «Нашей основной аудиторией до этого были юридические лица, — отметила Шумкова. — Мы обратились к ним с таким предложением и стали по символической цене в 150 руб. возить обеды».

Сейчас компания делает 250 таких обедов в день. Однако на подписании находится договор ещё на 250 обедов. «Если мы будем возить в день по 500 обедов, это будет круто, — говорит Шумкова. — Естественно, мы не выйдем на тот уровень доходов, который существовал до этого, но я могу быть спокойна за то, что не распускаю команду. Да, мы уменьшили зарплату, посоветовавшись с коллективом. Но таким образом мы обеспечили себе жизнь на период турбулентности».

Кроме того, компания начала пробовать и другие форматы, поскольку, призналась Любовь Шумкова, всё-таки задачей любого бизнеса является заработок денег. Таким образом, родилась идея доставлять обеды не только на предприятия, но и в семьи, поскольку многие мамы сегодня вынуждены и работать, и сидеть с детьми, и готовить. Получили большой отклик: за три часа, что пост висел в Фейсбуке, они получили много заказов. «Более того, в комментариях нас начали спрашивать: а вы можете сварить мне шесть литров борща на неделю? И мы начали фантазировать: кастрюля борща, плова и т. д. Раньше мы делали суп, но в стаканчиках 200 мл на кофе-брейки. Теперь варим кастрюлями. Уже закупили упаковку, продумали продвижение».

Средний чек компании, которая работала в сегменте премиального кейтеринга, упал в 10 раз, с 1500 руб. до 150 руб.


Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП:

— Коллаборации, конечно, не вернут былые обороты. Но это один из вариантов для выживания. И это очень важный момент, бизнесу надо объединяться тематически, создавать единые хабы для разных аудиторий. Условно по типу портала «Госуслуги».

Ещё до коронавируса мы неоднократно говорили на различных семинарах с МСП: если вас нет в сети, вас не будет. Под воздействием технологий один за другим бизнесы видоизменяются. Это касается всех. И этому общему тренду ситуация с коронавирусом придала ускорение. Очень многие люди, которых невозможно было загнать в сеть, сейчас под воздействием обстоятельств туда попали. И выяснили, что это удобно.

В принципе, предпринимателям уже надо начинать думать над другими нишами и искать их. Так, как было, вряд ли будет. Надо уже сейчас понять, что будет происходить с целевой аудиторией. Каждый бизнес должен представлять, как он дальше будет существовать в онлайн-режиме. Сейчас надо формулировать для себя новые технологии, внедрять их, чтобы они стали конкурентным преимуществом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться