Думай, что говоришь!

Поделиться

Именно с таким призывом (только на «вы», разумеется) я обратилась к студентам Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, предложив речевую игру. Теоретически суть игры довольно проста: в течение недели ребятам нужно было в режиме реального говорения заменять заимствованные слова на русскоязычные аналоги и вести речевой дневник. На практике задача, конечно, сложнее. Она несёт с собой ряд «челленджей», как написали бы некоторые участники игры. И для каждого этот вызов свой.

Беседа

Сложности

Прежде всего встаёт вопрос, что мы будем считать заимствованиями, а что — русскоязычными аналогами, если очень многие слова, воспринимающиеся ныне русскими, на деле пришли из других языков. Даже «сарафан» был не нашим словом! Уговорились, что заменять в случае необходимости будем слова, пришедшие в наш язык только-только.

Другая незадача: на что менять, если ты не видишь аналогов в родном языке. Здесь возникает существенная развилка: это ты не видишь в силу своего невеликого словарного запаса или замены и впрямь нет. Ребята, столк­нувшись с этой проблемой, решали её по-разному. Кто-то честно писал, что не нашёл аналога (к примеру, словам «смайлик» или «файл»). Кто-то заменял одно заимствование парой более укоренившихся в языке («ноутбук — портативный компьютер»). Кто-то пытался прорваться сквозь толщу языка ещё глубже («ноутбук — беспроводная машина информации»).

Наибольшие же сложности, по словам студентов, вызвали следующие параметры. Во-первых, услышать себя. Во-вторых, постоянно держать во внимании задачу говорить не «на автомате», а думая, осознанно. В-третьих, в режиме реального времени сообразить, что говоришь не то, и подобрать замену слову.

Прекрасности

Некоторые ребята совершили языковые открытия. Пишу это без тени иронии — напротив, с большим уважением. Кто-то впервые обратил внимание на то, как много он использует заимствованных слов. Кто-то понял, насколько богат родной язык. Кто-то стал (по крайней мере в течение недели) более осознанно говорить.

Кот

Некоторые студенты играли шире, за заявленными рамками, включив в список отслеживаемых слов жаргонизмы и слова-паразиты. Так в дневниках оказались «ржака» и «робить» («юмор» и «работать» соответственно); «типо» и «у-у-у-у!» («будто бы» и «здорово!»); «фигня» и «блин» («ерунда» и «ну вот...»).

И совершенно очевидно, в ходе игры образовались две основные партии: условных «западников» и условных «славянофилов». «Я поняла для себя одну вещь: нет ничего плохого в использовании иноязычных слов. Они никак не препятствуют сохранению нашей культуры. Тогда нужно ли так сильно отторгать их? Исконно русские слова являются частью нашей истории, так, может, некоторым из них следует остаться в истории? Наша культура не разрушается, она обновляется. Понимаете, некоторые вещи в доме следует выкидывать и заменять новыми. Если все вещи будут старыми, то жить в таком доме будет ­некомфортно»; «как сторонник космополитизма, могу сказать вам, что моя (субъективная, конечно же) точка зрения заключается в том, что смешение культур — это хорошо», — комментировали игру «западники». «Я на личном опыте поняла, что многие подростки даже не догадываются о значении тех слов или фраз, которые произносят каждый день. Я называю многие из этих слов «паразитами», пришедшими к нам из другого языка. А поскольку нежелательных слов хватает и в русском, то всё инородное нужно искоренять»; «в русском языке гораздо больше красивых и сложных слов, чем в английском. Выучив их, можно расширить словарный запас. К концу недели мне всё меньше хотелось употреблять нео­логизмы. А прежде чем говорить, я думала: «А я действительно хочу это сказать?» Это помогает убрать «пустую болтовню» из речи», — парировали «славянофилы».

women-and-cat

А на самом деле…

...игра была на размышление, на осознавание того, что ты говоришь, на уместность и соответствие твоих слов собеседнику, ситуации, настроению. На умение думать и говорить. Очень удачно сформулировал посыл игры человек, которого привычно называют «наше всё», — Александр Сергеевич Пушкин: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении ­такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Зачем нужно думать самому

(фрагменты сочинений студентов пер­вого курса филологического факультета ПГГПУ)

«Все говорят: «Нужно думать своей головой». А зачем, никто не объясняет. А вдруг нужно думать самому просто для того, чтобы через тридцать лет перед тобой сидел именно твой человек, а не тот, которого в далёком прошлом советовали тебе друзья и родители?»
(Эвелина Бутакова)

«Но как прийти к выводу, что пора включать свою голову и думать самому, если с самого детства нас заваливают инструкциями? «Туда не ходи», «этого не делай», «записывайся в музыкальную школу», «учись хорошо». Да даже школа давно уже перестала быть местом, где человек учится думать»
(Виктория Путина)

«Способность думать позволяет ещё и контролировать то плохое, что есть в каждом из нас»
(Анна Каменских)

«Думать самому необходимо прежде всего для того, чтобы не совершать импульсивных и иррациональных действий, поддаваясь влиянию других ­людей»
(Евгения Краснопёрова)

«Отсутствие собственного мнения ведёт к стадному чувству, которое в свою очередь убивает воображение и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Без этой самой индивидуальности все мы превратимся в огромную серую массу с одним мозгом на всех»
(Татьяна Козлова)

«Если в голове только чужие взгляды на жизнь, то такому человеку стоит задуматься, своей ли жизнью он ­живёт»
(Дарья Болтова)

«Очень жалко осознавать, но наше общество близится к тому, которое изобразил Замятин в романе «Мы». Люди просто не хотят думать, размышлять, рассуждать, вникать. Человеку проще и легче воспринимать информацию, сформированную общественным мнением, и не подвергать её сомнению»
(Виолетта Белова)

«Тогда человек навсегда может остаться человеком не думающим, поступающим как все. Но плохо ли это? Человек во многом упрощает себе жизнь, ему не нужно принимать ­какие-либо решения самостоятельно, а если решение, принятое кем-то, неправильно, то можно «свалить» всю ответственность на него»
(Елизавета ­Митрофанова)

«Самые яркие примеры самостоятельно думающих людей — это писатели, художники, учёные, музыканты. Они больше остальных думают нестандартно, специфически. Порой таких людей считают странными. Умеющие думать люди способствуют развитию не только своей личности, но и общества в целом»
(Валерия Меледина)

«Иногда полезно чувствовать вкус поражения, а не победы. Если будешь добиваться всего своими силами, будешь успешней»
(Алиса Вершинина)

«Самостоятельно думающим человеком, который может здраво оценить ситуацию, управлять сложнее»
(Дарья Балакина)

«Никто другой не знает, как лучше для вас самих. Люди при первой же неудаче бегут за ответами хоть куда, только не к себе. Но в нас загружено бесконечное, космическое пространство ответов»
(Евгения Чумак)

«Возможно, если бы все люди думали сами, в мире не было бы войн, преступлений и другого зла. Думающий человек воспринимает окружающий мир иначе: он несёт ответственность за свои слова, поступки, действия»
(Евгения Санникова)

«Умение мыслить самостоятельно — это большой дар, который может принести успех в жизни»
(Ульяна Савостина)

«Умение придумывать резко увеличивает ваши шансы в конкурентной борьбе. Мир меняется очень быстро. Человек должен учиться новому всю жизнь. Иначе он будет просто неконкурентоспособен»
(Ксения Земскова)

«Люди, думайте сами! Говорите то, что возникает в ваших головах. Рассуждайте над различными вопросами, которые пришли в вашу голову перед сном. И, может быть, тогда мир станет разнообразнее, жизнь интереснее! А каждый человек будет самобытен и индивидуален»
(София ­Шуневич)


Поделиться