Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ОСЕНЬ. ТЕАТР. ОТКРЫТИЕ

Поделиться

  newsko.ru

Очевидно, в этом театре по-настоящему соскучились по зрителям. Иначе как объяснить, что первое отделение торжественного гала-концерта, в котором, по традиции, труппы представляют новичков и анонсируют премьеры наступающего сезона, растянулось почти на два часа? При этом неизбежные торжественные речи и благодарности спонсорам вовсе не были затянутыми. Просто хотелось очень многое показать — отсюда и продолжительность зрелища. Но было не скучно — спасало разнообразие концертных номеров и остроумие, которым всегда отличаются шоу «от Георгия Исаакяна и Валерия Платонова».

Для начала руководители театра временно поменялись местами: художественный руководитель встал за дирижерский пульт, а главный дирижер вышел с микрофоном на сцену. Открытие, которое сделала публика благодаря этой рокировке, — ораторский талант Платонова, который держался непринужденно и говорил очень правильно и в то же время неказенно. Что же касается «дирижера» Исаакяна, то он выглядел несколько скованным. Публика за него волновалась, что, пожалуй, помешало насладиться токкатой из оперы Клаудио Монтеверди «Орфей». Но в целом шутка удалась: зал ожил, расшевелился, расслабился.

Каждый номер концертной программы был не простой, а с намеком. Напомнили о прошлом сезоне: спели два отрывка из «Иоланты» — премьеры, которой театр «закрылся» в июне. Анонсировали будущие премьеры: того же «Орфея», которого театр собирается презентовать в ноябре, и балета «Ромео и Джульетта», из которого в концерте прозвучал брутальный «Танец рыцарей» в исполнении оркестра под темпераментным управлением Платонова.

Поклонникам «Ромео и Джульетты» в постановке Николая Боярчикова волноваться не следует: под премьерой в данном случае подразумевается радикальное возобновление под руководством самого Николая Николаевича, который по такому случаю снова будет работать в Перми — «30 лет спустя». Отличный повод вспомнить славные времена и замечательных людей: ведь на премьере балета в 1972 году танцевала Надежда Павлова… Боярчиковская постановка, которую Георгий Исаакян называет «лучшими «Ромео и Джульеттой» в мире», достойна обновления, которое оживит этот балет. Тем более что его в 2008 году должны увидеть зрители США. Приятно и символично, что именно боярчиковские «Ромео и Джульетта» будут первым «нечайковским» балетом, который театр вывезет на большие зарубежные гастроли.

Что же касается «Орфея» Монтеверди, то его постановка — это hommage опере вообще, поскольку он официально считается первой европейской оперой и был создан ровно 400 лет назад — в 1607 году. Для этой постановки, которую осуществляет сам Георгий Исаакян, в Пермь специально приезжает группа исполнителей старинной музыки со своими уникальными инструментами. «Орфей» будет звучать именно так, как это было 400 лет назад, а зритель будет наслаждаться не только звуком, но и видом волшебных лютен и блок-флейт — музыканты будут находиться на сцене вместе с певцами. Старейшая опера ставится в России впервые.

Еще одним анонсом премьеры наступившего сезона стал дуэт из «Отелло» Верди, которого театр планирует показать ближе к весне в постановке режиссера Омского драматического театра Владимира Петрова. Этот дуэт стал блистательной кульминацией концерта, вызвавшей овации и крики «Браво!». Непонятно было, почему до сих пор нет этой оперы в репертуаре труппы, в которой есть такой страстный и драматичный «мавр», как Алексей Моисеенко? Его дуэт с Татьяной Полуэктовой строился на контрасте: отрешенная, уставшая, почти равнодушная к трагедиям этого света Дездемона и отчаянно пытающийся достучаться, докричаться до ее неземного сознания Отелло. В этом контрасте сквозила трагическая предопределенность финала: эти двое никогда не поймут друг друга.

Сцена из «Отелло» смотрелась не как концертный номер, а как мини-спектакль. Пели Полуэктова и Моисеенко по-итальянски, но столь артистично, что никто даже не задумался о переводе. Вообще, этот язык очень идет Моисеенко — это особенно заметно по исполнению партии Канио в «Паяццах».

Еще одним «гвоздем» программы стало выступление новой приглашенной солистки Ирины Крикуновой — трижды номинантки «Золотой маски». Элегантная брюнетка в роскошном серебристо-сером концертном платье с пелериной пела арию «Аиды» из оперы Верди. Публика слегка напряглась — такая уверенность и богатейший сценический опыт звучали в голосе примадонны. Вскоре предстоит составить более полное впечатление об Ирине Крикуновой: 25 октября она будет солировать в опере Бородина «Князь Игорь» на юбилейном бенефисе нового главного приглашенного дирижера театра Александра Анисимова.

В целом оперная программа концерта выстроена была по восходящей: начали с дебютанта Алексея Задорожного, выпускника Пермского института искусств и культуры, который оказался обладателем нежного лирического тенора, продолжила молодая солистка Екатерина Орлова с арией Агнессы из «Орлеанской девы», затем вышли «звезды» — Полуэктова, Моисеенко и Крикунова.

Что касается балетных номеров, то все до единого были премьерами, за исключением разве что па-де-де из «Арлекинады» Дриго, который так часто исполняется на «Арабеске». Можно было воспринять его как анонс 10-го «Арабеска», который пройдет весной 2008 года. Его художественный руководитель Владимир Васильев задумал устроить в Перми мировую тусовку балетных «звезд»: помимо традиционных конкурсных выступлений пройдут гала-показы и мастер-классы мировых знаменитостей. Если учесть, что в начале сезона пройдет выступление «Королей танца» и творческий вечер Николая Боярчикова, то можно сказать, что балетоманам предстоит сезон потрясений.

Исполняли па-де-де из «Арлекинады» дебютанты Мария Белоусова и Дмитрий Теницкий. Публика приняла их тепло, однако большие симпатии вызвал другой дуэт — Надежда Двуреченская и Тарас Товстюк с па-де-де Бенджамина Бриттена. У этих исполнителей уже чувствовался сценический опыт, который удачно дополнял их юное обаяние и яркие внешние данные. Несомненно, и Двуреченская, и Товстюк обладают победительной сценической харизмой.

Но когда на сцене появились мастера Наталья Моисеева и Сергей Мершин, стало понятно, что молодежи надо еще долго «прыгать», чтобы их «сделать». Их па-де-де из «Талисмана» Дриго было исполнено с такими драйвом и выразительностью, как будто пара хотела рассказать в коротком номере все самое хорошее о пермском балете.

А то, что не успели сказать Моисеева и Мершин, «досказала» «Серенада» Чайковского-Баланчина — «коронный» спектакль балетной труппы, который был показан во втором отделении вечера.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться