Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Через тернии к ГОЗам

Пермские промышленники продолжают обсуждать необходимость изменений в закон о гособоронзаказе

Поделиться

«Новый компаньон» уже поднимал тему закона о гособоронзаказе, который, по мнению представителей ВПК, «создавался финансистами без участия промышленников». Очередные изменения в закон будут приняты в ноябре. Напомним, принятый в 2012 году Федеральный закон «О гособоронзаказе» в очередной раз обсуждался на международном военно-техническом форуме «Армия-2016», где представители российского ВПК в один голос заявили о многочисленных трудностях, возникающих у них при реализации этого закона. Пермские промышленники также столкнулись с целым комплексом проблем, возникающих в процессе реализации госзаказа.

пермские моторы

  Ирина Молокотина

В прошлом номере газеты мы публиковали мнение представителей ПАО «Мотовилихинские заводы» и ФГУП «Машиностроительный завод им. Дзержинского» о том, какие нюансы стоит предусмотреть в новой редакции закона. Как выяснилось, у авиастроителей тоже есть множество замечаний к документу.

Стоит заметить, что Объединённая двигателестроительная корпорация в Пермском крае является собственником трёх предприятий моторостроительного «куста» — «ОДК-Стар», КБ «Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы». Как сообщается в отчёте «ОДК-ПМ» за 2015 год, предприятие является исполнителем гособоронзаказа. В частности, «Пермские моторы» производят ПС-90А-76, устанавливаемые на военно-транспортный самолёт Ил-76. По заказу Минобороны «ОДК-ПМ» выполняет также производство и ремонт двигателя Д-30. Отдельные модификации двигателя Д-30 используются в разведывательной авиации.

На вопросы «Нового компаньона» о том, какие проблемы возникают у авиастроителей при реализации закона о ГОЗ, в ОДК ответили, что в законе «отсутствует определение длинно-цикловой продукции (к которой относится производство авиационных двигателей — ред.) и регламентирующие работу с ней документы (в настоящее время в разработке находится соответствующий приказ Минпромторга России), не в полной мере ясен порядок компенсации уже имеющегося у предприятия «задела» материальных средств, а также механизм подтверждения фактических затрат на него, не ясны и сроки осуществления компенсации».

В пресс-службе ОДК сообщили, что фактически возмещение по контрактам, заключённым на длительный срок, может поступить только через несколько лет (!) после приобретения «задела», что налагает дополнительную нагрузку на предприятие.

Дело в том, что особенности выполнения обязательств по отдельным госконтрактам предполагают использование уже ранее закупленной предприятием «материальной части» при выполнении своих обязательств по государственному контракту. Кроме того, указанная материальная часть обычно закупается за счёт кредитных средств, поскольку финансовое положение предприятий далеко не всегда позволяет осуществлять такие закупки за счёт имеющихся. При этом компенсация затрат на данную материальную часть в соответствии с последней редакцией закона о ГОЗ осуществляется только после закрытия государственного контракта.

«Стоит отметить, что срок выполнения и закрытия государственного контракта зачастую достигает нескольких лет, в течение которых предприятие вынуждено нести значительную кредитную нагрузку», — поясняют в ОДК.

Как отмечают представители ОДК, в ФЗ №275 предусмотрено возмещение затрат предприятию, но только в том случае, если это условие предусмотрено в госконтракте. «Однако государственный заказчик это положение в госконтракт не вносит, несмотря на то что 26 октября 2015 года принял решение об опережающем запуске ремонта продукции до заключения госконтракта и в своё решение внёс пункт о включении в ГК положения о компенсации затрат. Даже если положение будет внесено в госконтракт, а контракт заключён на несколько лет, то затраты будут возмещены лишь после завершения контракта, когда деньги превратятся в «пшик». То есть даже при внесении соответствующего пункта о компенсации в госконтракт деньги, потраченные из собственных средств в 2015—2016 годах, производитель получит лишь в четвёртом квартале 2018 года или первом квартале 2019-го», — отмечают представители отрасли.

Как отмечают в двигателестроительной корпорации, в новой редакции 275-ФЗ также присутствуют положения, не позволяющие компенсировать расходы на проезд и найм жилого помещения для работников, занятых в выполнении нескольких контрактов по ГОЗ, а также расходы на выплату им заработной платы и одновременную уплату с заработной платой соответствующих налогов и страховых взносов.

На вопрос о том, какие же изменения стоит внести в закон о гособоронзаказе, в ОДК ответили, что необходимо предусмотреть обязательства госзаказчика компенсировать затраты, подтверждённые исполнителем, а также обязать его компенсировать затраты при заключении многолетних контрактов ежегодно по итогам отчётного года.

Кроме того, законодательно должно быть оговорено, что контракты заключаются не позже третьего квартала, а авансирование по ним производится не позже четвёртого квартала. «Это непросто, но можно предусмотреть корректировки, естественно, со здравым смыслом и взаимовыгодные», — заявляют в пресс-службе ОДК.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться