Тайны семьи Грибушиных
Трейлер Варвары Кальпиди к будущему фильму «Грибушина наследники: count down», созданный при поддержке Пермской торгово-промышленной палаты, смотрится как отдельное произведение, а не как всего лишь заявка на него. В конце февраля он был показан на телеканале «УралИнформ ТВ». Это проект, что называется, «с историей».
Двенадцать лет назад Варвара Кальпиди сняла фильм «Грибушина наследники» в двух сериях. В нём она подробно рассказала историю династии кунгурских купцов, чаеторговцев и меценатов, владельцев самого красивого в Перми особняка начала XX века (ул. Ленина, 13), а также — как создавали капитал, как его тратили, не забывая о бедных, как и в каком составе встретили 1917 год.
После революции следы Грибушиных в основном теряются. Достоверно известно было лишь о судьбе младшей дочери Михаила Грибушина — Анне: она умерла от голода в Кунгуре в 1942 году. Её муж, оказавшийся в Харбине, писал ей вплоть до 1947 года, но она не получила ни одного письма.
В 1923 году на экраны в СССР вышел фильм «Семья Грибушиных», автором сценария которого был Василий Каменский. В Кунгуре этот фильм шёл с припиской: «В ролях — Грибушины, Владимир, Софья и Жоржик. Картина характеризует жизнь буржуазии». Фабула такова: Грибушины, хлебнув на чужбине горя, возвращаются в «страну солнцевеющую». А как было на самом деле?
Когда Варвара Кальпиди снимала свой первый фильм о Грибушиных, существовала только одна, очень призрачная ниточка: рассказ вдовы пермского архитектора Александра Терёхина о том, что в 1960-е годы на пражском кладбище им встретилась женщина, которая представилась Грибушиной. Но кто она такая и где живут настоящие потомки, как сложилась их судьба? Этими вопросами завершался фильм, снятый в 2000 году.
В 2005-м на Варвару Кальпиди через интернет вышли сразу две ветви Грибушиных: московская и, условно говоря, сингапурская. Причем судьба русской ветви оказалась гораздо более загадочной: только перед самой смертью рассказала Ирина Сергеевна Грибушина своей старшей дочери о том, что она — младшая дочь знаменитых чаеторговцев. Та хранила тайну до последнего и также только перед кончиной рассказала о семейной тайне своей младшей сестре. Но как Ирина Грибушина оказалась в Москве, что делала после 1917 года, никто не знает. Только хорошие манеры, гордая осанка и пристрастие к игре на фортепиано выдавали в ней аристократку.
Инженер-нефтяник из Сингапура Бенджамин Дюпал оказался правнуком Сергея Грибушина — его бабушка была той самой женщиной, которую встретили Терёхины на пражском кладбище. Людмила Грибушина работала журналисткой в штабе у Колчака вместе со своим братом Владимиром. В эшелоне познакомилась с генералом Виттерном. Вышла за него замуж и через Владивосток, Китай и Сингапур оказалась в Чехии, где и прожила всю жизнь. Её дочь Ирина вышла замуж за футболиста из команды «Монте-Карло», а внук оказался в Сингапуре, откуда и написал письмо Варваре Кальпиди с просьбой прислать ему фильм — он разыскивал свои корни.
Так стало известно и о судьбе Жоржика: вместе с матерью он оказался в США, где оба и умерли в 1970-е. Он так никогда и не женился и всё время проводил за шахматной доской.
Судьба же Владимира Грибушина очень похожа на ту, которую придумал ему Каменский в своём сценарии — Париж, карты, пьянство и ранняя смерть.
У Варвары Кальпиди родилась идея снять продолжение фильма и назвать его «Грибушина наследники. Count down (обратный отсчёт)». Тем более что один герой уже есть — Бенджамин Дюпал, основатель сингапурского фонда «Грибушин». В фильме он говорит, что в детстве Грибушины переезжали каждые три года, и вот, чтобы не походить на цыган, он стал интересоваться историей своей семьи. Начал читать русские книги, общаться со сверстниками — потомками русских эмигрантов, знакомиться с русской кухней. В Буйэнос-Айресе его преподавателем по этикету был русский эмигрант граф Шиков.
«Устарели или нет нормы и правила прошлого? Изменились или нет отношения между людьми? Стоит или нет обращаться к прошлому опыту, чтобы хорошо себя чувствовать в настоящем? Два бизнесмена будут оппонировать друг другу, вступать в диалог, действовать», — пишет Варвара Кальпиди в сценарии будущего фильма.
Проблема в том, что второго главного героя пока нет. Он ищется вместе с деньгами. В первую очередь поиск идёт среди пермских бизнесменов — со вторым главным героем действие приобретет символическое значение. Впрочем, подойдёт любой другой вменяемый, интересный и платёжеспособный человек.
Главная статья расходов — командировки. Предполагается, что съёмки будут происходить в разных странах мира, куда судьба забросила потомков Грибушиных, — Монте-Карло, Чехия, Аргентина... Но главное, что ждёт героев, — это путешествие в прошлое, к истокам. Это сравнение двух менталитетов и образов жизни, двух характеров. Кроме того, может получиться интересный разговор о правилах ведения бизнеса в дореволюционной и современной России, в Европе и Азии и т. д.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.