Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

VIP-прогульщики

Поделиться

В каждой профессии есть свои страхи. Знаю хирургов, которым годами в страшных снах видятся  забытые, зашитые операционные инструменты. Редкий преподаватель-мужчина, услышав нежное хихиканье в аудитории, нервно не взглянет на ширинку собственных брюк: не расстегнута ли?  А для спикера парламента любого уровня нет ничего страшнее, чем отсутствие кворума.  Нет кворума - нет  признаков жизни законодательного органа,  свидетельства его полезности и, тем более,  необходимости. Нет кворума - нет уважения трети депутатов (профессионального, личностного) к «первому среди равных» - его председателю.

За четыре года моего председательствования в Законодательном собрании два-три случая  отсутствия кворума я пережил. Срыв пленарного заседания по этой причине - один раз. Один раз  часть депутатов от Перми покинули зал, пытаясь «завалить» невыгодный,  с их точки зрения, вариант областного бюджета. Остальное – «бытовуха»: кто-то опоздал на заседание или  раньше времени  его покинул, кто-то не согласовал свой отпуск, командировку, банкет в честь кого-то или чего-то... Все срывы носили случайный, точечный, разнесённый во времени характер. Аналогичная ситуация сохранялась и в последующих созывах областного и краевого парламента.

Печальный прецедент был создан 27 июня 2013 года,  когда пермские краевые законодатели в третий раз подряд (!)  сорвали пленарное заседание:  в зале присутствовало всего 38 депутатов от необходимых для кворума 40. На лексиконе одной узкой, но известной  в широких массах социальной группы это  называется «беспредел». Который следует искоренять без  излишних церемоний.

За полтора года работы краевого парламента второго созыва моё личное отношение к нему претерпело, как минимум, два изменения. Первое впечатление: «прикормленные» исполнительной властью, на всё с ней согласные депутаты. К концу первого года работы  законодатели показали, что это мнение ошибочное. Они постоянно мониторят ряд принципиально важных тем - дефицит бюджета,  налоговые льготы,  инвестиционная привлекательность региона, антимононопольное правоприменение... При этом аргументировано «показывая зубы» правительству и администрации губернатора.  На этом позитивном фоне безответственный прокол со срывами трёх «пленарок», как минимум, огорчает.

В чём  причины  сбоя?

Если присмотреться, то наиболее частыми  «прогульщиками» являются депутаты-CEO (Chief Executive Officer, первые лица крупных компаний, предприятий, фирм). Основными причинами отсутствия на депутатском месте  были названы: отпуск, командировка, встреча с избирателями, производственная необходимость.

С одной стороны CEO -  наиболее опытные представители депутатского корпуса, пользующиеся  авторитетом у избирателей. «Бог, царь и воинский начальник» - это о них, особенно, если CEO возглавляет  градообразующую компанию.

Ещё по советской традиции депутатский мандат для CEO  подобен дворянскому званию. Он является знаком престижа и пропуском в верхние этажи власти для решения, в первую очередь, своих корпоративных проблем.

Будем реалистами. Нередко эти действия соответствуют известной фразе: «Что выгодно General Motors, то выгодно США». Но не всегда. Когда интересы края и собственной компании не совпадают, депутат-CEO,  войдя в зал пленарных заседаний Законодательного собрания должен «через не могу», хотя бы  чуть-чуть пожертвовать успешностью  своей компании, её финансовыми показателями, личными бонусами и… собственным временем!

Если  это выше его сил и способностей, нечего изображать из себя   «слугу народа». Ибо «народ» (избиратели) и  «персонал» (подчинённые) - далеко не  одно и то же.

Ставя свои корпоративные интересы выше краевых, депутат-CEO вольно или невольно обманывает своих избирателей. И если эта простая мысль до него не доходит самоходом, то помочь ему обязаны коллеги и уполномоченный ими председатель Законодательного собрания.

Меня удивила избыточная интеллигентность этой разъяснительной работы. Председатель комитета Елена Зырянова, правда, предложила «поработать над дисциплиной через публичность – разместить список отсутствующих сегодня депутатов на сайте или в других открытых источниках».  Но этого мало, да и о намерениях спикера я не осведомлён.

В порядке обмена опытом. Когда подобная ситуация возникла 18 лет назад, я, попросив остаться в зале только депутатов, заявил «без протокола» примерно следующее. Вы в любой момент можете меня переизбрать. Но пока этого не произошло, защищая свою и вашу репутацию, при первом же повторении  срыва заседания я лично, от своего имени, через все доступные мне средства массовой информации красочно опишу вашим избирателям, что депутат (фамилия, имя, отчество) обманывает их, не выполняет даже самые простые собственные обязательства. И будьте уверены, что вся пресса - от областной до многотиражек - бесплатно и с большим удовольствием донесёт эту информацию до адресата.

У этой истории получился «счастливый конец». Чего я пожелаю и нынешнему составу пермских законодателей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться