Антон Бахлыков: Грех жаловаться на финансирование

Директор ТФОМС Пермского края — о том, как добиться действительно бесплатной медпомощи

Поделиться

Почему за собственное здоровье иногда приходится бороться? Почему в нашем социальном государстве приходится платить за диагностику, лечение, операции? На эти вопросы из разряда «имею ли я право» отвечает директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Пермского края Антон Бахлыков. Ведь именно перед этой структурой государство поставило задачу обеспечить обладателю полиса ОМС доступность бесплатной и качественной медицинской помощи.

— Антон Юрьевич, пермские врачи говорят, что нашему здравоохранению бюджета ТФОМС не хватает, что тарифы в системе ОМС низкие. Что скажете по этому поводу?

Антон Бахлыков — Денег всегда не хватает. Их не бывает много даже в тех государствах, где бюджеты здравоохранения в разы превышают наш. Но будем исходить из того, что есть.

Стоимость программы ОМС в 2016 году, несмотря на сложные экономические условия, не сократилась, она составляет свыше 25 млрд руб. Кто сказал, что бюджет ОМС должен расти с каждым годом на 20%? Да, это не тот «золотой дождь», что пролился на наше здравоохранение в 2011—2012 годах и даже двумя годами ранее, когда средства ОМС на финансирование больниц увеличивались в разы. Но и 25 млрд руб. на медицину края ещё совсем недавно были несбыточной мечтой. Эти деньги гарантируют людям оплату всей необходимой им медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению Пермского края на 2016 год — это не декларация, а точные расчёты потребностей населения в конкретном лечении, операциях, диагностике, расчёты необходимых людям объёмов медицинской помощи, их стоимости.

— Как вы можете просчитать, например, сколько в мае или июне в каком-то из городов края будет родов, пневмоний, инсультов?

— Просчитать — не значит ограничить. Допускаю, что бывают вспышки заболевания, эпидемия, беби-бум в городе или районе, но общая заболеваемость практически не меняется. Ни одному пациенту, доставленному в стационар, доктор не скажет: «Мы вас не будем лечить, оперировать или принимать роды». Система ОМС возместит все затраты, связанные с лечением конкретных пациентов.

Но чтобы выполнить все заявленные социальные стандарты, мы обязаны просчитывать объёмы и деньги, учитывать финансовые нормативы, контролировать, анализировать эффективность вложенных средств, постоянно мониторить все процессы. Иначе — бесконтрольность и хаос. Сегодня никто не хочет обсуждать эффективность затрат медучреждений, все кричат о недостающих доходах, о малом бюджете.

— Кстати, на краевой конференции стоматологов вы демонстрировали выполнение объёмов их работ на слайдах. Цифры и факты, что называется, били наотмашь: в смену, оказывается, «передовики производства» выполняли от 245 до 1000 условных единиц трудозатрат, что составляет от 40 до 175 рабочих часов в смену. Как удалось установить такие факты?

— Вся информация на упомянутой вами презентации — из реестров счетов на оплату, из представленных больницами официальных документов. В счетах указаны и пролеченные докторами пациенты. Все формальности для системы ОМС соблюдены. Но и наша структура выполняет свои функции. Реэкспертизу счетов провели выборочно: к примеру, из 37 пациентов одного стоматолога смогли дозвониться только до семерых. На приёме они не были! 15 пациентов, указанных в реестре другой клиники, никогда не обращались в то учреждение, даже названия его не слышали.

Анализ структуры затрат тоже не порадовал. Ряд клиник практически все средства ОМС направлял на зарплату, менее 5% оставалось на материалы. Вот я и спрашивал: чем же они лечили пациентов, чем пломбировали зубы, какие анестетики ставили?

Такой анализ мы проводим по всем профилям больниц. Если это реальный рост, вся оказанная медпомощь будет оплачена. А если это откровенная фальсификация, приписки? Проверяем — останавливаем.

— Может, оттого и приписки, что тарифы низкие?

— По многим профилям наши тарифы значительно выше федеральных, по которым все российские больницы работают. Поэтому разговоры про низкие тарифы ОМС — это аргументы для неинформированных пациентов, которым объясняют, что по полису ОМС они могут поставить только отечественный хрусталик (интраокулярную линзу), отечественную пломбу или имплант для операции эндопротезирования, остеосинтеза. Но это не так.

Я не раз демонстрировал врачам таблицы с расчётами наших специалистов. Стоимости тарифа ОМС хватает на хорошие материалы.

— И всё-таки, почему человеку с полисом ОМС приходится платить или доплачивать за те или иные услуги?

— В последние годы деньги в медицину пришли, а привычки остались из тех времён, когда больницы вынуждены были компенсировать недостающее платными услугами. Да и население привыкло платить за бесплатную помощь, некоторые и по сей день считают это нормальным. Так, к нам до сих пор поступают просьбы разрешить доплату за хорошую пломбу.

Тариф включает в себя помимо оплаты труда врачей расходы медучреждений на приобретение лекарств и материалов, оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях. Так написано в законе. И так просчитана стоимость.

А вот реальные ситуации. Пациенту говорят: «У нас нет этого оборудования, вышел из строя аппарат, наш специалист в отпуске…» И спрашивают: «Сможете пройти это обследование в коммерческой клинике?» Чувствуете разницу?

Ни по закону, ни по совести это не допустимо. Поликлиника, став фондодержателем, берёт вместе с полным объёмом средств на лечение прикреп-

лённого к ней населения и полную ответственность за организацию лечения этих людей. Там всё должно быть бесплатно для пациента. Мы оплачиваем оказанную помощь больному по полному тарифу, полным рублём, а поликлиника, отправляя пациента на платные приёмы, явно экономит…

— Но ведь финансирование скорой медицинской помощи вы действительно снизили. Например, в Соликамске — на 40% ! Об этом на страницах нашей газеты говорила главврач Соликамской станции скорой помощи.

— Грех жаловаться скорой нашего региона на финансирование. Оно было намного выше общероссийского. В 2016 году её тарифы пришлось корректировать под федеральные нормативы. В России масса территорий и станций, которые порадовались новшеству, им стали доплачивать до этого норматива. Нам же потребовалось резать.

В этом году на скорые сверх норматива удалось выкроить дополнительно только 215 млн руб. Обидно всем. Но больше всех «обидели» Соликамскую станцию. Однако урезали им ровно настолько, насколько больше других они имели.

Ну, а публикации главврача Соликамской скорой были не только у вас, но и в общероссийской прессе. Её активность и озабоченность имеют личные мотивы. При таких объёмах финансирования она решила, что можно и штат увеличивать, и деньги хорошие платить, и не кому-то, а себе и своему мужу. Более полумиллиона каждый заработал на дополнительных ставках старших врачей в прошлом году. А тут такой источник обогащения семьи урезали. Думаете, они сразу «сократили» себя? Как бы не так!

И при таком финансировании были у них и жалобы от пациентов, и претензии к качеству работы от врачей-экспертов. Так что не всё решает количество денег.

— Контроль решает больше, чем деньги?

— Увы, за доступность и качество бесплатной медицинской помощи и нам приходится бороться, без контроля здесь не обойтись. Иначе будут расти неэффективные расходы, поборы с пациентов, раздуваться управленческий аппарат больниц.

Именно проверки врачей-экспертов и специалистов КРУ фонда ОМС остановили требования платы за диагностику и консультации узких специалистов в Ленской участковой больнице, поборы стоматологов и офтальмологов в Перми и по краю, вскрыли проблемы в поликлинической помощи. Выявлены сотни случаев неправомерной оплаты тех услуг, которые входят в территориальную программу ОМС и должны быть для жителей края бесплатными.

828 жалоб были рассмотрены фондом и страховыми компаниями в прошлом году. По обоснованным приняты меры. Больше всего люди жалуются на поборы. Убедить пациента в том, что платный имплант лучше бесплатного врачу несложно. Страх остаться без зрения, без движения, без здоровья заставит больного найти средства. Не будем под эти случаи подводить один знаменатель, далеко не все врачи — мздоимцы и рвачи. Но факты такие есть, и по ним принимались меры.

Больницы и поликлиники края выплатили своим бывшим пациентам, с которых незаконно взяли деньги, вынудили оплатить услуги, более 1,8 млн руб. в досудебном порядке, почти 4 млн руб. — по решению суда.

— Но некоторые врачи говорят, что это только Бахлыков воюет с медицинским сообществом. В других регионах России и соплатежи хорошо идут, и платные услуги в госучреждениях законны…

— Во-первых, это неправда. Пермяки приезжают из Краснодара, Кирова, Тюмени и рассказывают, что их там лечили по полису ОМС бесплатно, а в Перми ранее им эту медпомощь оказывали за их личные средства.

Во-вторых, это незаконное обогащение. В крае очень много людей, неспособных платить по нескольку тысяч рублей за приём стоматолога или десятки и сотни тысяч за необходимые им операции. Мы им помогаем получить бесплатно то, что им положено по закону.

В-третьих, не могу сказать, что работаю в какой-то изоляции. Абсолютное большинство руководителей медучреждений принимают наши правила работы. Фонд активно сотрудничает с Советом главных врачей. Это с помощью его рабочих групп, профильных специалистов минздрава осуществлён переход отрасли в регионе на более эффективную оплату медпомощи, проведена работа по формированию перечня медицинских услуг для учёта и тарификации, почти ежемесячно корректируются объёмы. Все эти сложные для пациентов понятия подчинены одной цели — обеспечить им достойную медицинскую помощь, улучшить их здоровье.

Кроме того, мы все говорим о нарушениях, но у нас есть медучреждения, на которые в принципе не жалуются пациенты, и их немало. Есть отделения и целые больницы, к которым практически нет претензий у страховых экспертов. Именно с ними мы и сравниваем остальных, призывая работать так же.

— А какую роль в решении этих задач вы отводите страховым компаниям? В их необходимости всё чаще сомневаются даже депутаты Госдумы…

— Страховые организации несут социальные функции защиты и страхования пациентов. Люди знают об этом, звонят им, просят о содействии, помощи, и многим из них помогают. Больше 30 тыс. человек обратились в страховые компании и в фонд ОМС за консультациями в прошлом году.

Отказ от страховой инфраструктуры не сэкономит недостающие средства. Это мнение не только моё, но и профильных аналитиков и многих политиков. Напротив, вернувшись к сметному финансированию, мы быстро обнаружим, что на оплату медицинской помощи по потребности (по смете) не хватит никакого бюджета. Кроме того, лишившись контрольных институтов (фонды, страховщики), критикой которых все занимаются с самого их основания, мы получим в принципе неконтролируемый процесс лечения. Минздрав в силу своего статуса не заменит столь «ненавистных» страховых экспертов.

Не могу пока сказать, что специалисты страховых компаний работают с полной отдачей, но требования с нашей стороны ужесточились. Бывают ещё случаи, когда страховщики пытаются завершить обращения, просьбы, жалобы уровнем консультации вместо практической помощи. Тогда на помощь придёт ТФОМС.

Буквально месяц назад начал работу контакт-центр в сфере ОМС, объединивший в одну систему фонд и все страховые компании региона. Его телефон 8-800-700-05-61. Человек может позвонить туда по любому вопросу, возникшему при получении им медицинской помощи, и получит быстрый ответ. Возможно, решение проблемы потребует заявления, предоставления подтверждающих документов, проверки медучреждения врачами-экспертами, но даже эти действия будут проходить быстрее, чем прежде. Центр повысит эффективность работы по защите прав жителей региона на бесплатную и качественную медицинскую помощь. Оперативность реагирования на обращения граждан обязательно возрастёт.

У многих людей не наработаны ещё такие навыки решения своих проблем. В принципе, это понятно: взаимоотношения пациента и врача формировались столетиями, а опыт отношений страховщика и застрахованного в системе ОМС ещё мал. Но учиться этому нужно. Эта практика сэкономит и личные средства застрахованных, и их здоровье.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться