Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

День рождения пермского балета 

Поделиться

Газета «Вечерняя звезда» в 1926 году сообщала (здесь и далее — орфография и пунктуация первоисточника): «В Гортеатре ближайшие постановки: «Вторник, 2 февраля. Единственный вечер балета — «Жизель». (…) Под режиссёрством и участием балетмейстера Б.В.Щербинина и прима-балерины Л.С.Соколовой». Объявление было маленьким, размером с почтовую марку, но считается, что именно с него началась целая эпоха в истории пермского театра под названием «балет».

Балет музыкальной драмы под руководством Квятковского приехал в Пермь вместе с группой оперетты. Предполагалось, что она сможет поправить отчаянное положение театра. «Массовый зритель хочет оперетты, об этом ясно говорят кассовые рапортички», — писали пермские газеты того времени.

Однако, привезенные спектакли пермяков не впечатлили. «Баядерка» оставила «неприятный привкус», «Голубая мазурка» и «Голландочка» «прошли слабее, чем мы ожидали». «Спасает положение, — писала газета «Вечерняя звезда» 15 февраля 1926 года, - балетная труппа. Балетные выступления в «Голубой мазурке» и «Подвязке Борджиа» были хороши».

балет

При этом, «трудно, очень трудно соскоблить с имеющегося у нас пока балетного искусства ту антихудожественную накипь, которую наложили на балет вкус и требования разложившейся и развратной буржуазии. (…) Приехавший с опереттой балет уже своими первыми выступлениями показал новые здоровые устремления балетного искусства: выпукло сочетая пластику с акробатикой (в хорошем смысле слова там, где акробатика почти граничит с физкультурой) и движение с фигурным конструктивизмом».

Из других газет узнаем, что примой пермского балета является Н.В.Пельцер, самой «хорошей и крепкой парой в балете работают Борисова и Квятковский, давшие целый ряд сложных и рискованных поддержек, граничащих временами с акробатикой». Под конец сезона Квятковского упрекнули «неоправданным увлечением» кульбитами, но в целом, было признано, что «крепче всего в минувшем сезоне был, пожалуй, балет».

балет

Балет музыкальной драмы Квятковского выступлениями не ограничился: была организована и балетную студию. Набор прошел в феврале 1926 года. Обучение длилось три месяца, а плата за обучение составляла от пяти до восьми рублей в месяц. Предполагалось таким образом подготовить артистов балета для пермского Гортеатра.

Известно, что первый набор пермской балетной студии 1926 года составил 60 человек, из которых к концу обучения осталось чуть более 30. Возраст: от семи до 24 лет. Сообщалось, что шесть человек из этого набора у начали работать на сцене пермского Гортеатра. Еще десять стали стажёрами.

Первый показательный вечер балетной студии состоялся в Гортеатре 16 марта 1926 года. Отчеты были восторженные: «Молодежь в балетных студиях и школах раньше засушивалась на классической мертвячине. Этого нет в маленькой студии пермского гортеатра».

После Перми балет музыкальной драмы уехал в Харьков. До настоящего балета на сцене Пермского театра оставалось еще 15 лет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться