Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Давайте негромко, давайте вполголоса…

Пётр Налич рассказал о «химии» «Обыкновенного чуда»

Поделиться

Премьерные показы спектакля «Обыкновенное чудо» состоятся в Пермском театре юного зрителя 2 и 3 февраля. Главный режиссёр ТЮЗа Максим Соколов ставит знаменитую сказку Евгения Шварца с расчётом на подростковую аудиторию. Эффектные декорации, современные костюмы и самурайские мечи оформят подбадривающий посыл: «Никогда не сдавайся». Композитором выступил Пётр Налич — один из первых российских артистов, пробившихся из интернета на большую сцену, быстро превратившуюся для него в сцену «Евровидения». В преддверии премьеры Налич приехал в Пермь, чтобы встретиться со зрителями и рассказать о том, как он поколдовал над «Обыкновенным чудом».

Максим Соколов и Пётр Налич

Максим Соколов и Пётр Налич
  Константин Долгановский

Для автора Guitar это не первый опыт работы в театре. В 2015 году он стал композитором спектакля «Северная Одиссея», пополнившего репертуар РАМТ, а в данный момент пишет музыку к «Питеру Пэну» для Театра им. Вахтангова. Однако сам факт присутствия имени Налича в афише Пермского ТЮЗа кажется чем-то непривычным. «Моя жена не поверила, когда я сказал ей, что собираюсь предложить сотрудничество Петру Наличу», — смеётся Максим Соколов. Между тем Налич согласился сразу и теперь, спустя всего полгода, заканчивает процесс сведения звука на студии «Мосфильм». Со сцены Пермского ТЮЗа прозвучит серия его инструментальных композиций и пара песен.

Одним из первых на творческой встрече с композитором звучит закономерный вопрос об отсылках к «Обыкновенному чуду» в экранизации Марка Захарова: ориентировался ли Налич на знаменитую музыку Геннадия Гладкова? Ответ однозначный — нет. По словам Петра Налича, те мелодии и аранжировки сложно представить в отрыве от фильма. Новая постановка создаётся в другом контексте, несмотря на то что сказка Евгения Шварца живёт вне времени.

У времени же нынешнего есть свои нехитрые преимущества. Режиссёр и композитор обсуждали творческие нюансы дистанционно, по электронной почте. «Ничего страшного. Это тоже определённый формат общения», — пожимает плечами Налич. Судя по всему, удалённая работа была плодотворной, и после череды обсуждений, сортировок и переделок обе стороны остались довольны. «Я очень рад, что Пётр не посчитал этот проект «проходным», напротив, подошёл к нему со вниманием и отдачей», — говорит Максим Соколов.

Сам Налич старается следовать простому принципу: «Нужно делать нечто стоящее — такое, что станет шагом вперёд для самого себя». Позднее, однако, он добавляет: «Всегда есть риск, что ты потратишь много времени, пытаясь научиться играть на тромбоне, а потом вдруг поймёшь, что тебе это не нужно».

Как всегда в разговорах с музыкантами, писателями, художниками, возникли вопросы о «химии» творчества. Пётр Налич сравнивает своё дело с попыткой устоять на шаре: приходится угадывать, когда можно работать быстро, по наитию, а когда нужно просто сесть и что-то последовательно написать.

Максим Соколов и Пётр Налич

  Константин Долгановский

Чуть подробнее музыкант отвечает на вопрос о своих политических предпочтениях, очевидно, чтобы расставить точки над i.

«Всегда есть риск грубых обобщений. Бывали моменты, когда я что-то огульно осуждал, а потом выяснялась, что был далеко не во всём прав, — говорит Налич. — Поэтому теперь стараюсь не вставать на сторону того или другого лагеря. Такая категоричность подогревает озлобление в обществе, а это опаснее всего. Кроме того, я чувствую ответственность за тех слушателей, которые мне верят». «То есть вы находитесь над этими проблемами?» — уточняет кто-то из зала. «Нет, что вы, — возражает Налич. — Я именно внутри всего этого, так как живу в своей стране».

Ближе к концу встречи стали звучать вопросы из разряда «Можете ли оценить наш самодельный клип?», «Что у вас сейчас в плеере?», «Снятся ли вам сны?». Налич терпеливо отвечал на все: «Могу, скидывайте на почту», «Саундтрек к «Звёздным войнам», «Снятся, в том числе цветные».

Конечно, люди хотели поговорить с Петром Наличем не только как с композитором нового спектакля, но и как с музыкантом, который им действительно интересен. Возможно, поэтому встреча прошла в доброжелательной атмосфере и все расходились в хорошем настроении.

Пока, впрочем, неизвестно, оправдает ли ожидания спектакль. «Обыкновенного чуда» стоит дождаться.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться