Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

«Мы не церкви: если откроемся, то нас закроют»

Производители и продавцы крафтовых напитков терпят убытки, несмотря на отсутствие запрета продавать алкоголь

Поделиться

С начала так называемой «самоизоляции» в Прикамье запрещена работа баров, но не запрещена реализация алкоголя, в том числе и его крафтового направления. Правда, время реализации сокращено — с 11:00 до 20:00. Как изменили деятельность производители и продавцы пенных напитков?

Не до пива

Падение спроса оказалось намного значительнее, чем урезание времени продажи. Представители крафтового бизнеса видят в этом две главных причины — отсутствие мест употребления (закрыты кафе, бары, рестораны), а также ограниченная локация точек продаж (продукцию можно реализовывать только в специальных магазинах или в барах «навынос»).

«Люди находятся дома на самоизоляции, лишний раз на улицу не выходят. Кто-то остался без работы и денег, тут уж не до крафтового пива. Пивоварни ещё продолжают варить по инерции, так как этот процесс нельзя прерывать. Но реализация готовой продукции стремится к нулю», — считает владелец Craft Beer Shop Антон Головачёв.

Представители отрасли называют разные цифры о падении производства и реализации уже по итогам половины апреля — от 50% до 90% (от среднемесячного уровня в спокойное время).

Но даже отсутствие полного запрета на продажу не позволяет удержать падение. Несмотря на то, что в сетевых магазинах продажа спиртосодержащих напитков не сильно «проседает», продажа крафта — другая история.

«С сетевыми магазинами невозможно конкурировать. Потому что они, во-первых, находятся в шаговой доступности, а до баров и крафтовых точек надо добираться. Во-вторых, в сетевых магазинах реализуется более дешёвый сегмент напитков, доступный наибольшему числу покупателей. А в нынешней экономической ситуации многие не станут переплачивать», —добавляет Антон Головачёв.

Несмотря на то, что этот сегмент бизнеса оперативно перестроился на самовывоз, это не позволяет многим содержать бары и их сотрудников.

«У нас две точки, одну из них пришлось закрыть, вторая работает как кухня», — рассказывает владелец баров «Наступило время пива» Алексей Траньков.

По его словам, не закрываться полностью пока позволяют ежедневные заказы пермяков. При этом владельцу пришлось отправить в отпуск четырёх сотрудников, а на «посту» остались трое — он сам, повар и курьер.

«Если смотреть на обычную выручку и сейчас, то, по моим прогнозам, в апреле мы заработаем примерно пятую часть. При этом нам нужно что-то решать с арендой, мы разговариваем об отсрочках. Полагаю, если нынешняя ситуация продлится ещё и в мае, то это будет катастрофа», — считает Алексей Траньков.

Сложившаяся ситуация заставляет пивоварни резко сокращать производство, чтобы продукция не застаивалась на складах. Так, директор пивоварни «Саботаж» Илья Шаврин рассказал, что всё производство рассчитано на реализацию в течение двух недель.

При этом заказы сейчас поступают лишь от двух точек реализации, то есть падение, по его мнению, составит в итоге 80%. Более того, клиенты не платят «вперёд», а расплачиваются «по мере реализации».

пиво

  Константин Долгановский

Протянуть до конца мая

Представители бизнеса считают, что дела могли бы быть чуть лучше, если бы не существовал федеральный запрет на доставку крафтовой продукции.

«Можно было бы снять запрет хотя бы на период самоизоляции. Дело в том, что этот вид алкоголя не берут, чтобы «нажраться», потому что он довольно дорогой. Сильно пьющему контингенту проще дойти до магазина «у дома» и взять что покрепче. Почему бы не разрешить официальную доставку крафта вместе с блюдами?», — считает один из участников рынка.

По словам собеседника, некоторым приходится идти на хитрости, чтобы иметь возможность обойти закон. Например, клиент заказывает еду, а ему в качестве «подарка» преподносят и напитки.

Кто-то предлагает ещё более серьёзные послабления, вплоть до открытия баров:

«Почему церкви работают, а бары нет? Мы можем взять и открыться, но мы не церкви — если так сделаем, то нас сразу же надолго закроют», — сетует один из директоров пермского бара.

Директор по развитию баров Smoky Dog и Sheamus Сергей Болотов считает, что если ничего не изменится, то бизнес, максимум, сможет дотянуть до конца мая.

«Мы уже планировали варианты развития событий и протянем, максимум, полтора месяца в таком «эконом»-режиме. То есть часть сотрудников у нас сидит дома, но мы рассчитались со всеми за март. Думаем, что делать по апрелю, возможно, частично придётся выдавать продуктовыми наборами», — рассказывает Сергей Болотов.

По его словам, если и есть хоть что-то положительное в нынешней ситуации, так это активная работа по усовершенствованию логистики: если раньше этот вопрос не был главным, то сейчас это бесценный опыт, который может пригодиться и в будущем.

пиво

  Константин Долгановский

Что касается поддержки государства, то представители производства и реализации крафта не были бы прочь таких мер, но многие из них «трезво смотрят на положение вещей» — навряд ли государству выгодно поддерживать такой вид бизнеса, особенно в плане имиджа.

С другой стороны, они уверены, что как направление этот бизнес не должен умереть. Просто по той причине, что при любой ситуации остаётся часть людей, которая всегда будет хотеть крафт. Тем более потенциальное количество клиентов сразу увеличится после снятия ограничительных мер, но быстро на прежний уровень потребление не выйдет.

«Общепит — это велосипед: пока ты крутишь педали — он едет. Как только остановился — упал. Предполагаю, что порядка 80% баров закрылись на период самоизоляции. Сколько из них откроется вновь — сложно предположить. Я думаю, что после снятия всех запретов выручка не вырастет. Рынок столкнётся с тем, что в новых реалиях будет невыгодно платить высокую арендную плату. Арендодателям, поставщикам, как и самим барам придётся затянуть пояса потуже», —прогнозирует Антон Головачёв.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться