Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Почти приплыли?

По мнению кредиторов и работников ОАО «Порт Пермь», банкротство предприятия наступит очень скоро

Поделиться
порт пермь

  Константин Долгановский

Кредитор ОАО «Порт Пермь» — компания «Евроинвестгрупп» — хочет доказать, что иностранные акционеры владеют пермским портом незаконно. Тем временем финансовое состояние стратегического объекта ухудшается. Рабочий персонал порта с января переведён на трёхдневную рабочую неделю. По заявлению сотрудников порта, «зимний ремонт флота не состоялся». Кредиторы порта заявляют, что его банкротство наступит примерно в середине 2015 года, после чего, по их мнению, финансовые активы «опустошённого» объекта будут переправлены за рубеж.

Отдам. Половину. Потом.

ОАО «Порт Пермь» подало кассационную жалобу на решение 17-го Апелляционного суда о взыскании с него многомиллионной задолженности в пользу компании «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх». Напомним, согласно решению апелляционной инстанции, с ОАО «Порт Пермь» в пользу компании «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх» должно быть взыскано $810 тыс. 176,8 по договору займа от 20 марта 2009 года, 841 тыс. 416,46 евро по договору займа от 19 октября 2009 года и $677 тыс. 454,43 по договору займа от 25 мая 2009 года. На данный момент долги западной компании выкупило пермское ООО «Евроинвестгрупп».

На руки кредитору уже выдан исполнительный лист на сумму 153 млн руб. (долг в пересчёте на рубли). Кредитор может получить «расчёт», не дожидаясь решения кассационной инстанции. Однако должник — порт Пермь — в свою очередь признаёт в кассационной жалобе лишь половину этой задолженности.

Руководство порта отказалось комментировать решение о подаче кассационной жалобы и причину, по которой оно признаёт лишь часть долга. «Если суд третьей инстанции примет решение о том, что мы должны заплатить, мы выплатим долг. Мы — законопослушные граждане», — заявил директор ОАО «Порт Пермь» Эдуард Лившиц в телефонном разговоре с «Новым компаньоном». От дальнейших комментариев руководитель порта воздержался.

Тем временем в арбитражных судах против ОАО «Порт Пермь» и его дочерних компаний рассматривается целый ряд других дел (некоторые из них уже завершены), по которым порт будет вынужден платить многомиллионные суммы другим кредиторам помимо «Евроинвестгрупп».

Уже 24 февраля Арбитражный суд Пермского края отказал ОАО «Порт Пермь» в ходатайстве о приостановлении исполнительного производства. Юристы порта привели 13 аргументов в подкрепление своего ходатайства, однако ни один из них суд ни счёл состоятельным.

По мнению представителей «Евроинвестгрупп», порт просит суд о рассрочке уплаты долга, так как предприятию трудно сейчас платить даже зарплаты сотрудникам.

Активы — налево, долги — направо?

Кредитор ОАО «Порт Пермь» Дмитрий Фёдоров (собственник компании «Евроинвестгрупп», скупившей долги порта, и одновременно миноритарный акционер, собственник 19% акций ОАО «Порт Пермь», — ред.) в свою очередь намерен во что бы то ни стало доказать неправомерность действий нынешнего руководства порта.

Пользуясь правом миноритария, пермская компания через суд пытается доказать неправомерность сделки от 7 января 2014 года по выводу активов ОАО «Порт Пермь» в одноимённое общество с ограниченной ответственностью — ООО «Порт Пермь». По мнению руководства «Евроинвестгрупп», решение о передаче активов из ОАО в ООО «Порт Пермь» принималось с многочисленными нарушениями и в ущерб самому порту.

В исковом заявлении говорится: 

«ОАО «Порт Пермь» во исполнение решения совета директоров от 7 января 2014 года передало ООО «Порт Пермь» недвижимое имущество и суда рыночной стоимостью 354 млн 170 тыс. 659 руб. в качестве дополнительного вклада в уставной капитал. Предметом сделки являлось имущество, стоимость которого превышает 80% стоимости имущества ОАО «Порт Пермь». Пятому члену совета директоров ОАО «Порт Пермь» ничего не было известно о заседании, проведённом на территории Чешской Республики. Даже если бы совет директоров был наделён правом одобрения сделки, совершённой между ОАО «Порт Пермь» и ООО «Порт Пермь», решение совета директоров противоречило бы уставу ОАО «Порт Пермь» и федеральному закону... Сделка могла быть одобрена только путём принятия единогласного решения всеми пятью членами совета директоров».

Согласно материалам искового заявления, 7 января 2014 года ОАО «Порт Пермь» передало ООО «Порт Пермь» ликвидные активы, а в ОАО «Порт Пермь» остались только пассивы — долги перед третьими лицами на сумму 200 млн руб. Истцы полагают, что без имущества, переданного на баланс ООО «Порт Пермь», ОАО «Порт Пермь» будет признано банкротом в кратчайшие сроки.

Истец приходит к выводу: 

«Конструкция совершённой сделки позволяет предположить, что имущество ОАО «Порт Пермь» сознательно выведено на подконтрольное юридическое лицо с целью дальнейшего вывода активов непонятно куда. Миноритарии порта требуют признать сделку недействительной, обязав ООО «Порт Пермь» возвратить ОАО «Порт Пермь» имущество рыночной стоимостью более 300 млн руб.»

В ответ на вопрос «Нового компаньона» Дмитрий Фёдоров подробно рассказывает о том, как была проведена схема по «размытию» акций, в результате которой мажоритарным акционером компании стал британец Чарльз Батлер. Кредитор акцентирует, что на деньги, «позаимствованные» Батлером у «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх» были куплены в том числе акции порта.

Дмитрий Фёдоров. собственник компании «Евроинвестгрупп»:

— Батлер использовал момент, когда умер Марк Рич (владелец «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх» — ред.), — был «выключен свет». В 2009 году по инициативе Чарльза Батлера и гражданки Чешской Республики Нинел Схейбаловой был избран новый состав совета директоров, позволивший получить двум указанным лицам фактический контроль над деятельностью ОАО «Порт Пермь».

В мае 2010 года Батлер вывел на свою компанию «Далтамэн, СЕ» основной актив порта — 14 га земельных участков на берегу Камы в Дзержинском районе Перми (кадастровая стоимость на сегодняшний день составляет порядка 1 млрд руб.). Это он успел сделать за пару дней до того, как было изменено их назначение (из промышленной под застройку жильём). Наследники Марка Рича ничего не обнаружили, и Батлер скоро решился сделать следующий шаг.

Поскольку из ОАО «Порт Пермь» не было возможно вывести причальную стену, которая обеспечивает доступ к этим участкам, Батлер запланировал размыть долю Марка Рича и заполучить компанию в свои руки. 19 августа 2010 года общим собранием акционеров было принято решение об увеличении уставного капитала ОАО «Порт Пермь» с целью концентрации контрольного пакета акций ОАО «Порт Пермь» в собственности юрлиц, подконтрольных Чарльзу Батлеру. Доля акций по первоначальной эмиссии, принадлежащих Марку Ричу, была уменьшена до 19%, а 79,299% акций приобрели компании, подконтрольные Батлеру — «Боссворт СЕ», «Грилусон СЕ», ООО «Амагер». В завершение Батлер поспешил отдать доверенные акции обратно Марку Ричу и получить квитанцию о том, что вполне рассчитался.

Тексты доверенностей, условия сделок, процедура увеличения уставного капитала позволяют утверждать, что с середины 2010 года Батлер имел мажоритарный контроль на общих собраниях акционеров, имел возможность как прямо, так и косвенно руководить деятельностью ОАО «Порт Пермь». С точки зрения корпоративного права Батлер осуществил классическую схему по размытию пакета акций. «Марк Рич» сохраняет количество акций, думая, что ничего не изменилось, при этом процент голосов снижается многократно (в данном случае с 80 до 19%).

Но главное — это нарушение закона о порядке осуществления иностранных инвестиций. ОАО «Порт Пермь» — стратегическое предприятие, и, чтобы его приобрести, иностранный инвестор должен получить разрешение специальной правительственной комиссии. Туда даже не обращались, потому что результат был бы предсказуемый.

По мнению руководства «Евроинвестгрупп», сегодня действия подконтрольного иностранным гражданам ОАО «Порт Пермь» напрямую «угрожают экономике Пермского края». В «Евроинвестгрупп» приводят в пример историю, когда на «Пермских моторах» акционером был американский концерн Pratt&Whitney. Миноритарии считают, что раньше порт был стабильно работающим предприятием, крупным налогоплательщиком. «Сейчас же предприятие находится на пороге банкротства, которое, судя по состоянию его баланса, наступит уже в середине 2015 года», — говорят партнёры порта.

По мнению представителей «Евроинвестгрупп», необходимо инициировать на предприятии проверку федеральных органов, которые доказали бы тот факт, что контроль над этим стратегическим объектом осуществляют иностранные лица, что противоречит законодательству РФ. Кредиторы приводят в пример прецедент: 23 мая 2014 года Арбитражным судом было вынесено решение по делу об иске ФАС России к иностранным компаниям, имевшим контроль над ОАО «Астраханский порт». Факт нахождения ОАО «Астраханский порт» под контролем иностранных лиц установила Федеральная служба безопасности. Контроль был признан незаконным.

Также, по информации «Нового компаньона», от имени миноритариев порта направлены заявления в правоохранительные органы. Заявители просят установить, ведут ли контроль над стратегическим объектом иностранные компании. Ведь это противоречит российскому законодательству.

«Ситуация недалека от взрыва»

Один из совладельцев и генеральный директор судоходной компании ООО «Кама Шиппинг» Алексей Сельков считает, что развал порта Пермь начался ещё раньше — в 2007 году. По мнению эксперта, портом были «умышленно расторгнуты ключевые контракты по перевозкам нерудных материалов и энергоносителей в Центральный федеральный округ РФ с целью вывести из инфраструктуры ОАО «Порт Пермь» участок в районе Решетниковского Спуска, 1. Это место даёт возможность перевалки с железной дороги и автотранспорта на суда при помощи уникальных краноподъёмных механизмов, которые в данный момент из работающих объектов превратили в металлолом. Часть ключевого флота продана».

По поводу вывода земельного участка под застройку Сельков также недоумевает: «Непонятно, как и для чего был расформирован, а впоследствии и продан иностранной компании городской район порта Пермь, представляющий стратегический и экономический интерес для всего Пермского края и обеспечивающий более 60% грузооборота этого предприятия».

Тем временем 17 февраля в редакцию поступило письмо от одного из руководящих сотрудников порта, пожелавшего остаться неизвестным. Просьбу об анонимности он аргументировал так: «Я работаю там до сих пор и после упоминания в газете буду уволен». В письме работник порта заявляет, что действия нынешних собственников предприятия «направлены на развал». Свои слова источник подтвердил и в телефонном разговоре.

Один из менеджеров ОАО «Порт Пермь»:

— За последние два года ситуация на предприятии изменилась. В настоящее время идёт просто «пиление» флота и кранов. Да и с людьми обращаются некорректно. Планёрки проходят с матом, и ничего там не решается. Многие, не выдержав постоянных оскорблений, увольняются. С Нового года люди переведены на трёхдневную рабочую неделю, потеряли значительную часть заработной платы. Зато руководителей добавилось, и их зарплаты увеличились.

Причину сокращения рабочей недели никто не объясняет, потому что работы не становится меньше. Нас заставляют работать бесплатно. Зато на авиабилеты для господина Батлера, который только катается в Чехию и обратно, и на его двухсоттысячную зарплату деньги есть. Я против того, чтобы предприятием руководили личности, которые над русскими только издеваются и не понимают, что мы не рабы, что нам надо кормить наших детей. Не моё дело, что и с кем творит господин Батлер, но пусть и он понимает, что ситуация на предприятии недалека от взрыва.

Собеседник «Нового компаньона» рассказал, что флот, который зарабатывает большую часть денег, заморожен. По его словам, «практически не ведётся никаких ремонтных и подготовительных работ к навигации, а весна уже на пороге. Ремонт флота, можно сказать, не состоялся».

Поделился он и информацией о сокращении имущества порта. Так, «в 2014 году продали буксир-толкач «Шлюзовой-50» Ульяновскому порту в качестве платы за ремонт четырёх барж. Продан ОТА-873 — теплоход, который может толкать четыре баржи. Порядка пяти кранов из актива порта за последнее время разрезано и продано в металлолом, что уменьшает минимум в 10 раз их стоимость, хотя на самом деле такие вещи принято консервировать».

Автор письма проработал в порту много лет. Он сожалеет, что «некогда крупнейший транспортный узел Прикамья «получил тромб» и стал похож на захудалую овцу — ни шерсти, ни мяса. «Теперешний курс недальновиден и направлен на развал», — полагает менеджер.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться