Николай Иванченков


Высокая марка

Пермские нефтяники поделились новыми производственными разработками, достижениями и ближайшими планами

Поделиться

В этом году на предприятии «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» будет пущен в эксплуатацию комплекс переработки нефтяных остатков. Это позволит дополнительно вырабатывать более 1 млн т дизельного топлива стандарта Евро-5 и увеличить глубину переработки нефти до 98%. Эти цифры прозвучали на пресс-конференции руководителей предприятий группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае. По оценке специалистов, такой высокий показатель имеют лишь несколько нефтеперерабатывающих заводов мира.

Запуск нового комплекса переработки нефтяных остатков — пусть ближайшая, но перспектива. Новая же газотранспортная сеть завода уже запущена в эксплуатацию.

«До ввода газотранспортной сети «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мог принимать 500 млн куб. м газа. Сегодня предприятие вышло на показатель 1 млрд 600 млн куб. м. Сейчас мы отправляем на переработку абсолютно весь газ, собранный в крае. Не каждый регион может похвастаться такими цифрами. Могу сказать, что эта газотранспортная сеть — достижение для всего Прикамья», — прокомментировал представитель президента ПАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае Олег Третьяков.

По оценке Олега Третьякова, достичь таких высоких показателей помогло, в числе прочего, и то, что Пермский край является регионом полного цикла. Здесь сосредоточена вся нефтяная вертикаль — от разведки и добычи до продажи нефтепродуктов конечному потребителю.

Полный цикл «нефтянки» даёт возможность постоянно сотрудничать с наукой. «Добыча нефти на предприятии «ЛУКОЙЛ-Пермь» очень тесно связана с Пермским научно-исследовательским и проектным институтом нефти. Его учёные разработали уникальную технологию, которая позволяет крайне точно определять место бурения скважин. Институт позволяет найти и пути решения проблемы истощения запасов нефти. Несмотря на истощение, предприятию «ЛУКОЙЛ-Пермь» удаётся ежегодно увеличивать добычу от 3 до 5%», — пояснил Олег Третьяков.

Для Пермского края как региона присутствия нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» очевидны как минимум два серьёзных преимущества. Предприятие является стратегическим налогоплательщиком регионального бюджета. Пятая часть краевой казны — отчисления нефтяников. Кроме того, в рамках соглашения с Пермским краем компания «ЛУКОЙЛ» традиционно поддерживает ряд социальных направлений — от здравоохранения и образования до культуры и спорта.

К слову, логическая цепочка «ЛУКОЙЛ» — инвестиции в территорию» совершенно очевидна для жителей соседних городов. Не случайно журналисты Кирова, Ижевска, Екатеринбурга очень активно ангажировали прикамских нефтяников каждый на свою землю. Кто приглашал заняться разведкой недр, а кто и сразу подписать соглашение с регионом.

Впрочем, лукойловцы и без того активно работают в других субъектах Федерации. Есть площадки добычи в Башкирии и Республике Коми. Сейчас ведётся работа по оценке участков в Свердловской области и Удмуртии. «Мы ежегодно выполняем поручение президента компании «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова: с помощью геологоразведки «ЛУКОЙЛ-Пермь» компенсирует весь объём добываемой нефти. Так, в прошлом году компенсация составила 14,4 млн т. Это уже доказанные запасы углеводородов», — сказал Олег Третьяков.

Отдельно руководитель предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермь» остановился на актуальном сегодня вопросе импортозамещения. По его словам, 89% оборудования и 98% подрядных организаций — российские. «Хотелось бы отметить, что у нас запущена самая мощная электростанция, работающая на попутном нефтяном газе. Её изготовители — пермский завод «Авиадвигатель» и Лысьвенский завод тяжёлого электрического машиностроения», — привёл Третьяков конкретный пример импортозамещения в прикамской «нефтянке».

Если говорить о перспективах развития, то, как заметил Олег Третьяков, «они отлично просматриваются на ближайшие 30 лет». Во многом этому способствуют солидные инвестиции в геологоразведку и добычу. Последние шесть лет «ЛУКОЙЛ-Пермь» ежегодно вкладывал в эти сферы более 30 млрд руб. В конце июля — начале августа в компании «ЛУКОЙЛ» будет обсуждаться общая программа развития на ближайшие годы. Даже в существующих экономических условиях прикамские нефтяники предлагают сохранять темпы бурения на прежнем уровне.

По словам Олега Третьякова, в последующие годы добычу пермской нефти также планируется удерживать на планке более 14 млн т в год, постепенно наращивая объёмы, чему будут способствовать наукоёмкие технологии добычи.

Что до предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», то инвестиции в производство будут снижены по совершенно объективным показаниям.

Василий Анисимов, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»:

— В этом году завод завершит несколько крупномасштабных проектов. Как уже было сказано, закончена реконструкция объектов газопереработки. К концу года запустим комплекс переработки нефтяных остатков. Сдадим в эксплуатацию мощный энергоблок, что позволит предприятию самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией. Из стратегических инвестиционных направлений на ближайшие годы могу выделить реконструкцию установки гидродеароматизации, которая даст нам возможность выпускать дизельные арктические топлива. Её стоимость — 1 млрд 600 млн руб. Прочие вложения будут направлены на повышение энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности. Это ежегодно от 3 до 5 млрд руб.

Если говорить о завершении нефтяной цепочки — продаже нефтепродуктов конечным потребителям, то розницей занимается ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». В ведении этого предприятия более 300 АЗС в Кировской, Свердловской областях, в Удмуртии и, конечно, в Пермском крае. Уместно привести некоторые цифры (что называется, для тех, кто понимает): «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» держит 25% рынка в указанных четырёх регионах по количеству заправок, но при этом порядка 40% рынка по количеству продаж. Всего же по России 2,5 тыс. лукойловских АЗС.

По словам генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Андрея Гаврильца, уже в ближайшие месяцы будет запущен новый формат фирменных заправок ЛУКОЙЛа.

«Сейчас мы работаем над созданием сети АЗС премиального класса. Будет модернизирована примерно третья часть лукойловских АЗС. Что это означает для автомобилистов? Прежде всего неизменное поддержание высокого качества нефтепродуктов, которые продаются на наших заправках. Будет повышен уровень сервиса, улучшена работа персонала. Первоочередная задача заключается в том, чтобы нашим клиентам было максимально комфортно», — пояснил Андрей Гаврилец.

Если первые «ласточки» среди АЗС премиум-класса появятся уже через пару месяцев, то одно из важных для Перми открытий намечено на декабрь 2017 года. Новая АЗС ЛУКОЙЛа расположится вблизи аэропорта Большое Савино. Помимо собственно заправки, торгового зала и кафе здесь будет работать парковка на 130 мест и детская площадка. Зону кафе оборудуют мониторами, на которых в режиме реального времени будет обновляться информация о прилётах авиатранспорта. Изюминкой проекта станет уникальный арт-объект — самолёт на взлёте.

Таким образом, инвестиции предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» будут направляться преимущественно на развитие и совершенствование сети АЗС. Предполагается, что на эти цели ассигнуют от 1,5 до 2 млрд руб. Уже сейчас лукойловцы объявили конкурсы на проектирование новых АЗС. В ближайшие пять лет компания полагает привести к единым стандартам всю сеть заправок.

Поделиться