«Пермская катастрофа».
Как это было
Когда в Перми 1 июля 1929 года отмечалось 10‑летие взятия города красными, было устроено целое представление. Конные полки вновь переправлялись через Каму и штурмом брали левый берег, а зрители пугались: неужели снова мост взорвут? В наши дни о юбилее тех событий мало кто вспомнил: ведь не так‑то просто определиться с идеологическими оттенками — кого прославлять, а кого проклинать? Лишь журнал «Шпиль» в июле опубликовал подробную хронику пребывания в Перми адмирала Колчака, да Сергей Тупицын с коллегами из телекомпании «Т7» снял документальный фильм, и опять‑таки в жанре хроники: вся история Гражданской войны в Прикамье в документах и свидетельствах очевидцев.
Представляя фильм, автор сказал, что он далек от модного поветрия показывать красных сплошь злодеями, а белых — сплошь героями, и очень иронично отозвался об «адмирале Хабенском». Тем не менее, судя по фильму, сам Тупицын симпатизирует все-таки белым. Недаром роль Колчака он доверил харизматичному актеру театра «Новая драма» Алексею Богачуку, игра которого живо напомнила замечательный спектакль «Белая гвардия», где Богачук исполняет роль Алексея Турбина.
Вообще, мысли о романе Булгакова, наверное, неоднократно посетили зрительские головы во время просмотра: в Перми в те годы царило то же ощущение хаоса и неразберихи, рушащегося мироздания, что и в булгаковском Киеве.
Большинство ключевых фигур событий 1918-1919 годов в Прикамье оставили подробные воспоминания, на которые и опирался автор фильма. Некоторые страницы удалось даже разыграть в диалогах, например, взаимоотношения Колчака и генерала Гайды (его роль играет журналист ГТРК «Пермь» Константин Шилов).
К несомненным достоинствам фильма надо отнести тщательную и, судя по всему, очень трудоемкую работу с документальными и видеоархивами. Обилие подлинной видеохроники тех лет придает фильму обаяние реальной жизни. Тупицын отблагодарил тех, кто помогал ему с архивами: известные в Перми архивариусы Михаил Нечаев и Сергей Шевырин выступают в фильме в качестве экспертов-комментаторов.
В целом описать фильм можно двумя словами: хроника и атмосфера. Атмосфера тех лет создается благодаря множеству подробностей, которые раскопал Тупицын с командой. Это, наверное, главное в любом расследовании — детали. Именно они создают ощущение правды и позволяют создать зрительское мнение, избежав при этом прямых авторских оценок.
Героев в фильме множество — на экран выведены все ключевые фигуры с обеих воюющих сторон. Среди красных — сплошь знакомые фамилии: сейчас это названия пермских улиц.
Посмотрев фильм, пермяки узнают, кто носил эти имена и как сложилась судьба этих людей. Дело в том, что Тупицын не остановился на описании событий с декабря 1918 по июль 1919-го, а проследил судьбы главных героев до самого финала. Фильм завершается кадром, в котором белый генерал Войцеховский, сыгранный самим автором картины, уже в сталинские времена, будучи заключенным сибирского лагеря, провожает на кладбище телегу с телом умершего зэка — бывшего красного командира. Сидеть им пришлось вместе…
Премьера фильма
«Пермь и пермяки.
Хроника Гражданской войны» состоится 5 октября в 19.00
в киносалоне «Премьер».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.