Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Добавить в избранное

Поделиться

Jakob Bro, Thomas Morgan & Joey Baron — Streams

Не всякая музыка попадает в основной каталог лейбла ECM. Лера Ауэрбах, Тигран Хамасян, Каролин Видман, Матс Эйлертсен — если что-то и объединяет эти имена, то явно не общие стилевые метки. За неимением более точных выражений назовём это алхимическим сочетанием интеллектуальной глубины, исполнительского новаторства и академической базы. В сложившуюся формулу музыка датского гитариста Якоба Бро вписывается вполне. Поучившись в Ритмической консерватории в Копенгагене, в Колледже Беркли в Бостоне, в Новой школе джаза и современной музыки в Нью-Йорке, он так и не получил степень, зато выпустил 13 альбомов в качестве лидера групп и с завидной регулярностью собирает престижные награды. Альбом Streams стал вторым диском в базе ECM для джазового трио Якоба Бро.

На восприятие этой пластинки нужно настроиться: в том, что вы услышите, больше случайного, чем запланированного. «Мне нравится, когда мы намечаем для себя оттенки настроения и фактуру или открываем их вместе, но я не настаиваю на тех или иных направлениях», — рассказывает Бро о работе в студии. На практике мы будто следим за размышлениями героя, выраженными джазом. Электрогитара Якоба Бро повторяет мелодии, но каждый раз недоговаривает; контрабас Томаса Моргана звучит как внутренний голос; барабаны Джоуи Барона не отбивают ритм — лишь шепчут. В такой расплывающейся интровертной эстетике музыка не закрывается от слушателей — напротив, изображает ту вялую динамику эмоционального и ассоциативного, которая знакома каждому. Тягуче-меланхоличная Opal, следуя названию, играет случайными отблесками одной мелодии, в Shell Pink «внутренней голос» вдруг оказывается разговорчивее основного, гитарного, а в главной теме Heroines есть и вовсе что-то от Монтеверди. Подобную прогулку по прошлому и собственному воображению слушатель совершает вместе с Олегом Нестеровым в его проекте из «Жизни планет». Схожий с ним по интонации, альбом Stream менее концептуален и сконцентрирован. Так и поток собственных размышлений — всегда ни о чём и одновременно о самом главном.

Купить.

Soft Glas — Late Bloom

Жоао Гонсалесу, американскому продюсеру кубинского происхождения, есть на кого равняться. Среди вдохновителей он называет в первую очередь своего отца, Гонсало Рубалькабу — джазового пианиста, удостоенного «Грэмми». Несмотря на понятную любовь к классическим жанрам, сам Жоао всё-таки выбрал электронную музыку — за ту свободу, которую она даёт артисту, за то, что «всё подходит и любой метод принимается». Взяв псевдоним Soft Glas (именно так, с одной «s»; к тому же в Twitter имя оказалось свободным), год назад Гонсалес выпустил первый мини-альбом, пытаясь «найти свою идентичность» и «не подвергаться чрезмерному влиянию текущих трендов». Хотя выбранные творческие ориентиры внушают уважение, пока музыканту удаётся следовать им лишь отчасти.

Кубинец ещё далёк от обретения уникальной манеры, но уже уходит от подражательности. Созданный в интонациях соула и техниках IDM, альбом Late Bloom достаточно богат на нетривиальные звуковые решения. Происходит это, в том числе, благодаря плодотворному сотрудничеству. Пытаясь найти через Twitter басиста для трека Round, Гонсалес встретил в лице Алекса Шостака ещё и ценного единомышленника. В песнях Somewhere и Yosi звучит голос вокалистки Fishdoll, в Dealing in Hypotheticals задействованы саксофонист Cautious Clay, струнный дуэт Chargaux, вокалист Мэдисон Макферрин… Всего для записи пластинки было приглашено 12 музыкантов, в то время как за тексты, музыку и сведение отвечал, прежде всего, сам Жоао Гонсалес. Вмонтировав собственные переживания в поток утробных битов, приглушённых синтезаторов, интригующих щелчков и масляных вокальных партий, он выпускает вполне универсальный лаунжевый альбом. Ещё немного — и оригинальный стиль вылупится-таки из сослагательного наклонения.

Слушать. Купить.

MV & EE — Root / Void

С виду загадочное сочетание MV & EE всего лишь инициалы Мэтта Валентайна и Эрики Элдер. Американский дуэт пишет психоделическую музыку последние 16 лет и, судя по дискографии, делает это увлечённо. Группа выпустила 34 альбома, большая часть которых вышла на её домашнем лейбле Child of Microphones. В разное время вместе с Валентайном и Элдер играл 21 музыкант, в основном, те, кто, мягко говоря, не собирает стадионы. Судя по очередной, тридцать пятой, работе MV & EE, они даже не думают о больших перспективах и при этом чувствуют себя прекрасно.

Вербальная нагрузка в Root / Void сведена к минимуму. Любовь, безмятежно обобщённая до планетарных масштабом в манере «детей-цветов», кочует из песни в песню. Зачем слова, когда для передачи изменённых состояний сознания есть музыка? Вокал и гитара, погружённые в вязкую электронную субстанцию, растекаются по альбому, почти не утяжелённые ритм-секцией. Один из треков так и называется: yr my jam. Психоделия ради психоделии длится пять, восемь, десять минут и, кажется, может продолжаться вечно. По словам рецензента журнала Pitchfork, заключительный, самый длинный трек оставляет ощущение густой атмосферной влажности. Интересно, что на самом деле Валентайн и Элдер живут в штате Висконсин, похожем по климату на Центральную Сибирь.

Слушать. Купить.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться