Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Счастье в кризисе

Промышленники признаются в том, что взлёт доллара пошёл им на пользу

Поделиться

Спустя полгода после стихийного взлёта курсов валют представители отдельных отраслей промышленности заявляют, что кризис принёс им определённые «дивиденды». Однако положительные стороны кризиса существенно омрачаются дороговизной финансовых ресурсов и резко возросшими затратами на техперевооружение.

Сельское хозяйство

  Сергей Копышко

Фонды тянут вниз

Сенатор от Пермского края в Совете Федерации Андрей Климов заявляет, что, несмотря на то что российская экономика испытывает сегодня ряд трудностей, есть отрасли, которые показывают серьёзный рост. «К таким отраслям можно отнести IT-технологии, хай-тек. В металлургии это добыча и производство алюминия. Большой госзаказ получает военно-промышленный комплекс, интенсивно развивается авиастроение», — перечисляет Андрей Климов, отмечая, что интенсивное развитие этих отраслей не даёт России «уронить» валовой внутренний продукт.

Однако Пермский край развивается несколько иначе, чем многие другие регионы России. Причина, по словам сенатора, заключается в местной специфике: промышленные предприятия края создавались десятилетия назад, и сегодня их «тянет вниз» в том числе относительно высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов.

В то же время, по словам Климова, и в Пермском крае есть компании, которые за счёт выгодного соотношения фондов и капвложений могут выиграть. Например, «Прогноз», стабильно работающий на зарубежных рынках.

Среди предприятий, которые в разгар кризиса остаются на плаву, по словам Климова, можно назвать «Авиадвигатель» и Пермский моторный завод (ПМЗ), которые благодаря реализации проекта ПД-14 могут в будущем даже набрать дополнительный штат сотрудников, а также «Мотовилихинские заводы». Были годы, когда гособоронзаказа у этого предприятия не было совсем, сейчас же в оборонную промышленность активно вкладываются, и ВПК будут урезать в последнюю очередь, отмечает сенатор.

Хорошие перспективы, по мнению Климова, есть и у ФКП «Пермский пороховой завод». «Знаю, что в правительстве РФ есть мнение, что этот завод имеет право на жизнь и у него есть перспектива. В этом году на высоком уровне обсуждалось, какие пороховые заводы в стране останутся. Пермский пороховой будет работать», — говорит Климов.

Кадры решают не всё

«Лакмусовой бумажкой», демонстрирующей разрушительное действие кризиса, могли бы стать данные о поголовных сокращениях на промышленных предприятиях. В краевом агентстве по занятости, однако, о повальных сокращениях не сообщают. Большая часть сокращённых трудоустраивается на тех же предприятиях, но в других подразделениях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кризисные явления подхлестнули стремление руководителей предприятий к эффективному менеджменту — из нерентабельных направлений работников в срочном порядке перекинули в более перспективные.

Конкретно в Агентстве по занятости населения Пермского края в ответ на запрос «Нового компаньона» сообщили: «С начала года в краевые органы службы занятости поступили сведения о предполагаемом высвобождении 10,3 тыс. работников в связи с реорганизацией, проведением организационно-штатных мероприятий. На сегодняшний день численность уволенных с предприятий, из организаций — 7,5 тыс. работников. При этом 3,2 тыс. были трудоустроены, из них 2,6 тыс. — на своих же предприятиях. Таким образом, численность предполагаемых к увольнению составляет 2,8 тыс. человек».

Для сравнения, по данным агентства, в аналогичном периоде прошлого года численность предполагаемых к увольнению работников составляла 3,9 тыс. человек.

По признанию специалистов агентства по занятости, примером того, как трудоустраиваются на собственном предприятии сокращённые сотрудники, является ФКП «Пермский пороховой завод» (предприятие в начале года заявило о высвобождении 856 работников). «В связи с закрытием нерентабельных производств были уволены 783 человека, из них 609 были трудоустроены в других подразделениях того же предприятия, 103 человека обратились в службу занятости, 28 имели статус пенсионера по возрасту. Таким образом, под угрозой увольнения остаётся 71 человек», — рассказывают в АЗН.

В ближайшие два месяца планируются сокращения на ФКП «Пермский пороховой завод» (71 работник), в ОАО «Чусовской металлургический завод» (42 работника), ОАО «Пермский моторный завод» (33 работника). О сокращениях на других крупных предприятиях Пермского края АЗН не информировало.

Можно купить, а можно построить

В целом эксперты «Нового компаньона» единодушны в том, что санкции и девальвация подстегнули развитие промышленности в России вообще и Пермском крае в частности.

Так, в УК «Лысьвенская металлургическая компания» признались, что крупные металлургические компании, имеющие большую долю экспорта, в целом хорошо себя чувствовали в момент, когда резко росли доллар и евро. «Было очень выгодно торговать на зарубежных рынках», — говорят в компании.

О перспективах развития российского и пермского авиапрома высказался в разговоре с «Новым компаньоном» Руслан Пухов, директор московского Центра анализа стратегий и технологий, аналитик авиационной и оборонной промышленности.

По словам Пухова, «введение санкций во многом положительно скажется на экономике России. Единственное, в чём оборонно-промышленный комплекс существенно пострадал от санкций, — это ограничение доступа к импортным финансовым ресурсам, дешёвым деньгам. Однако есть примеры стран, которые прекрасно кредитуются сами, без массированных заимствований из-за рубежа. Это, например, Индия, Китай».

По мнению Руслана Пухова, российская оборонная промышленность, серьёзную часть которой составляет авиапром, во многом зависела от импорта.

«В любой момент сотрудничество может прекратиться. На этом фоне возрастает необходимость форсированного развития двигателестроения, производства собственных двигателей, — заявляет Руслан Пухов. — Если это невозможно в одиночку, можно создать с привлечением «импортных» партнёров. Первым на ум приходит Китай, но на Китае свет клином не сошёлся. Есть и другие страны, которые имеют технологии и деньги и потенциально могут стать партнёрами, например Турция, Иран, Индонезия, не исключено сотрудничество с Израилем, Южной Кореей».

«Сегодняшнюю ситуацию надо рассматривать как окно возможностей в первую очередь для оборонной промышленности, для двигателестроения, — заявляет Пухов. — Есть два десятка стран в мире, которые могут делать танки, 10 стран, которые разрабатывают самолёты, но полностью сделать собственный двигатель могут только три—четыре страны. Мы пока это делаем, но у нас есть некоторые проблемы», — говорит аналитик.

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:

— Embraer (бразильский пассажирский самолёт — ред.) зависит от двигателей США, Китай «сидит» на российских двигателях. У них есть собственные, но худшего качества. И сейчас Китай сильно зависит от российских двигателей. Нам нужно постараться не попасть в ситуацию такой зависимости. Есть уже проблема с двигателями для боевых кораблей, которые в советское время производились в Николаеве (Украина), а после разрыва технологических отношений Украина отказалась поставлять эти двигатели. Можно их покупать за рубежом, но есть и другой вариант — построить собственные.

Немаловажную роль в развитии отечественного авиастроения аналитик отводит Перми.

«Пермь — известный центр компетенции в области двигателестроения, большой индустриальный город. Ставка на Рыбинск оказалась неудачной. В условиях технологической блокады России и ситуации, когда по определённым компонентам Россия зависит от Запада, а по другим — от Украины, становится очевидным, что стратегия, которая претворялась в жизнь последние несколько лет, должна быть скорректирована. В той стратегии ставка была на Уфу и Рыбинск. Теперь, может быть, будет взята ставка на Уфу и Пермь», — предполагает эксперт.

Другой, близкий к авиапрому источник, пожелавший остаться неизвестным, заявляет: «В любой ситуации для каждого предприятия важно иметь конкурентоспособные, а лучше эксклюзивные технологии, продукт, превосходящий аналоги и дешёвые кредитные ресурсы. В условиях повышения курса валют все компании, конкурирующие с западными, получили некоторое преимущество, особенно если спрос на их продукцию поддерживает государство. Отечественный продукт, структура цены которого не привязана к доллару, стало покупать выгоднее.

По словам специалиста отрасли, сейчас у ПМЗ и «Авиадвигателя» два востребованных продукта — ПС-90А и ГТУ на его базе, а также ГТУ на базе Д-30. «Спрос на эту продукцию ограничен, и санкции, рост курса валют никак на него не влияют». 

Что касается ПД-14, то специалист сообщает, что этот двигатель может быть установлен пока только на один самолёт — МС-21. В то же время предварительные контракты на этот самолёт пока заключены под оснащение его двигателем Pratt&Whitney.

«Соответственно, успех ПД-14 полностью зависит от того, выйдет ли этот мотор в процессе испытаний и доводки на конкурентоспособные параметры. Если повторится история ПС-90, значит, его ждёт такая же судьба — спрос единичных экземпляров для нужд внутреннего рынка. Вообще, перспективы ПД-14 не ясны. Ведь если не пойдёт самолёт МС-21, то и сам двигатель опять же может повторить судьбу ПС-90. Но если всё сложится гладко, и в России, и в других странах появится спрос на МС-21 с ПД-14, и, кроме того, возникнут потребности в разных моторах на базе его газогенератора под другие модели самолётов, которых пока не существует, то тогда «Авиадвигателю» и ПМЗ возможно и придётся расширять производство и штаты. В любом случае появятся более современные ГТУ на базе ПД-14. Всё зависит от качества мотора. Если он получится — появятся перспективы. Если нет — полетят головы, причём в первую очередь в Перми», — предполагает отраслевой эксперт.

Кому война — кому мать родна

Реалии пермской «оборонки» на данный момент также представляют довольно разнородную картину. Так, завод им. Дзержинского, даже находясь в состоянии банкротства, смог получить госзаказ на производство 20% комплектующих к зенитно-ракетному комплексу «Стрела».

В то же время «Мотовилихинские заводы» по итогам 2014 года получили «минус» в 2,76 млрд руб., при этом в три раза увеличили выручку от продаж спецтехники, которая составила 2,9 млрд руб. Существенную долю издержек предприятия составили убытки по курсовым разницам кредитов завода, взятых в 2013 году для выполнения экспортных контрактов, — они составили 1,08 млрд руб.

Между тем есть две отрасли пермской промышленности, для которых санкционная война и колебания курсов доллара-евро однозначно сказались положительно. Это лесная промышленность и сельское хозяйство.

Так, по признанию президента некоммерческого партнёрства «Лесопромышленники Прикамья» и директора ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь» Александра Суслопарова, большинство пермских лесопромышленных предприятий экспортоориентированы, и в определённый момент, когда курс евро превысил 75 руб., некоторые из них смогли получить даже сверхприбыли. В целом же введение санкций и государственная стратегия импортозамещения дали этим предприятиям стимул к развитию.

По словам эксперта, на экспорт работают все бумкомбинаты, фанерные комбинаты края. «В меньшей степени долларовые колебания сказались на предприятии «Уралбумага», производящем гофрокартон», — отмечает эксперт. В то же время ЦБК «Кама», непосредственно работающий в нише импортозамещения (как производитель легкомелованной бумаги), получил на внутреннем рынке существенные преференции.

По признанию Суслопарова, «Красный Октябрь» ещё до введения санкций уходил от «традиционных» европейских рынков, поскольку темпы строительства и потребления пиломатериалов в Европе падают. «Постепенно мы переориентируемся на Азию, Африку, Китай, Иран. Только вчера заключили свой первый контракт с Сомали. Ищем новые рынки», — говорит лесопромышленник.

Однако предприниматель уточняет: «Не так всё замечательно, положительный эффект компенсируют негативные факторы: существенно дороже стало техперевооружение, менее доступны финансовые ресурсы. Если нас будут продолжать кредитовать под 18%, никакого роста не будет».

Наконец, точкой возможного феерического роста стало сельское хозяйство. По словам директора ижевского холдинга «Комос Групп» Андрея Шутова, активно работающего в Перми, прибыли компании выросли в этом году по сравнению с прошлым минимум на 50%.

Шутов заявляет, что конкурировать с «импортными» коллегами при курсе доллара, соответствующем 25 руб., было практически невозможно. «Стоимость свинины, мяса птицы в Европе ниже изначально — в силу климатических условий и протекционистской политики государств. В США стоимость свинины $1,5 за 1 кг. Их цены изначально ставили нас в невыгодное положение. А вот когда доллар стал соответствовать 50 руб. — другое дело».

По словам Шутова, несоответствие импортных и отечественных цен на мясопродукцию стало причиной убыточности свиноводства и банкротства отдельных предприятий, как, например, ОАО «Пермский свинокомплекс».

Среди минусов сложившейся ситуации Шутов называет опять-таки дороговизну техперевооружения. А для закупки новых племенных пород из-за рубежа скотоводам теперь приходится платить больше ровно настолько, насколько подорожали доллар и евро. «Селекционная работа в РФ на должном уровне отсутствует», — разводит руками эксперт, отмечая, что закупки эти необходимы для полноценного развития.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться