Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Добавить в избранное

Поделиться

Frank Ocean — Blonde

О новом альбоме Фрэнка Оушена уже слагают легенды и длинные аналитические тексты. Не имея возможности заниматься в рамках обзора ни тем, ни другим, очертим лишь масштабы события. Второй альбом Оушена Channel Orange, которому рукоплескали критики настоящие и диванные, вышел четыре года назад, и третьего LP люди ждали с нетерпением, раззадоренные неоднократным переносом даты релиза. Вдруг 2 августа на сервисе Apple Music включается прямая трансляция того, как Оушен мастерит какие-то ящики в какой-то мастерской — как потом выяснилось, лестницу наверх. Поднявшись по ней, музыкант опубликовал визуальный альбом Endless, своего рода сборник черновиков. Уже на следующий день вышел основной альбом Blonde. Специально созданный журнал Boys Don’t Cry, в котором можно найти список любимых фильмов музыканта или интервью с людьми, причастными к записи, — ещё один, но далеко не последний атрибут релиза. Конечно, в современном музыкальном маркетинге можно встретить и не такие чудачества, но дело не только в подогревании сенсации.

В первой же песне Nikes есть строчка, относящаяся к одной из доступных поклонниц: «Must be on that white like Othello». В шекспировской трагедии чернокожий Отелло делит ложе с «белой» женой Дездемоной, на что намекает Яго в одной из сцен. Игра слов открывает пикантную двусмысленность, когда узнаешь, что «be on that white», значит «быть под кокаином». Из таких криптографических узлов, связывающих ночные клубы и дорогие машины с более универсальной поэтикой, и состоят тексты Blonde. Порой сложно понять, речь идёт о летнем закате или об очередном наркотическом эвфемизме?

Лирика Фрэнка Оушена сосредоточена внутри одной жизни. Детство в родном Новом Орлеане, старые друзья, очередная любовная связь упоминаются чаще расовой проблематики, люксовых брендов, известных персонажей из своей тусовки. При этом список тех, кто принял участие в записи, впечатляет: Бейонсе, Andre 3000, Кендрик Ламар. Аранжировки, собранные из неярких клавишных и неброских эффектов, негромких битов и ненавязчивых гитар, становятся достойным, нескучным окружением, но будто намеренно исключают шансы на вирусную раскрученность. Blonde похож на большой арт-объект в хип-хоп-культуре, равно как The Life of Pablo Канье Уэста. Но если Уэст берёт скандальностью и обескураживающим самомнением, то Фрэнк Оушен — тонкой романтикой тёмного гедонизма. Так альбом обрастает своей мифологией, тяжеловесной и затвердевшей в специфическом культурном коде. Показательно, что желающих поковыряться в ней будет предостаточно и по ту, и по другую сторону океана.

Купить.

Motion Graphics — Motion Graphics

Нью-йоркский электронщик Джо Уильямс создал сольный проект Motion Graphics и теперь выпускает одноимённый альбом. Пластинка выходит на лейбле Domino, а это значит, что Уильямс продолжает пребывать в компании Wild Beasts, Dirt Projectors и, конечно, Animal Collective, лукавых гуру авангардной электроники. Последний студийный сборник Smoke музыкант выпустил ещё в 2007 году под псевдонимом Уайт Уильямс, и за это время многое изменилось. Абсурд перетёк из текстов в саунд и породил материальные формы.

Звук Motion Graphics воспринимается почти тактильно. Разноцветные колбы и шары будто лопаются прямо в руках, а невообразимые пластиковые конструкции вырастают над головой. Понять, откуда берутся эти звуки, едва ли возможно — ясно лишь, что Уильямс обзавёлся обширной библиотекой семплов. Пока он лениво выводит текст в перерывах между взрывами гигантских пузырей, вспоминаешь, что похожие барочные феерии устраивают голландский битмейкер Jameszoo и российский электронщик Антон Маскелиаде. В своих треках Motion Graphics не столько пестует, сколько упорядочивает хаос. Вдохновляясь современной цифровой средой, он даёт музыкальную форму всем тем звонкам, сигналам уведомлений, джинглам, которые беспорядочно нас окружают.

Слушать. Купить.

Hamasyan/Henriksen/Aarset/Bang — Atmospheres

Армянский пианист Тигран Хамасян переехал в США ещё в начале 2000-х годов и с тех пор плодотворно работает в поле джазовой эклектики. Крепко держась за национальную культуру и не брезгуя треками Skrillex в плеере, он записывается сольно и в составе совместных проектов. Для создания Atmospheres Хамасян объединился с тремя опытными норвежскими музыкантами: трубачом Арве Хенриксеном, гитаристом Эйвиндом Аарсетом, электронным продюсером Яном Бэнгом. Получилось нечто, что можно назвать джазом лишь с сильным акцентом на слове «экспериментальный».

Atmospheres целиком состоит из импровизаций, в том числе на произведения Комитаса — известного армянского композитора рубежа XIX и XX веков. Так, в свободных партиях фортепиано сквозят гармонии народных песен, а труба искусно подражает тембру дудука. В разных композициях силы распределяются по-разному. В Traces I отрывистые арпеджио шелестят по эмбиентнтому полотну, в Traces II клавиши превращаются в мощный ливень, а в начале Traces V / Garun A все инструменты что-то тревожно и нестройно шепчут. Наблюдать за этими метаморфозами лучше в медитативной сосредоточенности: динамика Atmospheres сводится к тому, что звуки самозабвенно плавают в невесомости.

Слушать. Купить.


Материалы по теме

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Kelsey Lu — Church EP, The Amazing — Ambulance, Lou Rhodes — Theyesandeye

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Omar Rodriguez-Lopez — Cora zones, Dinosaur Jr. — Give A Glimpse Of What Yer Not, Manu Katché — Unstatic

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Wild Beasts — Boy King, Thee Oh Sees — A Weird Exits, Black Atlass — Haunted Paradise

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Preoccupations — Preoccupations, Ólаfur Аrnаlds — Islаnd Sоngs, Mats Eilertsen — Rubicon

Добавить в избранное

Добавить в избранное

Peter Broderick — Partners, Crystal Castles — Amnesty (I), Ed Harcourt — Furnaces


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться