Евгения Пастухова 1

Евгения Пастухова

журналист

Регоператору по обращению с ТКО выделяют очередную субсидию в 800 млн руб.

Она пойдёт на покупку 13 тысяч контейнеров и возмещение недополученных доходов

Поделиться
Мусор

  Игорь Катаев

Рабочая группа по внесению изменений в закон о бюджете на 2019 год согласовала выделение двух субсидий регоператору по обращению с ТКО ПКГУП «Теплоэнерго». Первая субсидия — 699,2 млн руб. — идёт на возмещение выпадающих доходов. Вторая — 115,6 млн руб. — на покупку контейнеров для сбора мусора. 

«Хотим ясности в отношениях»

В пояснительной записке в поправке по возмещению доходов сказано, что потребность в финансировании продиктована, по сути, несовершенством законодательства. Регоператор не может воздействовать на юрлица, а они затягивают и не предоставляют данные для расчёта платы. Министерство ЖКХ и благоустройства предполагает, что недосбор платы с потребителей услуги по итогам года составит 1,052 млрд руб. (выставлено квитанций на 3,4 млрд руб.). Такие выводы сделаны по итогам работы в первом квартале 2019 года. Учитывая, что в феврале бюджет уже выделял 352,9 млн руб., не хватает как раз 699,2 млн руб.

Напомним, представители правительства и «Теплоэнерго» уже не в первый раз отмечают, что низкая собираемость в первую очередь связана с юрлицами

Председатель комитета по бюджету Заксобрания Елена Зырянова отметила, что «выделение таких больших денежных сумм в рамках закона о бюджете — шоковая ситуация» для депутатов. «И это уже не в первый раз, — заявила она на заседании рабочей группы. — Может, правительству стоит разработать какой-то нормативно-правовой акт, который будет использоваться для расчётов и регулярного субсидирования? У нас в таком случае будут какие-то рамки. Непонятна также регулярность выделения этих субсидий. До конца года вы ещё обратитесь? Мы готовы помогать, но мы хотим ясности в наших отношениях. Хотим, чтобы закон о бюджете был вторым этапом выделения денег, а на первом — существовал некий документ правительства».

Вице-премьер Антон Удальёв согласился, что такой порядок может быть подготовлен. На что представитель КСП заявила, что правила возмещения организациям, которые осуществляют регулируемые виды деятельности, недополученных доходов давно существуют на федеральном уровне. «Теплоэнерго» может пользоваться этими порядками, тем более что у края нет таких полномочий.

Удальёв в ответ заметил, что посчитать выпадающие доходы можно только по итогам года, а возместить — только в следующем периоде тарифного регулирования, то есть в 2020 году. Но с возчиками мусора и полигонами надо рассчитываться ежемесячно. И напомнил, что в рамках программы по реконструкции муниципальных систем теплоснабжения (на неё предусмотрено 1,5 млрд руб. на три года) есть порядок выделения субсидий муниципалитетам. И этим порядком предусмотрено обязательное заключение министерства тарифного регулирования и энергетики «в части компенсации недополученных доходов». И пообещал отчитаться в конце года. 

Депутаты Илья Шулькин и Виктор Плюснин попросили поддержать правительство. Шулькин рассказал, что регоператор сегодня оказался в форс-мажорной ситуации. Прокуратура существенно снизила объёмы накопления ТКО, и тариф для населения «задним числом» (с начала года) изменился. «Форс-мажор, в котором оказался регоператор, в первую очередь был связан в некорректными исходными данными, которые формировало не это правительство, — напомнил Шулькин. — И изменить эти исходные данные в прошлом году тоже было технически невозможно, потому что отсутствовал порядок внесения изменений в терсхему по обращению с ТКО, он не был принят на федеральном уровне. Поэтому правительство, находясь в тисках обстоятельств, вынуждено было действовать таким образом». И заметил, что в целом согласен с Зыряновой, по итогам года надо попросить регоператора отчитаться о тратах и поступлениях. 

Виктор Плюснин, оговорившись, что запрашиваемая сумма в 699 млн руб., конечно, почти в два раза превысила ожидания депутатов, тоже попросил коллег поддержать поправку. «Но это показала жизненная практика, — сказал депутат. — По многим моментам мы сегодня находимся в некотором неведении». И напомнил, что в ближайшее время состоятся сразу два мероприятия, где можно будет «более подробно осмыслить ситуацию»: рабочее совещание на базе комитета по инфраструктуре Заксобрания и заседание постоянно действующей рабочей группы по реформированию ЖКХ.

Елена Зырянова честно призналась, что у «депутатов нет выхода», кроме того как поддержать поправку губернатора. Но с оговоркой — предоставить расчёты. 

Искупление вины

Другой поправкой стала закупка контейнеров для сбора ТКО на сумму 115,5 млн руб. В пояснительной записке сказано, что, согласно федеральному законодательству, «Теплоэнерго» должно приобретать контейнеры, но на сумму не более чем 1% от необходимой валовой выручки (общего количества понесённых расходов, учтённых в тарифе). То есть 37,6 млн руб. «На начальном этапе реализации реформы коммунального хозяйства этих средств недостаточно, так как это составляет всего 31% от общей потребности», — говорится в документе. Потребность — 13 тыс. штук. Всего требуется 153 млн руб., но, учитывая, что 37,6 млн руб. уже есть в тарифе, не хватает ещё 115,5 млн руб. 

Отвечая на вопросы депутатов, Антон Удальёв пояснил, что контейнеры будут распределяться по трём направлениям. Во-первых, на контейнерные площадки, которые муниципалитеты оборудуют в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Во-вторых, в те территории, где есть решения надзорных органов — прокуратуры и Росприроднадзора, — установить контейнеры. В-третьих, на площадки, согласованные со всеми участниками процесса (муниципалитет, возчики, УК, жители, регоператор).

«Тех 290 млн руб., которые выделяются по федеральной программе на обустройство контейнерных площадок, тоже недостаточно, — признался Удальёв. — Для нас самих это было удивлением. Но мы должны понимать, что мы сейчас находимся на пути становления этой системы. Если мы начинали с 6 тыс. точек вывоза мусора, то сейчас говорим о 17 тыс.».

Когда Илья Шулькин попросил поддержать эту поправку, Зырянова пошутила, что он лоббирует интересы правительства. 

«Я не то чтобы лоббирую, — продолжил Шулькин. — Если философски уходить в эту тему, я считаю, что мы все несём ответственность за решения, принятые в предыдущий предвыборный период. За неоптимальные, мягко скажу, нормативно-правовые акты, которые принимались ранее командой, которая, к счастью, отсюда отъехала. И то, что в своё время я вас как своих коллег не смог убедить прикрыть или не дать реализовать некоторые схемы, — это тоже часть моей вины». Да, содержание и обустройство контейнерных площадок — это обязанность муниципалитета, но всё равно это деньги бюджета. При этом муниципалитеты отказываются брать это имущество на баланс — контейнеры часто воруют или портят (директор «Теплоэнерго» Алик Башаев две недели назад сказал депутатам, что такие сообщения приходят к нему чуть ли не каждый день), и муниципалитеты вынуждены будут возобновлять за свой счёт парк контейнеров. Но выделение денег на покупку контейнеров ГУПу, а не территориям, позволяет более гибко подойти к вопросу. Например, сейчас «Теплоэнего» ведёт переговоры с возчиками, чтобы они взяли контейнеры под свою ответственность. «Собственность остаётся краевой, но подрядчик несёт ответственность, если возникает кража или поломка, — отметил Шулькин. — Считаю, что такой подход эффективнее, поскольку он позволяет сократить расходы бюджета на содержание парка контейнеров». 

Эту поправку депутаты поддержали охотнее.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться