Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Железная дотошность

В Перми издан справочник-описание всех монументов, посвящённых технике

Поделиться

Книга «Металл и камень» написана тремя абсолютными маньяками — Михаилом Грифом, Евгением Субботиным и Михаилом Серовым. Никто, кроме полного и законченного маньяка, увлечённого своим делом до полной и безоговорочной отдачи ему, с такой работой не справился бы.

Эта книга — полный справочник с детальным описанием всех памятников и арт-объектов Перми, в которых использованы предметы техники или их детали. Вот, к примеру, паровоз, который, оказывается, установлен на территории моторвагонного депо станции Пермь II на ул. Дзержинского, 30. Из посвящённой ему главы книги можно узнать абсолютно всё об истории этой модели паровоза и её технических характеристиках; историю и особенности конкретного экземпляра, ставшего памятником, а также всё о вагоне, прицепленном к этому паровозу!

И так — буквально о каждом техническом памятнике Перми. Не только о всем известных: танке Т-34 или, например, «МиГе на взлёте», но и обо всех прочих — например, самолётах и деталях самолётов, собранных в частном музее авиации на шоссе Космонавтов, обо всех пушках и ракетах, установленных возле музея Мотовилихинских заводов, и даже о тех экспонатах, которые оттуда удалены и хранятся где-то на территории завода. Читатель книги обнаружит с удивлением, что технических памятников в Перми гораздо больше, чем он думал — некоторые спрятаны на заводских и прочих закрытых территориях, другие затерялись на задворках удалённых микрорайонов.

Более того! Оказывается, игрушечная машинка, которую катают бронзовые Трус, Балбес и Бывалый у входа в кинотеатр «Кристалл», — это не просто какая-то машинка, а модель малолитражки-кабриолета Adler Trumph, которая досталась Юрию Никулину в качестве трофея после Великой Отечественной войны. В книге можно прочитать бесконечно увлекательную историю этой машины. Не менее увлекательно читать о том, какими моделями оружия снабжены революционеры — герои памятника, установленного в саду Решетникова.

И вообще, все статьи в «Металле и камне» — безумно увлекательные. Пусть книга и названа справочником, на самом деле это огромный — почти 500 страниц — краеведческий роман о судьбах машин, ставших памятниками, и о городе, который по рождению и по жизни связан с техникой.

Заметно, правда, что при всей своей дотошности авторы — краеведы, а не журналисты. Некоторые статьи не «подогнаны» к настоящему моменту. Вот, к примеру, глава об арт-объекте «Чёрный ангел» — BMW, который стоял у входа в Музей современного искусства PERMM, когда он располагался в Речном вокзале. Авторы книги просто взяли кусок какого-то материала, написанного то ли в 2010, то ли в 2011 году, из которого можно сделать вывод, что Марат Гельман — всё ещё директор музея PERMM, а вот историю «Чёрного ангела» и его автора вычленить крайне сложно. Глава завершается фразой о том, что в 2013 году арт-объект был демонтирован. Если бы книгу писали журналисты, они обязательно поинтересовались бы его дальнейшей судьбой…

Особенно подробный раздел посвящён авиации. Тут собрано столько исторических курьёзов, то комических, то героических сюжетов, связанных с пермскими самолётами и моторами! Ну ещё бы: Михаил Гриф — настоящий фанат и знаток авиации.

Внешний вид памятников, описанных в справочнике, можно увидеть на многочисленных цветных фотографиях.

Из выходных данных книги невозможно понять, кто был редактором, корректором и дизайнером книги. Объяснение очень простое: мужики всё сделали сами. Это, конечно, сказывается — количество грамматических ошибок больше, чем хотелось бы. Но очень хочется это простить — дотошность, безупречность и истинная увлечённость авторов абсолютно заразительны. Любой, кто прочтёт эту книгу, станет записным фанатом техники, украшающей улицы Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться