Афиша. Пермь. Избранное
Куда пойти с 22 по 29 мая
Разумеется, главное событие, которое проходит на протяжении всей недели и выходит за её пределы — это Дягилевский фестиваль. Казалось бы, на этом можно поставить точку, но есть ещё несколько событий, которые могут стать сенсациями: это, например, премьера очередного спектакля для взрослых в Пермском театре кукол, премьера в «Балете Евгения Панфилова», а также марафон хоров в рамках фестиваля «Поющее поле Прикамья» в краевой филармонии.
Для любителей изобразительного искусства — редкая возможность оценить творчество художницы Анастасии Георгиевский, живущей на Шри-Ланке. Есть и события для книголюбов: в Пушкинской библиотеке в рамках программы «Похвала чтению» состоится встреча с путешественником Андреем Королёвым, который представит свою книгу «Тайны полюсов недоступности».
Дягилевский фестиваль набирает обороты и достигает максимальной плотности событий. Главное в ближайшие дни — спектакль современной хореографии Kaash (16+), творение крупнейшего британского хореографа современности Акрама Хана.
Британский хореограф и танцовщик бенгальского происхождения Акрам Хан — один из самых востребованных и титулованных постановщиков в мире современного балета. С ранних лет овладевший мастерством европейского танца и прошедший стажировку в проекте X-Group Анны Терезы де Кеерсмакер, по мере взросления он всё больше интересовался индийской культурой. Сегодня Акрам Хан ведёт диалог со зрителем на уникальном метаязыке, лексика которого не что иное, как альянс западного contemporary dance и восточного нарративного танца катхак.
Казавшиеся в нулевые экспериментальными и дерзкими, его совместные проекты с такими звездами, как Жюльет Бинош (In-i), Сильви Гиллем (Sacred Monsters) и Сиди Ларби Шеркауи (Zero degrees), сейчас уже имеют статус признанной, но не утратившей свежести классики. Респектабельность хореографа упрочена выступлением его труппы на Церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне (2012) и захватывающим танцпоединком с «Форсайтом от фламенко» Израэлем Гальваном (Torobaka, 2014).
С 2005 года Акрам Хан — постоянный приглашённый артист лондонского Sadler’s Wells Theatre, а в 2014-м он поставил танцевальные номера для фильма Desert Dancer («Танцовщик пустыни»), премьера которого состоялась в феврале 2015-го. Артисты Akram Khan Company выступали в России неоднократно, однако спектакль Kaash они привозят впервые.
Kaash (на языке хинди «если бы») — первая полнометражная работа Акрама Хана, премьера которой состоялась в 2002 году и сразу взорвала умы искушённой публики. Камерный состав танцовщиков (два юноши и три девушки) под сложный ритм табла представил в аскетичном пространстве сцены эпическое действо об устройстве мира. Отправной точкой для хореографа послужил образ индуистского бога-творца Шивы. Архитектура спектакля выстроена на слиянии техники восточных единоборств, танца катхак и contemporary dance с телесными выбросами энергии, которые сменяются медитативными соло и трио с потрясающей игрой запястьев рук. За два года активных гастролей эта постановка была показана в 23 странах мира и удостоена The Critics» Circle National Dance Award в номинации «Лучшая современная хореография».
На Дягилевском фестивале будет представлена обновлённая версия спектакля 2014 года. Акрам Хан качественно изменил состав исполнителей, передав свою роль ментора одной из четырёх танцовщиц, а чёрную униформу, стилизованную под традиционный индийский сальвар-камиз, сменили платья или юбки, напоминающие костюмы дервишей.
Пермский театр оперы и балета, 23 мая, 19:00
Ряд важнейших фестивальных событий связан с творчеством Леонида Десятникова, который отмечает в этом году 60-летие, а на фестивале выступает в качестве куратора-резидента.
Десятников-гала (12+) — авторский вечер к 60-летию композитора.
В программе:
«Возвращение» для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели;
«По канве Астора» для скрипки, альта, виолончели и фортепиано;The Leaden Echo («Свинцовое эхо») для голоса и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса;
«Песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к кинофильму «Москва».
Исполнители:
Юрий Миненко (контртенор);
Моника Санторо (сопрано);
Алексей Гориболь (фортепиано);
солисты оркестра VusicAeterna.
Дирижёр — Артём Абашеев.
Леонид Десятников — ключевая фигура современного российского музыкального поля. Он определяет собственный стиль как «эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом». Его любимый жанр — «трагически-шаловливая вещица».
Дмитрий Ренанский, музыкальный критик:
— Для академической музыки 1990-х фигура Десятникова стала таким же символом и жупелом, как фигура Шостаковича — для музыкальных 1950—1970-х, а Шнитке — для 1980-х. Если бы Десятникова не было, его нужно было бы придумать: лучшую кандидатуру на роль культурного героя от музыкального цеха трудно было бы представить.
Среди основных сочинений Десятникова — камерная опера «Бедная Лиза» по мотивам одноимённой повести Николая Карамзина (1976; 1980); опера «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина (2004), написанная по заказу Большого театра; балеты «Утраченные иллюзии» (2011) и «Опера» (2014) — оба были хореографически решены Алексеем Ратманским; симфония для солистов, хора и оркестра The Rite of Winter 1949 («Зима священная 1949 года», 1998); вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова «Любовь и жизнь поэта» (1989), «Русские сезоны» для сопрано, скрипки и камерного оркестра на русские народные тексты(2000) и другие произведения.
Десятников — автор музыки к многочисленным фильмам, в том числе «Кавказский пленник» (реж. Сергей Бодров, 1996), «Дневник его жены» (реж. Алексей Учитель; 2000), «Москва» (реж. Александр Зельдович; 2000; Гран-при на Фестивале кино- и медиамузыки в Бонне за лучший саундтрек), «Олигарх» (реж. Павел Лунгин, 2002), «Мишень» (реж. Александр Зельдович; 2011; Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый Слон» за лучшую музыку к фильму).
Органный концертный зал, 26 мая, 19:00
По традиции, в программе фестиваля есть несколько ночных гала-концертов, которые проходят в Доме Дягилева и отличаются особой атмосферой: никаких программок, никакого конферанса, исполнители играют то, к чему лежит душа, а зрители могут располагаться не только на стульях, но и на полу, застеленному пушистым ковром, на котором разбросаны подушки.
Участниками Скрипичного гала (18+) будут Патриция Копачинская, Илья Грингольц и Каролин Видман.
Патриция Копачинская — скрипачка из Швейцарии с молдавскими корнями. Исполняет практически весь базовый репертуар от музыки барокко до классики, и никогда произведение не звучит в её руках тускло. Играя на скрипке Джованни Франчески Прессенды 1834 года, она, подобно медиуму, становится проводником слушателя в новые музыкальные миры. В том числе, миры современных композиторов: Патриция исполнила более 50 мировых премьер.
Обладательница различных наград, Копачинская в 2012 году, помимо прочего, стала призёром Praetorius Musikpreis Niedersachsen Award в номинации «Инновация», а в 2014-м была названа Королевским филармоническим обществом Великобритании «Инструменталистом года».
Она также сочиняет собственные произведения и в качестве посла доброй воли организации по защите прав детей Terre des Hommes участвует в благотворительных проектах на территории родной Молдовы.
Илья Грингольц поиском новых музыкальных идей утвердил себя как неординарная творческая личность. За плечами Ильи, несмотря на его молодой возраст (32 года), —15 лет успешной скрипичной карьеры.
Уже в 16-летнем возрасте скрипач одержал победу на Конкурсе Паганини в Генуе (1998), где помимо высшей награды получил два специальных приза и стал самым молодым победителем за всю историю этого конкурса.
Илья Грингольц был первым исполнителем многих сочинений, в том числе посвященной ему скрипичной сонаты Питера Максвелла Дэвиса. Особое место в его творчестве занимает аутентичное исполнение старинной музыки. Так, летом 2010 года на музыкальном фестивале в Вербье совместно с Масааки Судзуки музыкант сыграл на барочном инструменте полный цикл скрипичных сонат Баха. С 2008 года Илья Грингольц является первой скрипкой созданного им Грингольц-квартета.
Илья Грингольц является профессором Высшей школы искусств (Цюрих), а также приглашённым профессором Королевской шотландской Консерватории (Глазго). Играет на скрипке Страдивари 1718—1720 годов, предоставленной ему из частной коллекции.
Дом Дягилева, 22 мая, 22:00
В Piano-gala (18+) встретятся постоянные участники Дягилевского фестиваля Антон Батагов, Алексей Любимов и Полина Осетинская.
Премьера этого, самого медитативного и углублённого, музыкального проекта Дягилевского фестиваля состоялась в 2012 году. За три года концерт стал отличительной чертой нового фестивального формата. Собираясь ближе к полуночи в Доме Дягилева, музыканты и зрители играют свои любимые произведения в темноте при свете ламп-светлячков, причём программу концерта слушатели узнают только в самом конце, после аплодисментов. Делается это не ради шутки или проверки эрудированности публики: художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис считает, что стереотипы, которые возникают при анонсировании того или иного произведения, мешают услышать его подлинную суть. Многие считают, что любят Моцарта и Чайковского и не любят Шёнберга и Мессиана, но останется ли это мнение таковым, если они не будут знать, кто написал музыку, которую они слушают в данный момент?
В этот раз трио исполнителей составят выдающиеся пианисты современности, каждый из которых известен своими неожиданными репертуарными поисками.
Антон Батагов — пианист, композитор. В 1990-е годы некоторое время жил в Нью-Йорке и тогда же успел обратить на себя внимание ведущих американских критиков. Его запись «Искусства фуги» (1993) музыковед Ричард Костеланец назвал «самой потрясающей интерпретацией Баха со времён Гленна Гульда». В дискографии музыканта, насчитывающей более 30 компакт-дисков, представлены его собственные сочинения, а также записи классической и современной музыки. В 1997-м Батагов отказался от выступлений и занялся духовными поисками. Его возвращение на сцену после 12-летнего затворничества стало одним из главных событий 2009 года.
Алексей Любимов — пианист, органист, дирижёр, педагог, народный артист России. Сторонник аутентичного исполнения музыки XVII—XIX веков, в то же время увлечённый апологет новейшей музыки. Руководил ансамблем «Музыка — ХХ век» (1969—1974), впервые исполнившим в России произведения Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Выступил инициатором создания и возглавил открытый в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России введены программы обучения игре на старинных инструментах. По мнению самого пианиста, «старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...». Всеми этими «языками» музыкант владеет в совершенстве. С 1998 года является профессором Университета Mozarteum в Зальцбурге.
Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976—1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года. Инициатор и художественный руководитель I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской государственной академической филармонии (1999).
Активный участник различных международных фестивалей. Среди них: фестиваль Иегуди Менухина в Гштаде, Гидона Кремера в Локенхаузе, Берлинский и Зальцбургский фестивали, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многие другие.
Дом Дягилева, 28 мая, 23:00
Участники гала-проектов выступят также с сольными или ансамблевыми камерными программами.
Патриция Копачинская выступит дуэтом с пианистом Маркусом Хинтерхойзером (6+). В программе произведения Галины Уствольской:
Соната для скрипки и фортепиано (1952);
Вторая (1949) и Пятая (1986) сонаты для фортепиано;
Дуэт для скрипки и фортепиано (1964).
Маркус Хинтерхойзер — австрийский пианист и музыкальный деятель, учился в Венском университете музыки и в университете Зальцбурга Mozarteum у Елизаветы Леонской и Олега Майзенберга. В последние годы деятельность Маркуса Хинтерхойзера была сосредоточена на интерпретации современной музыки, в частности, произведений Луиджи Ноно, Карлхайнца Штокхаузена, Мортона Фельдмана и Дьёрдя Лигети. Наряду с многочисленными записями для радио и телевидения, он также записал всё фортепианное наследие Шёнберга, Берга и Веберна, а также произведения Фельдмана, Ноно, Галины Уствольской и Джона Кейджа.
С 1993 года Маркус Хинтерхойзер был одним из кураторов программы «Течение времени» (Zeitfluss) в рамках Зальцбургского фестиваля. В 2006 году он занял должность директора концертной программы фестиваля. В 2011-м Хинтерхойзер стал на один год интендантом Зальцбургского фестиваля. С 2014 года — интендант Венского фестиваля (Wiener Festwochen).
Маркус Хинтерхойзер — один из тех немногих музыкантов, чье исполнение своей музыки композитор Галина Уствольская считала образцовым.
Галина Уствольская (1919—2006) — одна из лучших учениц Шостаковича в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, яркий и самобытный композитор советского времени, рождённый исторической системой и противостоящий ей. Вся её жизнь была связана с родным городом — Петроградом — Ленинградом — Санкт-Петербургом.
Первые произведения Уствольской имели значительный успех и исполнялись ведущими музыкантами на престижных концертных площадках города. Однако уже в 1950-х годах её имя стало постепенно исчезать с концертных афиш, выстраданные произведения, написанные не на заказ, оставались долгое время неизвестными — между их окончанием и изданием проходили иногда десятки лет. Уствольская оказалась в изоляции, поскольку не желала участвовать в общественно-политической жизни, а её музыка была слишком далека от советских идеалов. И хотя она изредка звучала на концертах, фирма «Мелодия» выпустила некоторые её записи, а ленинградские музыкальные критики высоко оценивали её талант, сам автор был недоволен уровнем исполнения своих работ.
Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа, она чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагического пафоса при аскетичности выбора выразительных средств. Музыкальное мышление Уствольской отличается мощным интеллектуализмом, содержание произведений — пронзительной духовностью. Исполнительские составы её симфонических и инструментальных произведений всегда исключительно оригинальны (оркестровке она училась сама). Виктор Суслин, с которым Уствольская поддерживала дружеские отношения на протяжении многих лет, однажды назвал её «голосом из «Чёрной дыры» Ленинграда, эпицентра коммунистического террора, города, пережившего столь ужасные страдания и муки войны». Уствольской нравилось это сравнение (которое она сама же придумала, написав кому-то в письме, что её музыка — это «Musik aus dem schwarzen Loch»), хотя история, политика и общественная жизнь её абсолютно не интересовали. По-настоящему её интересовала только собственная музыка. И это был больше, чем интерес — постоянный и интенсивный процесс сочинения занимал все её мысли.
Органный концертный зал, 23 мая, 17:00
Скрипач Илья Грингольц выступит в дуэте с пианистом Петром Лаулом (6+).
В программе:
Роберт Шуман, Соната для скрипки и фортепиано № 2 ре минор;
Бела Барток, Соната для скрипки и фортепиано № 2;
Рихард Штраус, Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор.
Разносторонний, яркий пианист Пётр Лаул регулярно выступает как солист и ансамблист на лучших концертных площадках России и Европы. Он получил образование в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1990—1995), в классе профессора Алексея Сандлера, под чьим руководством продолжил обучение в консерватории (1995—2000) и аспирантуре (2000—2002). С 2002 ведет класс специального фортепиано в консерватории и школе-лицее.
Являясь лауреатом первых премий нескольких международных конкурсов, Пётр Лаул интенсивно выступает с сольными концертами — его имя можно увидеть на афишах концертных залов России, Европы, США, Японии. Особое внимание пианист уделяет камерному музицированию. Среди его постоянных партнеров — Илья Грингольц, Граф Муржа, Алёна Баева, Квартет имени Бородина, Александр Гиндин, Сергей Левитин, Давид Грималь, Лоран Корсиа, Марк Коппей.
Органный концертный зал, 25 мая, 18:00
Программа Антона Батагова и оркестра MusicAeterna прозвучит на церемонии награждения премией Дягилевского фестиваля для молодых критиков в области академической музыки и музыкального театра «Резонанс». В концерте «Медленная музыка. Рояль и оркестр» (12+), прозвучат вторые — медленные — части известных классических концертов для фортепиано с оркестром:
Иоганн Себастьян Бах, Концерт № 3 ре мажор BWV1054. II. Adagio;
Вольфганг Амадей Моцарт, Концерт № 20 ре минор. II. Romance;
Эдвард Григ, Концерт ля минор. II. Adagio:
Людвиг ван Бетховен, Концерт № 4 соль мажор. II. Andante con moto;
Йозеф Гайдн, Концерт ре мажор. II. Un poco adagio (с каденцией Антона Батагова);
Вольфганг Амадей Моцарт, Концерт № 23 ля мажор. II. Adagio;
Морис Равель, Концерт соль мажор. II. Adagio assai;
Сергей Рахманинов, Концерт №4 соль минор. II. Largo;
Иоганн Себастьян Бах, Концерт № 7 соль минор BWV1058. II. Andante.
Антон Батагов, пианист:
— Однажды мне пришла в голову идея: сольный концерт только из медленной музыки. И вот сижу я, выстраиваю эту программу, и вдруг мне звонит Теодор Курентзис и говорит: «Слушай, у меня есть идея. Давай сыграем с тобой программу, которая будет состоять только из медленной музыки. Возьмём медленные части разных концертов и сыграем их подряд, без перерыва». Представляете? Эта идея возникла у нас одновременно! Разница только в том, что я думал о сольном концерте, а Теодор — о музыке для фортепиано с оркестром.
Когда я стал выбирать, что именно мы сыграем, мне было непросто, потому что гениальных медленных частей так много! Было выбрано девять произведений, и из них сложилась программа нашего с Теодором первого совместного выступления. Для меня это ни с чем несравнимое счастье — выйти на сцену вместе с ним.
Этот проект — нарушение всех правил и понятий о том, как «надо». Как выглядит типовая симфоническая программа? Увертюра из оперы, концерт для фортепиано (или скрипки, или еще чего-нибудь) с оркестром, а во втором отделении — симфония. А как строится симфония, соната, инструментальный концерт? Быстро — медленно — быстро. Медленная часть — это перерыв между быстрыми, чтобы слушатель успел отдохнуть, а потом помчался дальше.
Принято чередовать быстрое с медленным, а иначе станет скучно. Но нам не бывает скучно. И мы никуда не спешим. И в эти полтора часа, которые будут состоять только из медленных звуков, время идёт по-другому. Мы предлагаем слушателям оказаться вместе с нами в таком месте, где никто не торопится. Где музыка не становится отражением того, из чего состоит повседневная жизнь. Точнее, поверхность, видимость жизни. Давайте нажмем кнопку «Пауза» и остановим эту видимость, чтобы расслышать то, что скрыто за ней. Чтобы светская музыка стала молитвой. Чтобы мы встретили самих себя. Раньше мы уже встречались, но у нас не было времени осознать, какие мы на самом деле.
Пермский театр оперы и балета, 27 мая, 19:00
Пианист Алексей Любимов сыграет дуэтом с коллегой Вячеславом Попругиным (6+).
В программе:
Игорь Стравинский, Dumbarton Oaks Concerto (транскрипция автора для двух фортепиано);
Эрик Сати, «Предпоследние мысли» для двух фортепиано, тексты Эрика Сати читает Вячеслав Попругин, комментарии Алексея Любимова;
Эрик Сати, «Сократ», симфоническая драма в трёх частях (транскрипция Джона Кейджа для двух фортепиано);
Эрик Сати, Cinema, симфонический антракт из балета Relache (транскрипция Дариюса Мийо для двух фортепиано);
Эрик Сати, Прелюд № 1 к «Сыну звёзд»;
Эрик Сати, «Маленькая увертюра к танцу»;
Эрик Сати, Gnossienne No. 5;
Игорь Стравинский, Концерт для двух фортепиано соло.
Алексей Любимов не только исполнит произведения Эрика Сати, но и сыграет роль композитора, на которого он чрезвычайно похож внешне.
Пианист Вячеслав Попругин учился в Хабаровском краевом училище искусств в классе Ларисы Токаревой, продолжателя традиций школы Генриха Нейгауза. В 2000 году окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных в классе профессора Александра Александрова.
Формирование нынешнего исполнительского облика пианиста прошло через этапы концентрации интереса в различных стилях и жанрах музицирования. Длительное увлечение современной музыкой привело к тесному сотрудничеству с такими композиторами, как Эдисон Денисов, Сергей Беринский, Александр Раскатов, Борис Филановский, Марина Шмотова. Богатая концертная жизнь, выступления соло и в составе камерных ансамблей, а также с оркестрами дали музыканту обширный исполнительский опыт.
Знакомство с виолончелисткой Наталией Гутман в 1999 году ознаменовало начало нового, необычайно плодотворного этапа в жизни и творчестве пианиста.
С 1999 года Вячеслав Попругин преподаёт в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где ведёт классы специального фортепиано и камерного ансамбля. Круг его интересов не ограничивается традиционным общением с музыкой — его карьера успешно развивается также в направлении звукорежиссуры.
С 2014 года музыкант живёт и работает в Королевстве Нидерланды.
Органный концертный зал, 29 мая, 17:00
Среди самых «громких» проектов Дягилевского фестиваля 2015 — концерт вокального ансамбля старинной музыки Odhecaton (Италия) (16+).
В программе:
Кшиштоф Пендерецкий. Benedicamus Domino (Organum и псалом 117) (1992);
Джанчинто Шельси, Antifona (sul nome Gesù) (1970);
Джанчинто Шельси, Три молитвы на латыни (1970): Ave Maria, Pater Noster, Alleluia;
Сальваторе Шаррино, Responsorio delle tenebre a sei voci (2001);
Карло Джезуальдо да Веноза, Tenebrae Responsoria Sabbati Sancti (1611).
Участники вокального ансамбля Odhecaton (в транслите — «Одекатон») — обладатели лучших мужских голосов Италии, специализирующиеся в области музыки эпохи Возрождения и барокко. Название коллектива буквально переводится как «Стопесенник» (греч. Odè — «песня» и ècaton — «сто») и отсылает к первому нотному сборнику многоголосной музыки Harmonice Musices Odhecaton (1501, Венеция), в который издатель Оттавиано Петруччи включил около ста композиций.
За более чем 15-летнюю историю существования ансамбль под руководством Паоло Да Коля снискал мировую славу как один из лучших исполнителей произведений композиторов преимущественно XV—XVI веков. Однако коллективу не чужды и духовные сочинения ныне живущих авторов. За выразительность фразировки, глубину прочтения поэтических текстов и кристальную чистоту звука певцов не раз сравнивали с «ангелами» (El País) или «врачевателями» (Amadeus).
Пермский театр оперы и балета, 25 мая, 21:00
Ещё одна сенсация фестивальной программы — показ спектакля «Электротеатра «Станиславский» «Вакханки» (18+).
Трагедию Еврипида в переводе Иннокентия Анненского поставил хорошо известный в Перми греческий режиссёр Теодорос Терзопулос.
Пенфей, правитель города Фивы, отказывается признать Диониса богом и воздать ему почести — принять участие в вакханалиях. В отместку Дионис, бог природы, вина и вдохновения, лишает рассудка женщин города и уводит их на гору Киферон. Обезумевшие вакханки, среди которых и мать Пенфея Агава, целыми днями пляшут, поют гимны в честь Диониса и пьют вино. Бог хитростью заманивает на гору самого Пенфея, он оказывается во власти вакханок и в полной мере познаёт могущество Диониса.
Мистерия, с которой когда-то начинался весь мировой театр, приобретает новый смысл и напряжение, когда её разыгрывают молодые актёры. В главной роли — бога Диониса — прима Электротеатра актриса Елена Морозова.
Теодорос Терзопулос, режиссёр-постановщик спектакля «Вакханки»:
— Я 30 лет назад ставил «Вакханок», самый первый спектакль моего театра Attis. Впервые он был показан в Дельфах, где Дионис почитался наряду с Аполлоном, где античные греки размышляли о единстве двух богов — Диониса (инстинкт) и Аполлона (логика), как о краеугольном камне меры и гармонии. 30 лет спустя изгнанник Дионис, отвергнутый европейским рационализмом, появляется в «Электротеатре «Станиславский». В месте, где сосредоточиваются основные принципы театра, способные объединить магической энергией важнейшую российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии. Где зрелые актёры театра имени Станиславского работают бок о бок с молодёжью.
Мы отправляемся в новую Одиссею на борту корабля «Арго» с Борисом Юханановым в роли рулевого. Соединяя разные точки зрения с дионисийской энергией в качестве общего знаменателя, мы пытаемся создать сложную театральную форму и воскресить смысл этой трагедии. Она — о мести, возмездии, противостоянии в мире, который отчаянно нуждается в порождающем жизнь боге Дионисе.
Выставочный центр «Пермская ярмарка», 29 мая, 17:00 и 20:00.
В фестивальной программе ещё немало ярких музыкальных событий.
В программе сольного концерта Александра Мельникова (6+) — произведения Дмитрия Шостаковича: 24 прелюдии и фуги для фортепиано.
Александр Мельников — один из самых талантливых и востребованных российских пианистов среднего поколения, заслуженный артист России. Первым и единственным наставником пианиста стал профессор Лев Наумов, у которого Александр обучался сначала в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В годы учебы Александр стал лауреатом Международных конкурсов им. Роберта Шумана в Цвиккау (1989), Королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), ЮНЕСКО в Братиславе (1991), Международной музыкальной организации «Ювентус» во Франции (1993). Корпорация BBC назвала Мельникова «артистом нового поколения 2000—2002».
С 1992 по 2007 годы Мельников был солистом Московской государственной академической филармонии. В 2013—2014 году являлся артистом-резидентом Muziekgebouw в Амстердаме.
Известный своими необычными интерпретациями и своеобразным подходом к составлению программ, Александр Мельников с первых лет своей карьеры обнаружил интерес к игре на старинных инструментах. Наибольшее влияние в этом направлении оказали на него Андреас Штайер и Алексей Любимов. Мельников регулярно играет с такими выдающимися ансамблями старинной музыки, как «Кончерто Кёльн» и «Академия старинной музыки» (Берлин).
С 2004 года музыкант записывается на фирме Harmonia mundi. В числе его записей —сочинения Бетховена, Дворжака, Шуберта, Брамса, Скрябина и Рахманинова. Успехом пользуется диск с произведениями Шостаковича, в который вошли два фортепианных концерта, записанные с Малеровским камерным оркестром под управлением Теодора Курентзиса, и Cоната для скрипки и фортепиано в ансамбле с Изабель Фауст.
Широкое признание принесли Александру Мельникову исполнение и запись цикла 24 прелюдий и фуг Шостаковича. Пианист исполнял этот цикл в Вене, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине, Токио и во многих других городах Европы, Америки и Азии. Диск с записью этого сочинения был удостоен премий BBC Music Magazine Awards 2011, BBC Music Choice Awards, Scherzo, Gramophon recommended, Choc de classica 2011, Empfehlung des Monats, Schallplatten, был включен журналом BBC Music Magazine в список «50 лучших дисков всех времен».
Органный концертный зал, 24 мая, 18:00
Музыкальный перформанс «Гиперкуб» (18+) сочинили солисты оркестра МusicAeterna Алексей Сергунин и Георгий Мансуров.
Георгий Мансуров, мультиинструменталист, солист оркестра MusicAeterna, автор идеи проекта «Гиперкуб»:
— Проект «Гиперкуб» — это мистерия, основанная на полифонии, символике и мистике древнего христианства, единстве искусств и подчинении их одной системе. Он посвящён поиску гармонии космоса и гармонии человека, нахождению своего пути в искусстве и жизни.
Гиперкуб здесь представлен как сакральное пространство, образованное символикой чисел. Восемь точек куба — октава, восемь планет Солнечной системы, 12 рёбер куба — 12 апостолов или 12 месяцев в году, 12 полутонов октавы… Это лишь малая часть тех значений, которыми пронизана структура этого пространства.
Классическая развёртка куба в виде трехмерного креста была уже использована в живописи Сальвадором Дали («Распятие, или Гиперкубическое тело»), в музыке же четвёртым измерением будет время, которое течёт в разном континууме и рождает такое явление, как полифония — именно этот принцип и лежит в основе всей музыкальной ткани.
Исполняют солисты оркестра и хора MusicAeterna, артисты Пермского балета.
Пермский театр оперы и балета, 24 мая, 22:00
Концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) — непременная составляющая программы Дягилевского фестиваля, оставшаяся со времён, когда фестивалем руководил Георгий Исаакян. МАСМ — совершенно уникальный коллектив, который отличает сногсшибательная виртуозность, глубокое понимание сути современной музыки и релкое умение передать её красоту. Программа 2015 года называется «Трансцендентные этюды» (18+). Кроме произведений зарубежных мэтров композиции. В неё включены произведения композитора из Перми Александра Хубеева.
В программе:
Александр Хубеев, Cryptocalypse для виолончели, видео и электроники;
Беат Фуррер, Invocation для голоса и бас-флейты;
Янис Ксенакис, Komboi для клавесина и ударных;
Брайан Фернехоу, «Трансцендентные этюды» для голоса и ансамбля (№№3, 4, 5);
Янис Кириакидес, «Караоке-этюды» для ансамбля, видео и электроники.
Вокальные партии исполнит Наталия Пшеничникова, известная пермякам по опере «Носферату».
В переводе с латинского слово «трансцендентный» означает «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы». Все произведения программы так или иначе трансцендентны — по запредельной исполнительской технике или экспрессии, по контрасту пограничных крайних эмоциональных состояний или сочетанию несочетаемых музыкальных средств.
Дом Дягилева, 29 мая, 23:00
Концерт Квартета им. Давида Ойстраха (6+) – ещё одно непременное мероприятие Дягилевской программы, которое происходит из года в год.
В программе:
Феликс Мендельсон-Бартольди, Струнный квартет № 2 ля минор, ор.13;
Никколо Паганини, Каприсы № 20, № 17, № 24 (переложение для струнного квартета — Федор Белугин);
Сезар Франк, Квинтет для струнного квартета и фортепиано фа минор.
Партия фортепиано — Ирина Кандинская.
Федор Белугин, альтист:
— Следуя уже сложившейся традиции, а также зная и помня о духе новаторства, присущего фигуре Сергея Дягилева, мы каждый год включаем в свою программу новые премьеры. На этом фестивале таковой станут избранные каприсы Никколо Паганини в переложении для струнного квартета. Замысел прост. Во-первых, нам хотелось представить публике лучшие образцы миниатюр великого скрипача и композитора в их неповторимом разнообразии. Во-вторых, продемонстрировать виртуозные возможности участников квартета, каждый из которых известен публике как солист. Соединив, таким образом, жанры камерной музыки и сольно-концертного исполнения, мы воплощаем живую идею создания «квартета/солистов», где оба понятия способны совпадать на самом высоком уровне.
Помимо каприсов Паганини, в первом отделении концерта прозвучит Струнный квартет № 2 ля минор Феликса Мендельсона. Как правило, редко удается заранее спланировать программу так, чтобы ко времени исполнения ансамбль находился в соответствующей эмоциональной гармонии, созвучной художественному замыслу основного произведения. В случае со Струнным квартетом №2 это соответствие неизбежно, так как идеи и мысли, пронизывающие это сочинение, бессмертны и окружают нас всюду. Квартет, написанный в 1827 году — в год смерти Бетховена, когда Мендельсону исполнилось 18 лет, продолжает линию Великого философа и Человека — Людвига ван Бетховена — и в тоже время открывает и показывает нам по-прежнему молодого, но уже другого Мендельсона. В квартете чувствуется необыкновенный внутренний надлом, высвобождающий путь колоссальной энергии и воли. Это произведение можно не только слушать и исполнять бесконечно, но и думать о нём.
Во втором отделении прозвучит Квинтет для фортепиано и струнного квартета фа минор Сезара Франка. При выборе этого произведения для нас важным моментом явилась возможность исполнить его с одной из лучших в мире исполнительниц камерной музыки, заслуженной артисткой России, профессором Московской консерватории им. П. И. Чайковского Ириной Кандинской. Квинтет занимает одно из центральных мест в творчестве композитора и, безусловно, является одной из вершин всего камерного наследия XIX века.
Органный концертный зал, 28 мая, 19:00
Как всегда, Дягилевский фестиваль включает и выставочную программу. В Музее советского наива откроется персональная выставка Павла Леонова «Последний романтик Страны Советов» (6+), посвящённая 95-летию со дня рождения художника.
В истории искусства ХХ века имя Павла Петровича Леонова стоит в одном ряду с такими художниками как Анри Руссо и Нико Пиросманашвили. Свидетель глобального общественного переустройства России, Леонов всем сердцем принял рождение нового мира, свободного от социальной несправедливости.
Его произведения — это живая разговорная речь, с множеством подробностей и неожиданных сопоставлений. Совмещая события прошлого, настоящего и будущего, живописец создаёт панораму человеческой жизни в моменты его душевного и духовного подъёма.
Сегодня Павел Петрович Леонов — самый известный советский наивный художник, произведения которого разошлись по музейным и частным коллекциям всего мира. Он смог проникновенно и точно рассказать в своих произведениях о том идеале жизни, который был обещан Коммунистической партией и правительством советскому народу. Окрылённый лозунгами о равенстве, добре и справедливости, он стал романтическим интерпретатором этих утопических идей.
Жизнь художника была полна противоречий. В его сознании мирно уживались два взаимоисключающих мироощущения. В письмах и статьях он критик, его возмущают реалии жизни, полные несправедливости и бесправия. Но в живописных произведениях он воспевает свою страну как лучшую в мире.
Музей советского наива, 27 мая — 27 июня
Дягилевский — не единственный фестиваль, который происходит на предстоящей неделе. В ближайший уик-энд Пермская филармония проведёт традиционный фестиваль хоров «Поющее поле Прикамья» (6+).
Певческий фестиваль «Поющее поле Прикамья», который был задуман шесть лет назад как эксперимент, превратился в крупный музыкальный и культуртрегерский проект. Год назад он вошёл в культурную программу Олимпиады в Сочи.
«Певческое поле» — вполне устоявшийся музыкальный термин, обозначающий место для проведения всенародных песенных состязаний, которое оборудовано эстрадой и местами для зрителей. Традиция устройства певческих полей зародилась в Прибалтике давным-давно: первый певческий праздник прошел еще в XIX веке. По огромному количеству участников-певцов мероприятие подобного рода можно сравнить с хоровыми соборами.
Сегодня подобные певческие поля устраиваются в Финляндии, Украине, иногда — в России и вот уже шестой раз в Прикамье.
Весь день на площади перед Органным зало будет продолжаться марафон хоров и вокальных ансамблей. Начнёт его Академический хор «Млада», который, в отличие от коллег, выступит внутри Органного зала. Хор исполнит военные песни и лучшие акустические акапельные номера из разных программ.
Хор «Млада» — известный молодёжный коллектив высокого профессионального уровня с 25-летней историей, лауреат международных конкурсов и фестивалей, культурный бренд Перми и Пермского края, один из наиболее востребованных хоровых коллективов на европейских сценах. Раздвигая границы традиционного хорового жанра, коллектив использует новаторские творческие идеи, владеет разностилевыми приёмами пения.
В его репертуаре свыше 300 произведений различных музыкальных направлений. Каждая ежегодная премьерная программа «Млады» — подлинное художественное событие.
Органный концертный зал, 24 мая в 12.00
В марафоне хоров open-air примут участие ансамбли «Воскресение» и «Россияне», ансамбль солистов «Хорус-квартет» с патриотическими песнями и песнями военного времени. Затем выступит Сводный детский хор Перми и Пермского края в сопровождении Камерного оркестра музыкального театра «Орфей». Завершит марафон сводный хор всех участников фестиваля.
Площадь перед Органным концертным залом, 24 мая, 15:00
Несмотря на то, что проходит Дягилевский фестиваль, артисты оперной труппы Театра оперы и балета успевают выступать с традиционными камерными концертами из цикла «Музыка для нас» (6+).
Новая программа автора проекта, солистки Пермского театра оперы и балета Натальи Кирилловой «Сергей Рахманинов: «Я не пророк…» посвящена камерному вокальному творчеству композитора. Его знаменитые на весь мир романсы поражают исключительным богатством, красочностью и разнообразием фортепианного сопровождения, далеко выходящего за пределы жанра.
В концерте принимают участие солисты оперы: Ирина Багина, Наталья Кириллова, Надежда Павлова, Ольга Рапецкая, Сергей Власов, Константин Погребовский, Павел Рейман, Алексей Герасимов, Алексей Светов, Александр Погудин, Олег Иванов, а также солист Большого симфонического оркестра театра Фёдор Дмитриев (флейта). Специальный гость — камерный ансамбль «Сретенье» под руководством Андрея Сапсая.
Центральная городская библиотека им. Пушкина (Дом Смышляева), 25 мая, 19:00
Пермские театры наперебой представляют премьеры, завершающие сезон.
«Балет Евгения Панфилова» представляет одноактный балет «Саломея» (12+) на музыку Арво Пярта. Идея и хореография принадлежит московскому хореографу Ларисе Александровой (Москва). Художественный концепт спектакля художнику Асе Мухиной (Москва).
Лариса Александрова, хореограф-постановщик:
— Отправной точкой спектакля является одноимённая поэтическая драма Оскара Уайльда и иллюстрации к ней Обри Бёрдслея. В основе драмы лежит миф об иудейской принцессе, танцевавшей перед царём Иродом Антипой и за это потребовавшей голову Иоанна Крестителя. В спектакле, однако, главным является не сюжетная линия, а пластическое и образное воплощение завораживающе иррационального и чувственного мира, который создал в своих графических иллюстрациях Обри Бёрдслей. Мы попытаемся создать в спектакле свою, ни на что не похожую реальность и поговорить о странностях любви и поисках Пророка.
В первом отделении вечера зрители увидят балет этого же хореографа «Casting-off», принёсший театру две Национальные театральные премии «Золотая маска».
ДК им. Гагарина, 25 мая, 19:00
Художественный руководитель Пермского театра кукол Александр Янушкевич посвящает свой новый спектакль для взрослых Году литературы. Знающие люди не поверят: Янушкевич со своими куклами поставил «Толстую тетрадь» Аготы Кристоф (18+).
Роман швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф «Толстая тетрадь» критика называла самой безжалостной книгой XX столетия. Агота Кристоф родилась в Венгрии в 1935 году. «Толстая тетрадь» — первое произведение крупной формы, что она написала в жизни. Роман вышел в 1986 году, когда писательнице было 50 лет. Критика и публика с восторгом приняли книгу, на сегодняшний день она переведена уже на 30 языков. История выживания детей-близнецов во время большой войны рассказана самими детьми — это их дневниковые записи. При этом в тексте отсутствуют прямые указания на место и время, где конкретно происходит действие — таков замысел автора. Это безжалостно правдивый документальный рассказ оставшихся без родителей десятилетних мальчишек, которые вынуждены взрослеть и пробиваться сквозь жизнь и некую условную, но от того не менее страшную, войну. Впоследствии, в 1987 и в 1991 году Кристоф опубликовала романы «Доказательство» и «Третья ложь», составившие с «Толстой тетрадью» трилогию.
Пермский театр кукол обращается к первой, самой яркой и трагичной книге из так называемой «Трилогии близнецов».
Александр Янушкевич, художественный руководитель Пермского театра кукол:
— Если говорить о литературной основе, то это — нереалистическое произведение. Оно хорошо завуалировано литературной формой, и потому производит такой ошеломительный эффект. Но это скорее гиперреализм — создание убедительной иллюзии. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку.
«Толстая тетрадь» — книга обо всех войнах, обо всей несправедливости, им сопутствующей, сразу. Язык её настолько универсален, что позволяет сопоставлять происходящие действия в любом пространственно-временном промежутке. Повествование о невероятной жестокости военной жизни, вложенное в уста детей, открывает еще один ракурс зрения на войну и даёт необыкновенное ощущение правды. Кроме того, лаконичность в описании событий и фактов, полное отсутствие исповедальной эмоциональности, свойственной большинству дневников, производят оглушающее впечатление.
Текст романа театр максимально заменил «визуальной частью», т.е. дневник словарный превращается в дневник визуальный — этот ход позволяет точнее отразить детское познание мира. Создатели постановки постарались предположить, что для ребёнка главное в физических образах окружающих людей — матери, отца, кюре, сапожника и т.д., и это стало кукольным наполнением спектакля. Постановка предполагает смешение жанров, техник, видов кукольных систем, визуальный ряд призван подчеркнуть основную идею режиссёра — при всей антивоенной тематике, которая здесь бесспорна и важна, ключ истории лежит в экзистенциональном поле. Война — основополагающий, но всё же — фон, на котором отображаются внутреннее одиночество и пустота.
Соединение замечательной литературной основы, современной музыки, метафорических постановочных решений даст возможность взглянуть на сложнейшие проблемы из сегодняшнего дня. Постановка «Толстая тетрадь» находится в ряду тех проектов Пермского театра кукол, которые направлены на комплектацию репертуара спектаклями, утверждающими важнейшие человеческие ценности, любовь к ближнему и сострадание, вносят свою лепту в дело мира.
Пермский театр кукол, 29 и 30 мая, 19:00
Антрепризный театр «Большая стирка» прославился в 1990-е годы благодаря спектаклю «Всё та же Пермь…» Много лет о проекте не было слышно, и вот он возвращается с поэтическим спектаклем «Чёрным по белому» (16+), посвящённым творчеству Саши Чёрного.
Участвуют известные актёры из ТЮЗа и «Новой драмы» Александр Смирнов, Дмитрий Юрков, Михаил Шестаков, Ярослав Колчанов, Алла Мезенцева, Светлана Микова. Постановщик — Дмитрий Заболотских.
Дом актёра, 25 мая, 19:00
Самая любопытная выставка (помимо тех, что открываются в рамках Дягилевского фестиваля), будет демонстрироваться в Галерее Марины Фельдблюм «25'17». Это персональная выставка Анастасии Георгиевской «Потерянные лица» (0+).
Анастасия Георгиевская — художница родом из Перми. Она очень творческий, очень ищущий человек, постоянно старающийся найти новый почерк, новые темы, новую эстетику. Прожив два года в Шри-Ланке, художница многое переосмыслила. За это время было создано несколько серий работ, в экспозиции будут представлены две из них — «Потерянные лица» и «Материнский капитал». По мнению художницы, они отражают путь, который она прошла от осознания себя как личности к обретению истинных ценностей бытия.
В мире, где изображения преследуют тебя повсюду, они же являются доказательством твоего существования. Фотография в паспорте, на пропуске, водительских правах, подтверждают, что ты — не подделка. Аватар в социальной сети — не обязательно портрет, но то, что ты есть, твоя суть, по ней тебя будут оценивать люди, которые, возможно, никогда не увидят твоего лица. Биомассу, причудливым образом распределённую природой, Богом, генетикой, — каждый выбирает свой вариант — есть способы изменить. Ведь все знают, как выглядит красота: медийные образы не дают забыть, непрерывно мелькая на телеэкранах, рекламных баннерах, страницах журналов, интернет-порталов.
Где-то на периферии сознания давно забытое «потерять лицо» утонуло в детстве, в исторических романах Гюго. Дети выросли. XXI век: «ярко выраженные индивидуальности» на тренингах личностного роста, «быть собой» на страницах модных журналов, «иметь активную гражданскую позицию», читая политические посты на фейсбуке. Но в бытии, будь то жизнь отдельного человека, государства, планеты, иногда по разным, зачастую не артикулируемым причинам, случаются разрывы. Каждый их чувствует кожей, мечется в клетке, ищет действия, ощущает, что пришёл Момент. Именно тогда ты встречаешься с собой, и ты видишь его — своё лицо.
Юлия Пронина, научный сотрудник Московского музея современного искусства:
— Кто они, таинственные персонажи серии Анастасии Георгиевской «Потерянные лица»? Российское общество в условиях новой политической реальности, глобальные потребители, запутавшиеся индивидуальности… К тантамарескам, зияющим холстом лица, можно примерить коктейль из любых желаемых черт.
Галерея 25/17, до 21 июня
Выставка «Городской пейзаж» (0+) — ежегодный проект Пермского отделения Союза художников России.
Пейзажи Перми и других прикамских городов разнолики, как разнолики художники. Среди них нет равнодушных! Каждый мастер вкладывает в образ Перми глубоко личное чувство. На выставке много работ, воплощающих образы старины. Есть пейзажи, посвящённые какому-то одному архитектурному памятнику, не потерявшему своей былой красоты. Но и самый скромный уголок города приобретает в работах художников неизмеримую ценность.
Художники показывают и новые «объекты», к которым ещё не сформировалось определенное отношение. Но ощущение новизны всегда увлекает…
Одна из новых тем современного города — тема экологии, тема очищения и сохранения городской среды как единого живого организма. Такая проблематика наиболее характерна для индустриальных городов и посёлков Прикамья. Пейзаж становится объектом для размышления, для выражения критической позиции художника в отношении к цивилизации.
В экспозиционный ряд живописных и графических работ удачно вписываются произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, которые привлекают необычностью приёмов и форм, красотой фактуры и цвета.
Дом художника, 27 мая — 30 июня
Главная кинопремьера недели — фильм в жанре фэнтези «Вне времени» (12+).
На Большом Барьерном рифе археолог-подводник Джей Финнел (Джош Хартнетт) вместе с женой исследует торговое судно XVIII века, затонувшее при таинственных обстоятельствах. Во время погружения происходит несчастный случай, и жена Джея начинает тонуть. Пытаясь спасти её, он получает серьёзное ранение, которое приводит к коме. Борясь со смертью, герой переступает границы реальности и переносится в Индию 1778 года. В другом, незнакомом ему мире он начинает жить жизнью британского офицера Джеймса Стюарта, поглощённого страстью к прекрасной женщине. Что же выберет Джей: остаться в мире прошлого и сражаться за любовь воительницы Туладжи или вернуться в реальный мир и бороться за собственную жизнь?
Фильм «Разлом Сан-Андреас» (12+) принадлежит к редкому в наши дни жанру фильма катастроф.
Рэй — пилот спасательного вертолёта, который всю жизнь помогал другим людям. На Калифорнию обрушивается мощное землетрясение, в результате которого гибнут сотни людей и образовывается огромная трещина в земле. Во всеобщем хаосе Рэю предстоит отыскать свою дочь, но сделать это будет непросто. В надежде, что его ребёнок всё ещё жив, он отправляется в смертельно опасное путешествие через весь штат…
В кинотеатрах с 28 мая
День мыльных пузырей в парке Горького — один из самых массовых и позитивных праздников летнего сезона. Здесь можно увидеть пузыри всех форм и размеров и невероятные яркие костюмы.
Желающим активно участвовать в празднике нужно взять с собой яркую, забавную одежду, мыльный раствор и различные, даже приготовленные своими руками устройства для пускания мыльных пузырей. Приветствуется наличие у участников музыкальных инструментов — гитар, дудок, свистков.
В развлекательной программе Дня мыльных пузырей-2015 запланированы выступления пермских артистов, массовый танцевальный флешмоб, конкурс необычных костюмов, подарки, съёмка с вертолёта, в завершение праздника дискотека.
Каждый пришедший на праздник сможет попробовать надуть огромный мыльный пузырь и пересмешить мима.
Парк им. Горького, 24 мая, 17:00
Библиотека им. Пушкина и студия старинного танца «Velada» приглашают на танцевальный вечер в стиле 1940-х годов.
В большом зале, который в 1941—45 годы был не только читальным, но и концертным, будут царить музыка и танцы военного поколения. Состоится лекция о моде 1930-40 годов, будет работать фотосалон, а для тех, кто специально не готовился к этому вечеру, специалисты проведут танцевальные мастер-классы.
Предполагается особый дресс-код: одежда в ретро-стиле (предвоенное, военное, послевоенное время).
Центральная городская библиотека им. Пушкина, 23 мая, 16:00
27 мая — Общероссийский день библиотек. Центральная городская библиотека им. Пушкина (Дом Смышляева) проводит для своих читателей и всех желающих программу «Похвала чтению».
В программе «Похвала чтению» сошлись тексты, вещи, поиски приключений, кино и музыка. Для беззаботного летнего отдыха в библиотеке создан огромный развал «С книжкой подмышкой», а Аллея читающих откроет в полдень сезон паркового чтения в Театральном сквере с книжными и журнальными бестселлерами. На встречу с читателями придет Андрей Королёв (13:00), знаменитый путешественник, замечательный рассказчик, автор книги «Тайны полюсов недоступности» (Пермь, «Траектория», 2015).
Жестом в адрес верных читателей и поклонников Дома Смышляева станет выставка «Предметный мир интеллектуала XX века» с комплексом интерактивных экспонатов (экскурсии по музею вещей в 11:00 и 13:00). Поисковая игра для молодых посетителей создана по мотивам мемуаров владельцев и гостей Дома и состоится дважды (в 14:00 и 17:00). А в 15:00 на свежем воздухе пройдёт экопремьера «Зелёной классики», созданной ландшафтным дизайнером Марией Стряпуниной, где будут визуализированы наши «новые подходы к библиотеке».
Вечерние программы отданы на откуп художникам и музыкантам. В 18:00 — «Встреча у рояля» пермских вокалистов, пианистов и саксофониста в программе «О, эти звуки, я вас узнаю» с сочинениями Чайковского, Шуберта, Шопена. Затем в жанре песочного шоу будет проиллюстрирован шуточный рассказ Карела Чапека «Как читают книги» (в 19.30).
Завершением праздничного дня по многочисленным просьбам пермяков станет «сумеречная» экскурсия по особняку Дягилевых — Смышляевых с бесстрашной Мариной Демидовой (в 20:00).
Центральная городская библиотека им. Пушкина, 11:00, встреча с Андреем Королёвым в 13:00
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.