Екатерина Алексеева


Дарья Эйсфельд: «Пазлы» должны складываться в единую картину

Интервью с заместителем председателя комитета по социальной политике краевого Законодательного собрания

Поделиться

— Дарья Александровна, в настоящее время меняются подходы к бюджетному планированию. Это как-то отразится на социальных программах Пермского края?

— Да, подходы к бюджетному планированию принципиально поменялись. Речь идёт о переходе на программно-целевой метод. Раньше бюджет был «сметным», то есть планировался по затратам, у чего были свои минусы. Например, нельзя было оценить эффективность реализации бюджета с точки зрения достижения выполнения конкретных показателей. Переход на программный бюджет позволит нам делать такие оценки. Правительство уже представило черновые наброски программ в сфере социальной политики. Индикатор их достижения — это определённые целевые показатели. В 2014 году мы впервые будем оценивать работу правительства не по тому, сколько средств потрачено из бюджета, а на основании того, какие показатели достигнуты, а какие — нет.

— Эти изменения каким-то образом повлияли на само содержание социальных программ?

— От программ просто социальной помощи и поддержки мы переходим к программам социального партнёрства. Сейчас пользователи программ будут рассматриваться как полноценные участники в их реализации. То есть речь идёт о социальных контрактах. В рамках этих программ людям будет оказываться не только финансовая, но и консультационная поддержка, организация обучения, будут фиксироваться запланированные результаты. Цель — максимально помочь человеку выйти в самостоятельную, самодостаточную жизнь. Пилотный проект «Самообеспечение» вполне себя зарекомендовал. Правда, он был достаточно узкого направления — помощь в организации личного подсобного хозяйства. Жителям сельской местности обеспечивался небольшой стартовый капитал, предоставлялся базовый бизнес-проект. Как результат — все участники стали финансово независимыми.

— Одна из актуальных тем сегодня — исполнение указов президента, в том числе по повышению зарплат работникам бюджетной сферы. Есть ли какие-то сложности на этом пути?

— Здесь нужно учитывать два момента. Во-первых, указы президента не обсуждаются. Во-вторых, работа по повышению зарплат бюджетникам в Пермском крае велась и раньше. Когда мы говорим о работниках бюджетной сферы, то прежде всего имеем в виду специалистов, занятых в сфере образования — от дошкольного до дополнительного, и здравоохранения. Это те киты, на которых стоит любое общество. И они должны быть материально обес­печенными. Ну и, конечно же, работники культуры. Эта отрасль вообще достаточно долгое время недофинансируется. К сожалению, вкладывая средства в фестивали, почему-то забыли про крайне низкую зарплату самих работников сферы культуры.

Исполнение указов президента — нелёгкая задача для многих субъектов Федерации. Только у девяти регионов сегодня есть финансовая возможность их выполнить, во всех остальных субъектах есть те или иные сложности. Всего у нас девять категорий работников бюджетной сферы, которым мы должны повысить зарплату. Из них по двум, если говорить о крае, пока идёт недовыполнение — это работники дошкольного и дополнительного образования. В муниципалитетах, к сожалению, пока «проседание» по пяти категориям. Из 48 территорий только 10 имеют финансовые возможности выполнить указы более чем на 90%. Важно учесть, что с целью обеспечить выполнение указов президента в 2013 году на уровень муниципалитетов была передана часть налогов. Здесь всё будет зависеть уже от местных властей: чем более качественно они будут собирать налоги, тем более обес­печенными будут их бюджеты. Кроме того, с 2014 года содержание учреждений дошкольного образования переходит на краевой уровень, что тоже должно облегчить работу муниципалитетов.

— В последние годы много внимания уделялось повышению уровня жизни многодетных семей. Вы видите результаты этой работы?

— Появился новый формат многодетных семей. Если ещё два года назад мы фиксировали повышение рождаемости в асоциальных семьях, то сейчас можно говорить об активных образованных многодетных семьях, которые знают свои права и готовы к результативному сотрудничеству. Наша цель была улучшить демографическую ситуацию в Пермском крае именно за счёт таких состоявшихся семей. Есть ощущение, что комплекс мер по поддержке многодетных семей даёт необходимые нам результаты.

— Много споров было вокруг предоставления земельных участков для многодетных. Есть ли сегодня сложности с обеспечением участков инфраструктурой?

— Да, такую проблему мы фиксируем. И в рамках «правительственного часа» на следующем заседании Законодательного собрания правительство по нашей инициативе будет отчитываться о его выполнении. На сегодняшний день мы серьёзно продвинулись в вопросах предоставления земельных участков. Но задача обеспечения инфраструктурой пока решается крайне медленно. В разных муниципалитетах это разного уровня проблемы. Где есть возможность предоставить земельные участки в черте города, там сложностей меньше — ближе точки подключения к электричеству, воде, газу, но там, где участки предоставляются в чистом поле, вопрос обеспечения их инфраструктурой в большинстве случаев очень проблемный. Как результат  — семьи стали продавать свои участки. По­этому правительству нужно определяться: либо честно признать «не можем обеспечить выполнение закона в полной мере» и далее фиксировать лишь количество предоставленных участков, либо создать комплекс работающих мер с конечным результатом — число семей, построивших дома на выделенных участках. Депутаты предлагают работать на результат, а не для статистики. И штурманом в этом вопросе должно выступить именно правительство, скоординировав действия муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций и т. д., обозначив сроки, ответственных, для того чтобы семьи имели понятные перспективы и могли планировать свои бюджеты и действия.

— Над какими законопроектами вы сейчас работаете?

— На выходе законопроект о гарантиях занятости инвалидов в Пермском крае. Мы уже говорили о социальном партнёрстве, о новом формате многодетных, и вот сейчас подобные изменения коснулись людей с ограниченными возможностями. С развитием информационных технологий у молодёжи из этой среды появляется масса возможнос­тей реализовать себя. По федеральному законодательству, субъект Федерации должен обеспечить инвалидам гарантии занятости путём создания определённых условий, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда. Мы вводим в действие систему обучения инвалидов, систему создания специа­лизированных рабочих мест, систему включения и поддержки малого и среднего предпринимательства инвалидов, создаём специальный кадровый резерв, совершенствуем систему квотирования и вводим понятие резервирования рабочих мест. Наша цель  — создание единого механизма обеспечения занятости инвалидов в Пермском крае. На сегодняшний день его пока нет. Есть отдельные мероприятия, но эти пазлы должны сложиться в единую картину. Вообще, чем больше общаешься с жителями, погружаешься в ту или иную проблему, тем больше видишь законодательных пробелов. Например, ситуация с отсутствием льгот у преподавателей учительских домов в сельской местности. Сейчас будем устранять эту несправедливость.

— На взгляд со стороны, Законодательное собрание сегодня — сплошные конфликты. Как это отражается на качестве работы?

— Я убеждена, что чем больше различных точек зрения — тем качественнее наши законы. Ну не может один человек знать всё лучше всех! Поэтому просто необходимо слышать разные мнения, позиции и искать компромиссы. Очень часто приходится дискутировать с правительством, доказывать свою правоту. Но когда ты понимаешь, что за твоим мнением стоят избиратели, это помогает.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться