РЕИНКАРНАЦИЯ ДОМА МЕШКОВА

Поделиться

  newsko.ru

Похоже, в последней декаде декабря все-таки состоится долгожданный переезд краевого музея в помещение Дома Мешкова (ул. Орджоникидзе, 11). Перемена «места жительства» будет сопровождаться и значительными сущностными изменениями.

Согласно художественному проекту, разработанному Юрием Калмыковым, обновленный музей станет современным и интерактивным. У пермских краеведов есть основания доверять вкусу разработчика, ведь в послужном списке руководимой Калмыковым студии «Артефактум» — почти три десятка музеев России, причем многие из них удостоены федеральных и международных наград.

По замыслу Калмыкова, в обновленном музейном пространстве «зазвучит» несколько сквозных историко-культурных тем, в частности тема реки и тема птиц. Река в данном случае не тождественна Каме. Помимо прямой, лежащей на поверхности связи с географией города, в речной образ вкладываются и более сложные символические смыслы — река как символ течения времени, река как символ родины, река как символ философии истории. «Птичья» тема призвана сообщить зрителю образ движения, перемещения в пространстве и времени.

Кроме этого, в каждом из 13 основных залов обоснуется свой genius loci — экспозиция в экспозиции, посвященная некой выдающейся личности, чья жизнь так или иначе была связана с Пермским краем. Среди потенциальных «гениев места», естественно, Николай Мешков, Строгановы, Михаил Осоргин…

Музейное пространство выстраивается по законам драматургии и режиссуры, считает Юрий Калмыков. Задача проектировщиков экспозиции — создать те условия, в которых сможет состояться коммуникация зрителя и исторического наследия. При этом зритель должен чувствовать себя не сторонним наблюдателем, а действующим лицом, полноценным участником событий. Другими словами, речь идет об интерактивности, нацеленности на диалог с публикой, что сегодня считается одним из основных требований к современному музею.

Юрий КАЛМЫКОВ, автор художественного проекта экспозиции в Доме Мешкова:

— В сокровищницах музея достаточно материала для того, чтобы ошеломить зрителя. В новой экспозиции будут представлены ярчайшие историко-культурные феномены, которые знаменуют собой пермскую землю — это и легендарная бронза Пермского звериного стиля, и «закамское» сасанидское серебро, аналогов которому нет в мире, и святитель Стефан Пермский, и династия Строгановых. А звучное, мощное оформительское решение сделает подлинные музейные предметы еще ярче.

То, о чем говорит сегодня Калмыков, по его собственному признанию, — лишь наброски, своего рода конспект базовых идей. «Во всей своей художественной яркости» проект будет представлен в декабре, но и это еще не конец: строго говоря, окончательно творческий процесс завершится лишь «в момент разрезания красной ленточки у входа в новый краевой музей».

Между тем «красной ленточки» придется ждать еще долго. Полная реконструкция Дома Мешкова потребует много времени, денег и сил.

Сейчас в самом разгаре работы по восстановлению «начинки» исторического здания. Усилены несущие конструкции, укреплен фундамент, проведена система отопления, решен вопрос с вентиляцией и кондиционированием (что особенно важно, поскольку в музее должны быть соблюдены определенные температурно-влажностные требования). К 15 декабря Дом Мешкова будет полностью готов к эксплуатации — экспонаты краевого музея смогут въехать в теплое, сухое и светлое помещение. Но нормально функционировать экспозиция начнет только после того, как завершатся работы по реставрации фасада здания, а это случится, в лучшем случае, во второй половине 2008 года.

Андрей ЖУКОВСКИЙ, главный архитектор проекта реконструкции Дома Мешкова:

— Над реконструкцией внешнего облика Дома Мешкова будет трудиться не один десяток скульпторов. При этом далеко не все удастся восстановить (например, изразцы на балконе), но все, что можно сделать, будет сделано по максимуму. Так, чтобы нам было не стыдно за нашу работу и чтобы Дом Мешкова стоял еще долгие годы. Конечно, восстановление фасада — это огромный труд и огромные деньги. Но ничего не поделаешь — красота стоит дорого.

На обеспечение внутренней «красоты» Дома Мешкова из краевого бюджета выделено 19,8 млн руб. Внешняя «красота», по приблизительным оценкам, встанет еще в десятки миллионов рублей.

Помимо финансового, есть и другой насущный аспект — правовой. Продолжаются переговоры по поводу передачи Дома Мешкова из федеральной собственности в краевую. По словам руководителя Агентства по управлению имуществом Пермского края Елены Зыряновой, принципиальное согласие на выкуп исторического здания уже получено — осталось уладить технические вопросы, что, впрочем, тоже требует времени.

Между тем сотрудники краевого музея уже готовятся к переезду. 16 ноября планируется начать процедуру демонтажа и упаковки экспонатов. А днем раньше в основном здании краевого музея на Комсомольском проспекте состоится праздник, посвященный его 117-летию и началу переезда экспозиций. В программе мероприятия с жизнеутверждающим названием «Пермский музей: вчера, сегодня и... всегда» — выступление творческих коллективов, мастер-классы, конкурсы, чаепитие и многое другое. Длиться «музейные проводины» будут целый день — с 10 утра до 22 часов.

кстати

ОТ ШАМАНОВ ДО ГКЧП

Дом Мешкова, в который переезжает Пермский краевой музей, сам по себе — исторический «персонаж» и музейный экспонат.

От первоначального облика здания практически ничего не сохранилось: построенный в начале XIX века по проекту неизвестного архитектора особняк сгорел во время знаменитого пожара 1842 года и почти 40 лет находился в руинированном состоянии, пока не был восстановлен архитектором Александром Турчевичем по заказу пароходчика Николая Мешкова. После этого здание использовалось в самых разных целях: и как жилой дом, и как корпус университета (открытого в Перми, как известно, во многом стараниями Мешкова). Наконец, во время Гражданской войны именно в этом здании находился штаб Третьей красной армии Восточного фронта.

Соавтор проекта экспозиции Дома Мешкова, заведующая отделом истории Пермского краевого музея Светлана Неганова постаралась учесть хитросплетения судьбы здания в разработке научной концепции экспозиции. Так, в угловом зале первого этажа будет восстановлен интерьер красноармейского штаба. При этом Светлана Неганова подчеркивает, что этот интерьер не будет нагружен идеологически: «гениями места» станут выдающиеся полководцы, которые воевали как на стороне красных, так и на стороне белых.

Вообще, в подачу событий времен Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны авторы экспозиции постарались привнести «новый драматизм»: так, впервые будет отражен знаменитый среди историков, но скрытый от большинства пермяков «пьяный погром», благодаря которому в Пермь вошли красные. На фоне картины художника Николаева «Февраль в Перми» будут расположены экспонаты, связанные с драматическими событиями 1917-1918 годов, например осколки витрины и выбивший их булыжник.

Центральной частью, или, по выражению Юрия Калмыкова, «средостеньем» экспозиции станет средний зал на среднем этаже, в котором будет рассказываться о встрече Руси с чудью. Этот зал авторы экспозиции постарались сделать максимально наполненным многозначительными метафорами: так, под потолком будут расположены два огромных подсвеченных солярных символа, один из которых будет представлять фигурки пермского звериного стиля, а второй — гербы Северной Руси. Одним из «гениев места» здесь станет шаман — в коллекции музея есть три подлинных шаманских костюма.

В последних залах будут экспонаты, посвященные перестройке, приватизации и ГКЧП — драматичным страницам истории новейшего времени.

Юлия БАТАЛИНА

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться