«AVE, CAESAR! MORITURI TE SALUTANT!
На августовском пленарном заседании областного Законодательного собрания депутаты представляли себя в роли гладиаторов
На августовском пленарном заседании областного Законодательного собрания депутаты представляли себя в роли гладиаторов
Все началось с такой, казалось бы, незначительной вещи, как поломка оборудования для голосования. Начало заседания откладывалось, некоторые депутаты не могли зарегистрироваться, чем немало нервировали своего председателя Николая Девяткина (он традиционно к внештатным ситуациям относится очень эмоционально). Сразу стало видно, что депутаты не намерены на этот раз мелочиться и готовы обсуждать только самые концептуальные вопросы. Тон задали Вячеслав Вахрин и Александр Каменских. Первый на сбои в работе оборудования отреагировал так: «У меня не работает система!» На что его коллега — опытный металлург Каменских — справедливо заметил: «У кого система, а у кого конструкция». В дальнейшем депутаты многократно демонстрировали принципиальную разность своих подходов к тем или иным законопроектам.
Однако Николай Девяткин решил не откладывать заседание из–за сбоев в оборудовании и предложил начать работу, используя ручное голосование. Все встали, чтобы традиционно прослушать гимн Российской Федерации, однако не тут–то было. Гимн не зазвучал. Борис Светлаков решил пошутить: «Может, споем?!» Шутка не прошла, но депутаты после этого инцидента наверняка примутся учить слова гимна с удвоенной силой.
Десятиминутный перерыв не помог. Девяткин нашел выход из ситуации, предложив просто встать и почтить российский флаг. Патриотичные депутаты повиновались. Минута молчания, посвященная атрибутам российской государственности, пошла на пользу. Компьютеры, к всеобщему удивлению, заработали.
Наиболее концептуальные споры разгорелись, как водится, вокруг бюджетных законопроектов. Вопросы, касающиеся распределения бюджетных средств, никогда не оставляют равнодушными парламентариев, впрочем, как и их избирателей. Причем такой, казалось бы, важный законопроект, как «Методика формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области», больших разногласий не вызвал. Депутаты практически единогласно приняли этот закон, существенно ограничивающий их полномочия. Возможно, потому, что с электоральной точки зрения он не очень важен.
Доклад Никиты Белых был очень убедителен. Лишь один из депутатов решился ему возразить. Геннадия Тушнолобова беспокоила судьба муниципальных образований: «Не кажется ли вам, Никита Юрьевич, что эта методика отобьет у муниципалитетов стимулы к развитию?» Белых не собирался оправдываться и ответил очень уверенно: «Нет, не кажется». Зал отреагировал на такой неожиданный ответ аплодисментами. А Геннадий Тушнолобов сердито произнес: «Ладно, мы еще поговорим». И поговорили.
Предметом для полемики стали изменения в бюджете Пермской области на нынешний год. Концептуальность этого вопроса в следующем: дать денег всем поровну или обидеть тех, у кого они есть. Речь идет о повышении заработной платы бюджетникам, решение о котором было принято на федеральном уровне.
Позиция Белых (и рабочей группы, которую он представлял): если у муниципальных образований есть перевыполнение бюджета, то часть расходов на повышение зарплат они должны взять на себя. Тем же, кто денег не имеет, помочь из областного бюджета. Казалось бы, вполне разумное предложение. Однако проблема в том, что в таком случае областная власть поощряет те муниципалитеты, которые не особо стараются экономить и повышать профицит бюджета. То есть стимулирует иждивенчество.
На эту проблему постоянно указывал Геннадий Тушнолобов. По его мнению, всем необходимо дать поровну. Но здесь также проблема — на всех может и не хватить. Острая дискуссия по этому вопросу развернулась еще накануне пленарного заседания — при обсуждении этого вопроса в комитетах.
Никита Белых явно заранее готовился к обсуждению этого вопроса на пленарном заседании и ожидал большой оппозиции. Поэтому, чтобы достойно противостоять своим оппонентам, он решил войти в образ гладиатора и, выйдя на трибуну, произнес соответствующее приветствие: «Ave, Caesar! Morituri te salutant!», что в переводе с латинского на русский значит: «Здравствуй, Цезарь! Идущий на смерть тебя приветствует!» В качестве Цезаря, видимо, должен был выступить Николай Девяткин. Надо отдать должное спикеру, он достойно справился с этой обязанностью, позволив депутатам вдоволь пошуметь и лишь изредка успокаивая самых разгорячившихся.
Речь Белых была эмоциональна и убедительна. Он приводил много цифр, обосновывая необходимость изменений в бюджете на этот год.
Но Геннадий Тушнолобов не собирался отступать: «Почему разный подход по передаче средств на повышение заработной платы по разным территориям: от 0 до 90% от потребности?»
Как выяснилось, такие показатели появились не случайно. Расчеты производились следующим образом. Если расходы на повышение заработной платы в муниципальных бюджетах превышают 48% от дополнительных доходов, то этим территориям предоставляется помощь из областного бюджета. А что касается тех районов, которым областная власть помогать не собирается, то у них расходы на повышение заработной платы составляют от 6 до 9% от дополнительных доходов. Причем среди таких муниципалитетов значатся Бардымский, Большесосновский, Ординский, Октябрьский районы — традиционно не самые богатые территории.
Никита БЕЛЫХ, депутат Законодательного собрания Пермской области:
— Бюджетный процесс строится, исходя из двух принципов. Мы, безусловно, заинтересованы в стимулирующем характере бюджетного процесса и поощрении тех территорий, которые перевыполняют план по доходам и оптимизируют свои расходы. В то же время мы работаем в рамках единого органа, называемого Законодательным собранием, для того чтобы обеспечить равный или относительно равный набор социальных услуг на всей территории Пермской области. Понятно, что эти принципы во многом противоречат друг другу, но мы не можем позволить тем территориям, которые не выполняют план по доходам, не повышать заработные платы.
Заварушка была в полном разгаре. Белых упрекнул Тушнолобова в популизме: «Если у депутатов есть вопросы, то удивительно, почему они не сформулировали их в виде поправок на рассмотрение рабочей группы в соответствии с принятыми нормами, а сейчас выступают на пленарном заседании».
Умудренный жизненным опытом Тушнолобов такой упрек терпеть был не намерен: «Я имею полное право сегодня говорить, зря вы меня воспитываете».
На сторону Тушнолобова встал и Илья Неустроев: «Территории зарабатывали, старались, готовились к зиме, а теперь мы их ставим перед фактом, что раз вы перевыполнили бюджет, то будьте любезны, повысьте зарплаты за свой счет. Это приведет к тому, что территории просто перестанут зарабатывать, надеясь на то, что все равно им эти деньги дадут из областного бюджета».
Образ гладиатора Никите Белых не помогал. Депутаты продолжали требовать от него признать свою неправоту. Владимир Рыбакин подошел к этой проблеме с другой стороны: «В тех территориях, куда деньги не выделены, неизвестно, будет ли повышена заработная плата или нет. А кто за это отвечать будет?»
Белых нашел оригинальный выход из этой ситуации: «Я действительно ношу бороду и очки, но моя фамилия все–таки Белых, а не Кац». Он имел в виду, что зря депутаты так набросились на него, поскольку данный законопроект — результат деятельности рабочей группы, то есть депутатского корпуса. И изменения в бюджете родились в процессе «серьезного торга с обладминистрацией». И уж тем более депутата возмутила реплика об ответственности: «Вопрос, кто будет нести за это ответственность, давайте обсудим коллегиально. Но это точно не я!»
Ирина Соларева на проблему ответственности посмотрела несколько идеалистично. «Главы территорий — люди совершенно ответственные», — заверила она.
Критика в адрес Белых продолжалась. Вопрос о том, почему денег не дают тем, кто хорошо зарабатывает, не поставил его в тупик. Глава Перми Аркадий Каменев решил повернуть все иначе. Его беспокоило, почему в соответствии с этим законом Пермь получает денег меньше в пересчете на душу населения, чем Березники. Хотя в Березниках бюджет исполняется значительно лучше.
Белых знал всю подоплеку и поинтересовался, каков размер субсидий, которые получает Пермь. Каменев этого не ожидал и сказал что–то невнятное: «Мы говорим о заработной плате бюджетникам, а субсидии мы необязательно будем им платить».
В общем, Никиту Белых пытались выставить в качестве мальчика для битья и спустить на него всех собак. Возможно, происходило это неосознанно. К законопроекту он действительно имел прямое отношение, однако зачастую ему приходилось отвечать за всех. Депутаты наперебой просили слова, чтоб задать коллеге еще какой–нибудь каверзный вопрос. Дмитрий Скриванов первый обратил на это внимание: «Никита Юрьевич сейчас ответил за всех: за президента, за областную администрацию и за нас с вами. Все это похоже на известную поговорку: нечего пенять на зеркало, коли что–то кривое».
Юрий Белоусов устал от явно затянувшегося обсуждения: «Может, продлить срок внесения поправок в этот законопроект до сентября и отложить его?» На что Ирина Соларева сообщила, что в этом законе есть «расходы, которые финансировать надо еще вчера».
Девяткин стал требовать от парламентариев прекратить обсуждение и голосовать. Но они этого делать не хотели, явно поймав кураж. Геннадий Тушнолобов представил свою поправку в этот законопроект. Ее смысл — предоставить гарантии со стороны областной власти, что зарплаты будут повышены во всех муниципалитетах. Дмитрий Скриванов согласился с такой поправкой, аргументировав это тем, что «она совершенно безобидная». На что Валерий Сазанов возразил: «Она не безобидная, она конкретная». Тушнолобов добавил также, что эту поправку поддерживает фракция «Единая Россия». Скептически настроенный Девяткин усомнился: «У меня нет такого решения». Кто–то из зала выкрикнул совершенно справедливую фразу: «Он — член!» Другой депутат подытожил все ранее сказанное: «О чем два часа говорили?!»
В результате депутаты все–таки приняли закон об изменениях в бюджете на этот год вместе с поправкой Тушнолобова.
И опять не обошлось без казусов с регламентом. Депутаты споткнулись на вопросе «Об отмене решения Законодательного собрания Пермской области «О программе развития сети автодорог Пермской области с учетом приоритета интересов территорий». Этот законопроект внес губернатор. Однако соответствующий комитет парламента решил его отклонить. В результате, чтобы поставить это на голосование, Девяткину пришлось произнести примерно следующее: «Прошу проголосовать за отмену проекта об отмене решения...» и т. д.
Неудивительно, что депутаты ничего не поняли. Скриванов предложил поставить на голосование «за принятие проекта об отмене решения, но проголосовать против». Этот вариант задачу не упрощал. Девяткину так и не удалось понять логику этой фразы: «Дмитрий Станиславович меня запутал, честно говоря».
Пришлось обратиться к мнению государственно–правового управления. Лина Рудая сказала, что можно голосовать как за отклонение этого проекта, так и за его принятие.
Олег Бурцев попытался решить эту логическую загадку, но по ходу решения тоже запутался: «А вот сейчас проголосуют за данное постановление 16 человек, оно не проходит, или 15, оно считается не отклоненным, то есть мы второй раз будем голосовать: кто за то, чтобы принять законопроект? Может, сразу проголосовать: кто «за», кто «против», кто...» Бурцев задумался, но так и не смог довести это рассуждение до логического конца, если таковой, конечно, вообще был возможен.
Валерий Сазанов тоже не смог осилить эту сложную головоломку: «Уважаемые депутаты, вот я читаю в повестке дня 24-й пункт: о проекте постановления об отмене решения, то есть сформулировано так, как я говорю и как говорит Дмитрий Станиславович. Поэтому надо голосовать то, что записано в повестке дня — «за», «против». То, что выступил с предложением комитет, — это прекрасно, а тогда где эта формулировка, которая в повестке дня?»
Повисла долгая пауза, депутаты пытались переварить все сказанное.
Владимир Рыбакин предпринял следующую попытку. Он предложил вообще рассматривать два вопроса: первый — тот, что внес губернатор; второй — решение об отмене того, что внес губернатор.
Девяткин пытался объяснить коллегам, в чем вся проблема, но результата не было. «Ничего не понимают», — грустно произнес спикер. Скриванов пытался сказать что–то еще. Но Девяткин его уже не слушал: «Достал он меня сегодня уже».
В конце концов Девяткин поставил на голосование инициативу губернатора. Кто–то из депутатов забеспокоился: «А как нам голосовать — за или против?» Все разрешилось благополучно — с подсказки спикера депутаты проголосовали «против».
Еще одним вопросом, который депутаты обсуждали длительное время, стали льготы по транспортному налогу. На голосование ставился законопроект, по которому от уплаты транспортного налога освобождаются ветераны войны и 50%–ные льготы получают ветераны труда.
Главным противником этого проекта выступил Никита Белых, его поддержали Олег Бурцев, Валерий Чупраков и др. По их мнению, законопроект поощряет не всех ветеранов, а лишь тех, кто имеет машины. А это люди «не самые бедные». Кроме того, принятие этого законопроекта, как они считают, поощряет налоговые правонарушения. Дело в том, что те из ветеранов, кто не заплатил этот налог за полугодие, смогут его не платить вообще. А добросовестные налогоплательщики никакого возмещения не получат.
Юрий ЕЛОХОВ, депутат Законодательного собрания Пермской области:
— Я согласен, что нужно помочь тем людям, которые из последних денег наскребли на машину и купили ее. Я думаю, что также нужно помочь и тем людям, которые как бы ни скребли по своим карманам, но не смогли накопить на машину. Я считаю, что принятие этого закона только еще больше углубит социальную несправедливость. А средства, которые мы готовы потратить из областного бюджета на эти цели, мы можем потратить на компенсацию проезда в пригородном транспорте наиболее социально незащищенным людям.
Другая позиция, которую выражали Константин Окунев, Владимир Рыбакин и некоторые другие депутаты, заключается в том, что дать льготы всем невозможно, поэтому их нужно предоставить хотя бы для небольшой категории населения — это уже будет шаг вперед. К тому же, те ветераны, которые в свое время накопили деньги для покупки автомобиля, «не виноваты в том, что сегодня их заставляют жить в таких условиях».
Депутатов эта тема, безусловно, раззадорила. Многие желали высказаться, хотя практически все говорили одно и то же. Позиция и тех, и других, без сомнения, была продиктована желанием понравиться избирателям. Просто одни ссылались на интересы всех ветеранов, другие — определенной категории. Поэтому Девяткин предложил «подвести черту под Тушнолобовым» и завершить обсуждение.
После того как выступил Геннадий Тушнолобов, депутаты наконец–то проголосовали. Законопроект не набрал достаточного числа голосов для принятия решения.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.