Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

«Ещё два года — и в Перми порта не будет»

Долги ОАО «Порт Пермь» скупила российская транспортная компания «Евроинвестгрупп»

Поделиться

Решением 17 апелляционного арбитражного суда от 28 января 2015 года подлежит взысканию многомиллионная задолженность ОАО «Порт Пермь» по трём договорам займа в пользу «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх». В то же время долг перед компанией «Марк Рич», зарегистрированной в Швейцарии, выкуплен генеральным директором и собственником российской транспортной компании «Евроинвестгрупп» Дмитрием Фёдоровым. Сам Фёдоров не скрывает, что тем самым он намерен добиться контроля над «Портом Пермь». По мнению бывшего руководителя порта Марека Кинцла, что это — наилучший исход для порта, поскольку сегодня «порт умирает».

ПОРТ ПЕРМЬ

  Константин Долгановский

Согласно резолютивному решению 17 апелляционного арбитражного суда Пермского края (опубликовано на сайте суда 30 января), с ОАО «Порт Пермь» в пользу компании «Марк Рич Реал Эстейт Гмбх» будет взыскано $810 176,8 по договору займа от 20 марта 2009 года, 841 416,46 евро по договору займа от 19 октября 2009 года и $677 454,43 по договору займа от 25 мая 2009 года.

Из решения апелляционной инстанции:

«Доводы ответчика, приведённые суду первой и апелляционной инстанций в заявлениях о фальсификации доказательств о том, что оригиналы этих соглашений изготавливались после 27 декабря 2013 года, не нашли своего подтверждения при проверке заявления о фальсификации. Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств возврата заемщиком сумм займа, а также соответствующих процентов за пользование займом, суд правомерно на основании ст. 309, 310, 809, 810 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил требования компании и взыскал с общества задолженность».

За судебными отчетами в действительности стоит многолетняя история борьбы за этот актив, по заверениям заинтересованных лиц, приносящий ежемесячно до 100 млн руб. дохода. История эта началась в 2007 году, когда акции пермского порта приобрёл американский миллиардер Марк Рич. Руководить портом был назначен британец Чарльз Батлер.

Дмитрий Федоров, кредитор порта, рассказывает о перипетиях продажи акций этого актива с долей иронии. Они и впрямь напоминают бразильский сериал.

Заболел Альцгеймером и всё забыл

Дмитрий Федоров, генеральный директор ООО «Евроинвестгрупп»:

— Чарльз Батлер был «номинальным» хозяином порта. Реальным собственником был Марк Рич. Этот американский миллиардер в своё время финансировал все предвыборные компании Клинтона, а когда тот ушёл в отставку, уехал со своим капиталом в Швейцарию. В 2006 году Владимир Плотников, которому до этого принадлежал Порт, выставил его на продажу.

Чарльз Батлер, сын английского лорда, через отца был знаком Марком Ричем. Он воспользовался этим знакомством и попросил взаймы $15 млн на покупку порта. Предполагалось, что выплатив долг, Батлер постепенно станет собственником порта и выкупит его акции у Марка Рича. Для миллионера это была «мелочь», — карманные деньги, которые он просто дал сыну своего друга. Однако фактически, он был собственником 80% акций. Батлеру же принадлежали 20%.

Впоследствии Марк Рич заболел болезнью Альцгеймера и всё забыл... Чарльз Батлер тут же провел дополнительную эмиссию, в итоге которой у Марка Рича в собственности оказалось уже не 80, а 20% акций порта. В итоге, не выплатив долга, Чарльз Батлер добился контроля над портом.

В 2009 году, как рассказывает Фёдоров, Чарльз Батлер трижды брал дополнительные займы у Марка Рича на финансирование порта. Долговые расписки были соответствующим образом задокументированы и подписаны Мареком Кинцлом, являвшимся на тот момент директором порта. Общая сумма задолженности порта по этим распискам составила порядка 160 млн руб.

В 2013 году Марек Кинцл был уволен из ОАО «Порт Пермь». По его словам, причиной стало его нежелание участвовать в сомнительной реструктуризации предприятия.

Марек Кинцл, бывший директор ОАО «Порт Пермь»:

— Проект реструктуризации, который мне предложили подписать, не был на пользу предприятию. Это было бы то же самое, как разделить его на две абсолютно недееспособные единицы — к примеру, разделить автомобиль, оставив двигатель в прицепе. Я отказался подписать эти документы, так как почувствовал, что за подобные действия меня могут привлечь к уголовной ответственности. Когда я заявил о своем нежелании Батлеру, он сказал: незаменимых людей нет. В результате дело закончилось моим увольнением.

В 2014 году, уже после смерти Марка Рича, компания «Евроинвестгрупп» выкупила долги 2009 года у его родственников. По мнению Фёдорова и родственников Рича, вместе с долгами они получили и право распоряжаться этим активом. Ведь сумма долга, на их взгляд, соответствует стоимости самого порта.

«Договориться не получилось»

По признанию Дмитрия Фёдорова, сделку по покупке дебиторской задолженности порта компания считает «стратегической инвестицией».

Дмитрий Фёдоров:

— Наша группа активна в речном бизнесе, мы реку любим. В нашем портфолио находятся такие компании, как «Судостроительный завод «Кама», «Прикамский лес». Честно скажу, на первые переговоры с господином Батлером мы пришли с хорошим настроем, можно сказать как друзья, сделали несколько конструктивных предложений. Но, к сожалению, договориться не получилось.

По словам Фёдорова, ни отдавать долг, ни передавать в руки основного кредитора контроль над активом Чарльз Батлер не планирует, считая действия кредиторов «рейдерскими». Предложение Чарльза Батлера, по словам Дмитрия Фёдорова, заключается в том, чтобы ему «простили половину долга». Кредиторы в свою очередь, с этим предложением не согласны. «Мы убеждены, что такое решение ни к чему хорошему не привело бы, ведь предприятие сегодня находится на грани банкротства, и мы к этому никакого отношения не имеем»,- заявляет Фёдоров.

У компании «Евроинвестгрупп» по поводу порта вполне конкретные планы.

Дмитрий Фёдоров:

— Размер суммы долга собственными средствами предприятия погасить практически невозможно. Поэтому мы думаем о реструктуризации путем вхождения нашей группы в качестве стратегического инвестора. Именно это мы предлагали (Чарльзу Батлеру, — ред.) В нашем бизнесе существует одно основное правило: выиграй и дай выиграть. С нашим вступлением предприятие получило бы не только финансовое оздоровление, но и качественных управленцев. Сегодня порт страдает от некачественного руководства. Еще в апреле 2014 года предприятие казалось нам здоровым, а сегодня этого уже не скажешь.

Бывший директор ОАО «Порт Пермь» Марек Кинцл тоже уверен, что руководство Чарльза Батлера, ничего хорошего порту не несёт, и переход в руки российских инвесторов будет только на пользу. Так, Кинцл недоумевает, каким образом удалось приватизировать зону порта, которая является стратегическим объектом: «Могу только сказать, как человек, имеющий юридическое образование, что приватизировать зону порта нельзя. Эта зона исключена из плана приватизации. И как это удалось сделать, мне непонятно», — рассказывает менеджер.

Марек Кинцл также говорнит о различных нарушениях, с которыми производились постройки на территории порта. Так, им упоминается перестройка здания механических мастерских: «В своё время все начиналось ремонтом здания, который постепенно перешел в полномасштабную реконструкцию, проводимую без каких либо проектов, никакой российский проектировщик не был ознакомлен с проектом. В результате была сильно перегружена крыша, и я молю бога, чтобы она не упала. Разумеется, при строительстве подобных конструкций должен быть проект, их нельзя строить как баню. Требуются эвакуационные пути, здание находится в зоне потенциального затопления. Проект не прошел никакой экспертизы».

В целом, по мнению Марека Кинцла, действующее руководство предприятия несет разрушительное влияние.

Марек Кинцл:

— Грустно одно: когда я уходил, это было работающее предприятие, на котором трудились 500 человек сотрудников. Сейчас люди переведены на сокращенное рабочее время, а предприятие находится на грани банкротства. Сегодня на сайте арбитражного суда я нашел информацию о том, что один из кредиторов требует банкротства «Порта Пермь». Я проработал на предприятии семь лет, пережил два кризиса, но такого не было.

Считаю, если предприятие возьмет в руки основной кредитор, за которым стоит пермская компания, думаю, это будет ему на пользу. По крайней мере, если дело будет продолжаться как сейчас, это приведёт к агонии в течение двух-трёх месяцев и всё, что копилось с 1790 года, будет распродано.

Дмитрий Фёдоров заявляет, что порт «зарабатывает бешеные деньги», которые выводятся за границу. И считает, что в случае, если управление портом перейдёт в руки российского предприятия, государство от этого только выиграет.

Дмитрий Федоров:

— Порт «генерит» деньги, но Батлер их выводит за границу, в Чехию. Каждую весну они продают по три-пять судов... В этом году продали два корабля и плавкран. Краны, которые мы пока видим, давно проданы на металлолом, их скоро будут распиливать. Не платится зарплата, налоги, продается имущество, флот. Еще два года — и в Перми порта не будет. А ведь Пермь уникальна тем, что это едва ли не самый северный европейски порт, из которого можно выйти в 11 морей.

По неофициальным данным, сегодня следственными органами края планируется возбуждение уголовных дел о злоупотреблениях руководства ОАО «Порт Пермь». В частности, речь идёт о незаконной приватизации, незаконной допэмиссии и незаконном выводе активов за рубеж. Возбуждение уголовных дел ФСБ и ОБЭП края ожидается в феврале.

Тем временем на сайте арбитражного суда появилась информация: 26 января ООО «Региональная перевозочная компания» подала иск, в котором требует банкротства ОАО «Порт Пермь».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться