1944 | Издание первого каталога Молотовской художественной галереи

Плюсануть
Поделиться
Николай Серебренников
Николай Серебренников, директор художественной галереи в годы Великой Отечественной войны
Фото:  Пермская государственная художественная галерея

В выпуске первого научного каталога фондов галереи не было бы ничего особенного, если бы дело не происходило в годы войны. Это всё усложняло: кроме научной работы на сотрудниках учреждения культуры лежало огромное количество обязанностей, далёких от культуры. Так, дрова для отопления огромного кафедрального собора, где располагалась галерея (тогда писали — галлерея) нужно было достать, доставить и нарубить самостоятельно.

Весной, летом и осенью работники художественной галереи выезжали работать на подсобное хозяйство на Банной Горе — как и все остальные в то время. Урожай шёл на снабжение госпиталей и фронта, и лишь совсем небольшая часть распределялась среди сотрудников.

В числе прочего приходилось и охранять урожай. Дежурили сутки, в том числе и женщины. Есть воспоминания о том, как однажды в октябре, когда уже выпал снег, дежурных не сменили. Женщинам пришлось дежурить ещё сутки, без возможности укрыться где-то или развести костер. «Бросить пост охраны мы не имели права по закону, установленному директором галереи Николаем Серебренниковым — пишут они, — под страхом предания суду». В конце концов их сменили, но обе женщины тяжело заболели.

Работали работники искусства и на строительстве второго железнодорожного пути от Перми до Лёвшино: копали землю, носили её на носилках, таскали шпалы…

И при этом составляли каталог галереи! В этом им помогали научные работники Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа, которые находились здесь вместе с коллекциями своих музеев. В частности, в научных карточках описаний коллекции ПГХГ сохранилось множество атрибуций, уточнений, заметок, сделанных рукой искусствоведа Русского музея Алексея Савинова.


Плюсануть
Поделиться