Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

«Наши клиенты доверяют водителям персональные поручения»

Режим самоизоляции заставил таксистов искать новые способы заработка

Поделиться
такси

  Юлия Усольцева

Пермские таксисты, таксопарки и компании-агрегаторы заказов вошли в число тех, кому разрешено работать в период «вынужденных выходных» и режима самоизоляции. То есть с одной стороны, всей отрасли, в отличие от остальной части сферы услуг, повезло. С другой — представители этого бизнеса признаются в значительном сокращении количества заказов, потому как возить стало некого.

Провальное начало

«Особенно тревожными для нас были самые первые дни самоизоляции — со 2 по 5 апреля. Количество заказов сразу упало раза в три. Чуть лучше ситуация стала с понедельника, 6 апреля, когда часть людей начала выходить на работу. Но всё равно с обычным понедельником количество заказов стало меньше раза в полтора», — рассказали в одной из таксокомпаний, сотрудничающих с «Яндекс. Такси».

Водитель такси Евгений Ильин сравнивает: если две недели назад каждый новый заказ он ожидал, в среднем, 15 минут, то в последние дни «простой» может доходить и до 40 мин.

При этом из-за специфики местного рынка такси в условиях самоизоляции и ограничительных мер на передвижение населения сложилась любопытная ситуация. Участники рынка неофициально говорят, что полностью легальный парк такси (с документами, наклейками, «шашечками», дезинфекцией и т. д.) составляет примерно 30% от всех автомобилей, прямо или косвенно выполняющие такие поездки. Это, по данным на вторую половину 2019 года — примерно 450 юрлиц и парком около 2 тыс. автомобилей. Но реально в Перми обычно «таксовали» не менее 5 тыс. автомобилистов в день.

То есть режим самоизоляции позволяет выполнять поездки только легальным такси и полностью отрезает наибольшую «серую» долю рынка. Казалось бы, это для официальных компаний — хорошо.

Но этот же режим самоизоляции разрешает гражданам выходить из дома (и передвигаться на такси) только в крайнем случае — в аптеку, в магазин, на разрешённую работу. То есть число потенциальных клиентов резко сократилось (особенно на дальние расстояния).

В сухом остатке получается так: работать можно, но только с полным пакетом разрешительных документов. Плюс, водителям необходимо проходить медосмотр, а автомобилям — дезинфекцию. Но при этом клиентов мало, и они ездят на небольшие расстояния.

«Думаю, средняя выручка водителей по итогам апреля значительно снизится. Пока сложно сказать, насколько. Каждый день всё меняется, возможно, постепенно будет добавляться количество предприятий, работникам которых можно работать и это увеличит спрос», — пояснили в одной из таксокомпаний.

При этом пока никто официально не называет прямые цифры убытков и сокращения заказов, хотя факт признают.

«Безусловно, мы видим сокращение спроса на такси, потому что поездки в аэропорты и на вокзалы, в торговые и бизнес-центры, в развлекательные зоны и в образовательные учреждения либо практически прекратились, либо резко сокращаются. Так происходит не только в России, но и во всем мире: люди находятся дома и стараются сократить свои передвижения по городу», — пояснила пресс-секретарь «Яндекс. Такси» Наталья Рожкова.

Представитель ещё одного крупного оператора такси в регионе признал, что «самоизоляционный» режим в итоге скажется на выручке за апрель, а если он будет продлён, то поставит отрасль «в тяжёлое положение».

Такси

  Константин Долгановский

Переформатирование на доставку

В данной ситуации логичным действием было бы частичное переформатирование сферы таксоперевозок. Доставка товаров не запрещена, и курьерская функция становится одной из самых востребованных.

В частности, «Яндекс. Такси» с конца марта запустил сервис «Яндекс. Лавка» — доставка еды и продуктов с собственных складов или с точек-партнёров, но пока эта услуга доступна лишь для Москвы и Санкт-Петербурга.

Для Перми работают сервисы «Яндекс. Доставка» и «Яндекс. Курьер». Если первый сервис существует уже относительно продолжительное время, то второй — новый. Его особенность в том, что можно заказывать не просто отдельные блюда из ресторанов и кафе, а посылки до 10 кг, включая отправку документов и ключей.

«Мы отмечаем рост спроса на услуги доставки посылок — и со стороны частных пользователей, и от организаций: от аптек до продуктовых магазинов. Планируем инвестировать в развитие и маркетинг направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей. Мы готовимся к росту заказов такси для врачей, социальных работников и других специалистов, которые сейчас перемещаются по городам, помогая другим людям», — пояснила Наталья Рожкова.

Со 2 апреля в тестовом режиме открыт сервис по доставке продукции из гипермаркета «Леруа Мерлен», но ни в офисе «Яндекс. Такси», ни местные операторы про него пока ничего определённого сказать не могут.

Пока своё мнение, но неофициально, высказывают партнёры агрегаторов такси: 

«На самом деле, сама идея по доставке хорошая. Но пока мы не видим какого-то всплеска её популярности. За весь день пока через нас проходят несколько таких заказов — ничтожная доля от обращений в такси», рассказал «Новому компаньону» один из собеседников.

В среднем одна такая услуга в Перми обходится примерно в 150 руб. Из неё около 20% забирает себе «Яндекс», 20% — партнёр такси-агрегатора, а остальное остаётся у водителя.

Тем не менее, есть и выигравшие от нынешней ситуации. Одна из соосновательниц центра для взрослых Love box Наталья Калугина рассказала, что активно использует доставку своих заказов через такси.

«Мы начали пользоваться такси в таком формате год назад. Это очень удобно, потому что стоимость доставки не очень большая — от 70 руб. А учитывая, что ситуация с заказами непредсказуемая, значительно выгоднее использовать такси, чем самим их развозить», — пояснила Наталья Калугина.

При этом «самоизоляционная» ситуация повлияла на увеличение количества заказов: 

«Если раньше мы могли за сутки формировать одну посылку-заказ, то теперь их стабильно три-четыре. Получается, мы хорошо делаем и себе, и клиентам, и такси», — резюмирует предпринимательница.

Переформатирование затрагивают и сегмент «элитарного» такси. 

«Наши клиенты доверяют водителям персональные поручения, например, заехать в магазин или в аптеку, передать посылку родственникам или документы в офис. Например, сейчас много заказов с поручением о доставке продуктов», — рассказал руководитель регионального развития сервиса Wheely в России Антон Петровцев.

В целом, представители отрасли тестируют новые сервисы, но пока отмечают небольшую их долю — пермяки по-прежнему в подавляющем большинстве случаев обращаются в такси именно для поездок. При этом в новых экономических условиях наиболее инертными пока остаются водители.

«В этом отношении всё пока остаётся так как было раньше — нехватки водителей нет, но и их перебора тоже», — рассказал один из собеседников.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться