«АВИАПРОИСШЕСТВИЯ НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДЯТ ПО ОДНОЙ ПРИЧИНЕ»
От места падения пассажирского самолета в Перми до жилых домов — всего несколько десятков метров
Сергей Копышко
newsko.ru
14 сентября
Boeing-737, выполнявший рейс №821 по маршруту Москва — Пермь, упал примерно в 5.12 по пермскому времени на железнодорожный переход в логу на границе Свердловского и Индустриального районов Перми. Лайнер разрушился полностью. Все находившиеся на его борту 88 человек погибли.
Через некоторое время на место трагедии прибыли пожарные-спасатели МЧС, личный состав силовых структур во главе с их руководителями, все оперативные службы. Примерно в 6.30 пожар был ликвидирован, а место крушения оцеплено, после чего начал производиться его осмотр и разбор завалов. В 9.40 был развернут мобильный штаб и организован вертолетный облет места крушения. Для сбора обломков было задействовано 200 поисковиков (сборные силы представителей силовых структур). Со свидетелями катастрофы начали работать следователи. Вскоре на месте крушения были найдены оба бортовых самописца, ближайшим рейсом их отправили в Москву для считывания и расшифровки.
В первые часы после авиакатастрофы официальные лица воздерживались от того, чтобы озвучивать какие-либо версии причин произошедшего. Как пояснил министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов, окончательные данные будут только после расшифровки двух найденных бортовых самописцев.
В Пермь срочно вылетела правительственная комиссия во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Для расследования причин катастрофы назначена комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Его руководство и ведущие специалисты также вылетели в Пермь. Из-за сильного бокового ветра самолет с высокопоставленными руководителями на борту около часа не мог приземлиться в Большом Савино.
В середине дня появилась информация о том, что по факту крушения Boeing-737 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») Уголовного кодекса РФ. Появились и первые версии. Глава Уральской транспортной прокуратуры Павел Кукушкин заявил, что следствие рассматривает около 10 версий авиакатастрофы, основными из которых считаются «человеческий фактор» и техническая неисправность самолета. В то же время, как отметил председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, по предварительным данным, падение Boeing-737 было связано с техническими неисправностями и возгоранием правого двигателя.
Параллельно с официальными версиями, в СМИ прошла информация о том, что «пилоты вели себя неадекватно». Так, со ссылкой на руководителя полетов аэропорта Большое Савино Ирека Бикбова, было распространено сообщение о том, что экипаж выполнял команды диспетчеров «с точностью до наоборот». А на различных форумах в интернете все более популярной становилась версия теракта. В пользу ее говорило то, что в числе погибших на борту самолета находился бывший командующий Северо-Кавказской группировкой войск во время второй Чеченской кампании, генерал Геннадий Трошев.
Но уже вечером, сразу после первого заседания правительственной комиссии по расследованию причин крушения самолета в Перми, министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что, по информации спецслужб, признаков совершения теракта не обнаружено. «У нас нет информации о том, что самолет взорвался в воздухе», — подчеркнул он.
Принадлежащий компании «Аэрофлот-Норд» Boeing-737 при вылете был, по словам министра, полностью исправен. А выводы технической комиссии МАК, которая исследует обстоятельства катастрофы, будут не раньше, чем через три-четыре недели — именно такое количество времени, как сообщил Левитин, займет расшифровка бортовых самописцев.
15 сентября
Информацию о том, что версия теракта не подтверждается, распространила уже пресс-служба Управления ФСБ России по Пермскому краю. В сообщении говорилось, что в результате осуществленных оперативно-следственных действий на месте падения самолета и предварительного анализа обстоятельств авиакатастрофы Управлением ФСБ России по Пермскому краю данных, указывающих на возможное осуществление террористического акта, как причины крушения, не получено. В рамках проверки версии о теракте специалистами взрывотехнической лаборатории исследованы фрагменты фюзеляжа. По результатам анализа, следов взрывчатых веществ на исследуемых деталях не обнаружено.
В то же время в ходе состоявшегося после второго совещания правительственной комиссии брифинга руководитель Федеральной аэронавигационной службы России Александр Нерадько отказался озвучивать какие-либо версии произошедшего с самолетом. По его словам, расследование обстоятельств авиационных происшествий строится не на принципе выдвижения версий и их последующего опровержения. «Такая технология не применяется при расследовании причин авиационного происшествия. Это бессмысленная работа, потому что авиационные происшествия никогда не происходят по одной причине. Они происходят по совокупности тех или иных факторов, которые отрицательно действуют на различные механизмы авиационной и транспортной системы», — отметил Нерадько. Прежде всего, по словам руководителя Федеральной аэронавигационной службы, изучаются все обстоятельства и проводится их тщательный анализ сформированной для этого специальной Технической комиссией МАК, которая изучает различные аспекты этого происшествия.
Появление информации, «полученной от различных очевидцев происшествия» и, в частности, комментария одного из диспетчеров аэропорта Большое Савино о том, что пилот вел себя неадекватно, Александр Нерадько объяснил тем, что «в первые часы после таких масштабных трагедий появляется очень много недостоверных сведений, которые рождаются в воображении людей». «Поэтому я даже не собираюсь комментировать это», — заявил глава Росаэронавигации.
«Ирек Бикбов действительно вел этот рейс. Я давно его знаю, он не мог такого сказать, он же не враг самому себе. Это раздутые слухи», — сообщил в тот же день «Новому компаньону» первый заместитель генерального директора ФГУП «Пермские авиалинии» Вячеслав Текоев, комментируя слухи о «неадекватности» пилотов разбившегося лайнера.
В тот же день на сайте Межгосударственного авиационного комитета было сообщено, что при осмотре и вскрытии бортовых регистраторов было обнаружено серьезное повреждение обоих лентопротяжных механизмов обоих приборов. «Для расшифровки записей с учетом их плохого состояния требуются дополнительные работы с использованием специального оборудования», — говорилось в сообщении ведомства.
16 сентября
В пресс-службе Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ «Новому компаньону» сообщили, что следователями уже проведены несколько допросов представителей служб авиационной безопасности, различных служб аэропорта Большое Савино и очевидцев случившегося. Кроме того, произведена выемка радиопереговоров экипажа Boeing-737 с диспетчерами пермского аэропорта. Однако подробности в пресс-службе СК сообщить отказались.
«В настоящий момент в качестве основной рассматривается версия технической неисправности самолета. Но она далеко не единственная, которую тщательнейшим образом проверяют следователи. Окончательные выводы можно будет сделать только после расшифровки «черных ящиков» и получения результатов сложных судебно-технических экспертиз, к проведению которых будут привлечены наиболее авторитетные ученые и специалисты, не исключено, что и зарубежные», — передала пресс-служба со ссылкой на главу Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина.
17 сентября
Со ссылкой на источник в Росавиации в СМИ появилась информация о том, что разбившийся 14 сентября в Перми самолет Boeing был выпущен согласно MEL (перечень допустимых отказов, при котором разрешено выполнение рейса) с двумя отложенными дефектами (то есть неисправностями, которые предполагалось устранить после совершения полета).
«У самолета была неисправна система TCAS (система предупреждения столкновения с другими самолетами в воздухе) и 12 сентября был отключен автомат тяги (система управления, обеспечивающая автоматическое воздействие на органы управления двигателями самолета с целью сохранения заданного режима полета)», — сообщил представитель Росавиации. По его словам, после выхода из четвертого разворота на удалении 13 км от взлетно-посадочной полосы, находясь на высоте 600 метров, самолет начал интенсивно набирать высоту. А на удалении 8 км от взлетно-посадочной полосы и высоте полета 1100 метров, в связи с выходом лайнера за пределы установленной траектории для захода на посадку, диспетчер дал команду экипажу выполнять повторный заход на посадку. Получение этой команды экипаж не подтвердил. Самолет начал интенсивно снижаться с разворотом влево (схемой захода на посадку предусмотрен правый разворот). Метка от самолета исчезла с экранов локатора.
Источник в Росавиации рассказал, что до особого указания руководителя этого ведомства полеты на воздушных судах с неисправным автоматом тяги запрещены. Однако разбившийся самолет имел действующий до 22 мая 2009 года сертификат летной годности. «Согласно предварительной информации, самолет прошел требуемые виды технического обслуживания», — подчеркнул представитель Росавиации.
Тогда же на официальном сайте МАК со ссылкой на председателя Технической комиссии Алексея Морозова говорилось, что, несмотря на серьезные повреждения лентопротяжных механизмов бортовых самописцев (речевого и параметрического), произведено считывание их записей. Записи аварийного полета самолета имеются на обоих самописцах, и специалисты приступили к расшифровке.
18 сентября
Появились первые результаты этой работы. Межгосударственный авиационный комитет распространил заявление председателя Технической комиссии, в котором говорилось, что, по данным расшифровки записей бортовых самописцев и изучения фрагментов двигателей самолета на месте происшествия, не выявлено пожара двигателей и разрушения самолета в воздухе. «Оба двигателя работали до столкновения самолета с землей. Расшифровка и анализ данных продолжаются», — отмечалось в заявлении. Таким образом, отпала версия о неисправности двигателей. И новой пока не высказано. Однако, как отмечается в сообщении МАК, «комиссия, работающая с привлечением высокопрофессиональных авиационных специалистов, современного оборудования и необходимых средств, применяемых при расследовании, объективно установит обстоятельства и причины катастрофы, доложит их правительственной комиссии и доведет до сведения общественности».
официально
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА
Расследование катастрофы самолета «Боинг-737-500» авиакомпании «Аэрофлот-Норд», в которой погибли 82 пассажира и шесть членов экипажа, в том числе 22 иностранных гражданина, в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий, утвержденными Правительством Российской Федерации, Конвенцией о международной гражданской авиации, а также международными договорами России, проводит Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета. В состав комиссии входят представители Росавиации, Ространснадзора, Росаэронавигации, Росгидромета, других ведомств и организаций.
В соответствии с международным законодательством в работе Технической комиссии принимают участие уполномоченные представители США, как государства-разработчика и изготовителя воздушного судна, Франции, как государства-изготовителя двигателя, Великобритании, как государства-регистратора воздушного судна.
В настоящее время Техническая комиссия работает на месте происшествия. Специалисты вышеуказанных стран уже приступили к работе с комиссией.
Информация бортовых самописцев (речевого и параметрического), несмотря на серьезные повреждения лентопротяжных механизмов, считана. Специалисты Технической комиссии работают над их расшифровкой и анализом.
По данным расшифровки и изучению фрагментов двигателей самолета, на месте происшествия не выявлено пожара двигателей и разрушения самолета в воздухе. Оба двигателя работали до столкновения самолета с землей.
Техническая комиссия проводит необходимые исследования фрагментов самолета, изучает нормативные акты, всю летно-техническую и эксплуатационную документацию по всем службам, связанным с полетом и управлением данного самолета, а также подготовкой летного и технического состава и другие необходимые материалы.
Анализируются состояние средств обеспечения полетов в аэропорту Пермь и предполетная подготовка самолета и экипажа в аэропорту Шереметьево.
Ход работ регулярно докладывается председателю правительственной комиссии. Информация о ходе работ оперативно представляется на официальном сайте МАК.
По результатам работы Технической комиссии будут установлены обстоятельства и причины авиапроисшествия, а также разработаны необходимые рекомендации по их предотвращению.
В соответствии с международным и российским законодательством, расследование, проводимое Технической комиссией, не предусматривает установления чьей-либо вины и проводится с целью предотвращения авиационных происшествий.
Техническая комиссия работает в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и предварительного следствия.
Преждевременные заявления и различные версии, касающиеся причин катастрофы, являются неэтичными по отношению к погибшим членам экипажа и пассажирам, усугубляют моральные страдания их близких и родственников, мешают работе Технической комиссии, противоречат международной практике расследования авиационных происшествий, а также могут расцениваться как давление на Техническую комиссию.
Информационное нагнетание вызывает у пассажиров негативное отношение ко всей российской авиации, наносит ущерб репутации гражданской авиации России.
Большинство авиакомпа-ний в течение многих лет работают безаварийно, выполняя международные правила и стандарты, пользуются уважением не только в России, но и за рубежом. Ведущие авиакомпании России в течение 2007-2008 гг. прошли международный аудит эксплуатационной безопасности по стандартам Международной организации воздушного транспорта и достойно конкурируют на рынке международных авиаперевозок.
Летная годность иностранных самолетов, эксплуатируемых в ведущих авиакомпаниях России, находится под контролем не только российских, но и зарубежных авиационных властей (США, Франция, Великобритания и др.).
Комиссия, работающая с привлечением высокопрофессиональных авиационных специалистов, современного оборудования и необходимых средств, применяемых при расследовании, объективно установит обстоятельства и причины катастрофы, доложит их Правительственной комиссии и доведет до сведения общественности.
18 сентября 2008 г.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.