Киноправда: истории любви и искусство подделки

Президент «Флаэртианы» Павел Печёнкин комментирует программу XV Международного фестиваля документального кино

Плюсануть
Поделиться

По мнению Павла Печёнкина, главное, на что следует обратить внимание в программе международного конкурса, — это фильм пермского режиссёра Галины Красноборовой «Старухи». Дело в том, что это первый за всю историю фестиваля пермский фильм, который оказался в главном конкурсе «Флаэртианы». До сих пор бескомпромиссные отборщики находили пермские фильмы недостаточно «флаэртианскими».

Мой любимый нелюбимый телефон
«Мой дорогой долбаный телефон» — фильм из программы Docs & Kids

Фильм «Старухи» весь построен на крупных планах: лица коми-пермяцких старух — во весь экран, и оказывается, что этого вполне достаточно для настоящего кино. Так думают не только в Перми, но и в Амстердаме: фильм Красноборовой недавно был отобран для внеконкурсной программы фестиваля IDFA — одного из самых престижных в мире.

Всего в главном конкурсе «Флаэртианы» — 15 фильмов из 18 стран (многие — результат международной копродукции). Павел Печёнкин советует обратить самое пристальное внимание на фильмы выдающихся режиссёров-документалистов Шона Макалистера (Великобритания) и Павла Лозинского (Польша).

Павел Печёнкин, президент Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»:

— Это два главных человека в документалистике. У них есть всё, кроме «Оскара», но у Шона он скоро будет: его уже выдвигают.

Картина Макалистера «Сирийская история любви», по словам президента «Флаэртианы», очень человеческая, добрая, с хеппи-эндом, несмотря на то что речь в ней идёт о сирийской революции. Точнее, революция — лишь фон, главное и в этом фильме, и в жизни героев — семья. Пропустить этот фильм сложно, ведь он будет показан на открытии фестиваля 18 сентября в клубе ПГНИУ.

Фильм Павла Лозинского «Верка» — тоже о любви и о семье. По словам Печёнкина, они задумали его с Лозинским вместе, но снимать польскому Павлу пришлось одному, без русского тёзки: экономический кризис помешал.

Кадр из фильма Старухи
Кадр из фильма Галины Красноборовой «Старухи»

Предмет гордости Печёнкина — конкурс студенческих и дебютных фильмов, который проходит на «Флаэртиане» впервые.

Павел Печёнкин:

— Мы шли к этому долго, развивали медиаобразование, а оно уже стало триггером создания профессионального кинообразования в Перми. У нас в академии культуры выпустились уже две группы студентов, и одна из выпускниц — Ольга Аверкиева — и организовала этот конкурс. Председателем жюри стал Александр Гутман.

Собственный фильм Ольги Аверкиевой тоже будет показан на «Флаэртиане» в рубрике «Худсовет»: он ещё, что называется, «сырой», и режиссёр ждёт обсуждения, чтобы потом закончить монтаж.

Ещё один успех президента «Флаэртианы» — программа Docs & Kids: документальное кино для детей. Голландскую программу на пермском фестивале ждали много лет.

Кадр из фильма Лозинского Верка
Кадр из фильма Павла Лозинского «Верка»

Польский культурный центр предоставил прекрасную программу из двух частей: лучшие фильмы Краковского фестиваля — сплошная классика — и молодое польское документальное кино. Павел Печёнкин считает, что польская кинодокументалистика — лучшая в мире.

Принципиально новая история на «Флаэртиане» — образовательная программа. Под неё будет отдан специальный павильон, мастер-классов в нём будет целых 12, и все — от мировых звёзд, людей с очень громкими именами. Например, будет давать мастер-класс Александр Гутман, председатель жюри студенческих и дебютных фильмов и автор фильма «Фрески», который участвовал в 28 международных фестивалях и получил 20 призов, в том числе и Гран-при «Флаэртианы». Кроме мастер-класса Гутман проведёт творческую встречу со зрителями, тема которой — «Правда и киноправда». Режиссёр поразмышляет о том, что становится с документальным кино, когда оно превращается в искусство.

Ещё один мастер-класс, который Печёнкин советует обязательно посетить, даст председатель международного жюри фестиваля Леонард Ретель Хельмрих — культовый персонаж в мире документального кино. Мастер-класс этого голландца, работающего в Индонезии, посвящён оригинальной организации съёмки, он называется Single Shot Cinema и известен во всём мире.

Журналисты The New York Times называют Хельмриха «мастером невероятных ракурсов». Из подручных средств Хельмрих разработал особое крепление для лёгкой видеокамеры, которое позволяет снимать в нестандартной манере, обеспечивая камере маневренность и при этом устойчивое изображение. Само движение камеры становится основным кинематографическим выражением замысла режиссёра.

На этот мастер-класс придёт не только молодёжь, но и настоящие мэтры: так, московский режиссёр Борис Караджев будет писать по материалам этого события статью в журнал «Искусство кино».

Кадр из фильма Макалистера Сирийская история любви
Кадр из фильма Шона Макалистера «Сирийская история любви»

По традиции члены международного жюри покажут свои фильмы, в том числе и Леонард Ретель Хельмрих, который привёз чрезвычайно актуальный фильм-исследование о том, почему молодёжь примыкает к исламским террористическим организациям.

Во внеконкурсных спецпоказах — фильмы, рассчитанные на особенную аудиторию. Так, балетоманы обязательно захотят побывать на норвежском фильме «Балетные мальчики». В анонсе на сайте фестиваля о фильме сказано: «Фильм показывает жизнь в мире балета на протяжении четырёх лет. Разочарования, победы, дружба, первая любовь, сомнения и вера, поиски себя и борьба амбиций — и всё это в окружении выразительного и красивого балета». Тем, кого заинтересовала эта аннотация, нужно срочно бежать в кассы: практически все билеты уже расхватали студенты хореографического колледжа.

Немецкий фильм «Бельтракки: искусство подделки» будет интересен как художникам, так и коллекционерам искусства. Речь в нём идёт о жизни и творчестве художника, который на протяжении 40 лет успешно зарабатывал подделками картин.

Для детей специальный показ — фильм «Чандани и её слон» о девочке из Шри-Ланки, которая мечтала стать погонщиком слонов, как её отец, и добилась этого, несмотря на то что эта работа считается исключительно мужской.

Свои фильмы представит на «Флаэртиане» председатель гильдии кинокритиков Союза кинематографистов России Андрей Шемякин. Он снял дилогию о собственной семье.

Наконец, пермяки первыми в мире увидят новый фильм члена международного жюри Алексея Федорченко «Ангелы революции». 1934 год. На севере СССР неспокойно: хантыйские и ненецкие шаманы не хотят принимать новые традиции. Чтобы примирить две великие культуры — культуру русского авангарда и древнее язычество — в обскую тайгу отправляются художники: композитор, скульптор, театральный режиссёр, архитектор-конструктивист, кинорежиссёр-примитивист и руководитель отряда — знаменитая Полина-Революция. Фильм художественный, но основан на реальных событиях.

Поскольку это художественный фильм с большим прокатным потенциалом, который показывается до выхода в официальный прокат, он пойдёт лишь в очень маленьких залах киноцентра «Премьер», и билеты уже почти закончились.

Всего в программе фестиваля — почти 200 кинопоказов и других событий.

XV Международный фестиваль «Флаэртиана» пройдёт в Перми 18—24 сентября.


Плюсануть
Поделиться