МИХАИЛ МУСИХИН: "ЛЮБЛЮ ВЗВЕШЕННОСТЬ И ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ"
Интервью с генеральным директором АО "Пермская финансово-производственная группа"
Структурные преобразования, происшедшие в ПФП-группе, вызвали значительную рокировку топ-менеджеров. Михаил Мусихин, бывший вице-президент по экономике и финансам, а ныне генеральный директор ПФП-группы, всегда входил в состав <мозгового центра> холдинга. Сегодня М. Мусихин рассказывает о стратегии ПФП-группы и... о себе.
Михаил МУСИХИН, генеральный директор АО <Пермская финансово-производственная группа>:
- ПФП-группа - региональная компания и работает в основном на территории Пермской области. Я назову лишь несколько консолидированных показателей, характеризующих деятельность и масштабы АО <Пермская финансово-производственная группа>. По итогам минувшего года общий объем выручки составил 11 млрд рублей, чистая прибыль получена в размере 1,5 млрд рублей. Общий объем инвестиций также равнялся 1,5 млрд рублей. В бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды перечислено около 4 млрд рублей.
Можно назвать не только консолидированные результаты работы холдинга в целом, но и итоги деятельности собственно ПФП-группы: объемы реализации выросли в 1,7 раза; чистая прибыль, которую мы получили, составила 217,5 млн рублей; стоимость чистых активов возросла в 1,7 раза.
Наш бизнес заключается в активной инвестиционной политике, в сопровождении инвестиций. Чем больше у нас будет эффективных, окупаемых проектов, тем больше в Прикамье появится новых рабочих мест, тем весомее будут бюджетные поступления. Наши
акционеры ежегодно оценивают результаты работы именно по этим параметрам: насколько эффективны инвестиции, как растет рыночная стоимость бизнеса, в который мы вкладываемся.
- И каковы основные направления инвестиций?
- В общих результатах, безусловно, превалируют доходы от нашего участия в нефтяных проектах и в сфере сервисного обслуживания нефтяной отрасли. В этом смысле наши самые крупные проекты - ЗАО <ЛУКОЙЛ-Пермь>, внешнеторговая фирма <Пермойл>, <Пермглавнефтеснаб> и ряд других предприятий. Это направление остается приоритетным.
Следующее направление - зерновой комплекс. В минувшем году мы завершили реконструкцию <Чусовской мельницы>, она введена в эксплуатацию. Достаточно крупным поставщиком зерна в Прикамье является наше дочернее предприятие ЗАО <Пермзернопродукт>. Задача, которую мы стремились реализовать, - создание на зерновом рынке вертикально интегрированной компании, в которую были бы включены все необходимые звенья цепочки. У нас есть достаточно крупные пакеты акций Верещагинского комбината хлебопродуктов и Пермского мукомольного завода. Все это нужно увязать в единый клубок.
В прошлом году мы укрепили позиции на рынке торговой и офисной недвижимости. Тот задел, который мы сделали, позволит в этом году практически на треть увеличить наши площади. В качестве примера можно назвать <Стометровку>: в этом году мы полностью закончим реконструкцию магазина, который кардинально поменяет свой внешний и внутренний облик. Думаю, что <Стометровка> станет одним из лучших магазинов города. Сменится и название. Большой офис по адресу ул. Коммунистическая, 16, общей площадью 4 тыс. кв. метров, во второй половине текущего года будет достроен и сдан в аренду.
Инвестиционно-банковское направление, которое активно развивается, всегда было и будет очень крупным и серьезным. Достаточно сказать, что собственный капитал банка <Пермкредит> увеличился на 35% и что по размеру собственного капитала он входит в число 300 самых крупных банков страны. Прибыль банка за минувший год возросла в 1,6 раза.
Группа наших страховых компаний - <Адонис>, <Пермь-АСКО>, <АСКО-Диос-мед>, <Медпрана-Люкс> - на региональном рынке страховых услуг свою долю увеличила: в целом она составляет сегодня 32%, а в сфере медицинского страхования - 40%.
На фондовом рынке ПФП-группу представляет и выступает в качестве одного из крупных региональных операторов ЗАО <Пермская фондовая компания>.
Таковы основные направления инвестиционной деятельности. Собственно ПФП-группа в прошлом году вложила около 150 млн рублей инвестиций в эти направления.
Если говорить о первом полугодии 2002
года, то в целом ситуация также обнадеживает.
- Холдинг глобально меняет свою внутреннюю структуру. Это обусловлено внешними обстоятельствами или же внутренними потребностями компании?
- Вопросы эффективности инвестиций, проектов всегда актуальны, они требуют анализа, переосмысления, новых подходов. И в этом плане мы постоянно ищем новые формы и методы работы с нашими активами. Соответственно, меняется и структура холдинга. Она, кстати, постоянно менялась и раньше. Может быть, сегодня происходят перемены более существенные.
Вместе с тем эти изменения заранее планировались: они предусмотрены концепцией развития холдинга, разработанной на 5 лет, утвержденной наблюдательным советом АО <Пермская финансово-производственная группа>. Так, в июне этого года по решению наблюдательного совета было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью <ИБГ <Парма>. Оно на 100% принадлежит ПФП-группе. Сформирован уставный капитал в размере 6,5 млн рублей. ИБГ сегодня принадлежат 100% акций ЗАО <Пермская фондовая компания>. В структуру группы войдут также банк <Пермкредит>, все страховые компании, негосударственный пенсионный фонд <Строгановский>, а также пакеты акций, с которыми мы работаем на фондовом рынке.
- Что должно стать итогом этих преобразований?
- Первоочередная задача ИБГ - построить структуру на базе имеющихся активов и опыта. В этом направлении уже многое достигнуто, но надо сформировать такую структуру, которая сможет предложить весь комплекс финансовых, банковских, страховых и инвестиционных услуг. Это первое.
Второе - вопрос взаимоотношений ПФП-группы и инвестиционно-банковской группы. Холдинг остается центром собственности, центром принятия стратегических решений, центром прибыли. Суть перемен заключается в том, чтобы отправить в самостоятельное плавание банковское, страховое, фондовое и инвестиционное направления, четко определив задачи, параметры их деятельности.
Существенные структурные изменения еще предстоят, в связи с тем что мы приобрели доли предприятий, работающих на рынке сервисных услуг нефтяной отрасли. Сегодня у нас есть 6 таких предприятий. Их количество, возможно, увеличится, будет расти и наша доля в этих предприятиях. Это большая, многоплановая работа. В ней будут задействованы управление технологического транспорта, строительно-монтажное управление, центр технического сервиса, ООО <Флэк>, ЗАО <Пермнефтеотдача>, ЗАО <Пермглавнефтеснаб>. Для всей этой работы мы отвели очень сжатые сроки -III-IV квартал текущего года. За это время необходимо сформировать бюджеты, перспективы на 2-3 года вперед.
- Чем обусловлено такое повышенное внимание к сервисным предприятиям нефтяной отрасли?
- Дело в том, что сейчас идет серьезная реструктуризация нефтяных предприятий в целом. Практически все, что сопутствует нефтедобыче, отделяется с формированием собственных центров прибыли.
Но нефтедобыча остановится без соответствующего сервисного обслуживания. Очень важную и серьезную сеть услуг предстоит сделать рентабельной и конкурентоспособной. К этому мы шли давно. С многими из сервисных предприятий мы работаем совместно на протяжении ряда лет.
Этим изменения не закончатся. Этот процесс - постоянный. Насколько оптимальны сегодняшние решения, покажет время, результаты работы.
- А если говорить о более долгосрочных планах?
- Наши планы ориентированы на активную инвестиционную работу на территории региона. Есть концепция развития до 2005 года, в рамках которой мы действуем, внося корректировки и уточнения, которые диктует состояние экономики в целом.
На одном из ближайших заседаний наблюдательного совета ПФП-группы мы обсудим уточненную концепцию развития на ближайшие годы. У нас в работе несколько крупных проектов, которые могут перерасти в стратегические направления. Но пока о них говорить преждевременно. Мы продолжим развивать инвестиционную активность. В этом году инвестиции увеличатся еще в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Как это оценят через год наши акционеры, будет видно. Постараемся не разочаровать их.
- Вы думаете, климат для подобной активизации в сфере российского бизнеса уже созрел?
- Это вопрос неоднозначный. Есть бизнес крупный, есть средний и малый. У каждого свои проблемы. Однако, думаю, что в целом совершенно не облегчено налоговое бремя, остаются достаточно серьезными чиновничьи барьеры.
- Даже для компании такого крупного масштаба, как ПФП-группа?
- Барьеры существуют разной высоты и разного масштаба. Все бизнес-структуры, в зависимости от возможностей, их решают, лоббируя свои интересы. Поэтому говорить, что в последние годы произошли кардинальные перемены в лучшую сторону, я бы не стал.
В то же время во властных структурах появились люди, которые понимают, что лишь конструктивное взаимодействие может привести к позитивному результату, росту экономики. Этот положительный момент я бы отметил. И такое настроение в значительных кругах бизнесменов присутствует.
- Вы позиционируете ПФП-группу как региональную компанию. В связи с этим как можно оценить экономический потенциал Прикамья?
- Я думаю, у Пермской области очень серьезный потенциал, созданный в предыдущие годы. Хороший кадровый потенциал. Не говоря уже о природных ресурсах. У нас достаточно спокойная деловая обстановка, без политических катаклизмов, что, безусловно, является завоеванием бизнеса, политической и деловой элиты. Надо уметь реализовать предоставленные нам возможности.
- Вы начинали свою карьеру на государственном предприятии. Как ощущаете себя в бизнесе? Вам нравится сегодняшнее рыночное пространство?
- Действительно, после окончания экономического факультета ПГУ я по распределению приехал работать на Лысьвенский металлургический завод, где началась моя трудовая биография. Там - замечательная школа, замечательный коллектив. В то время там как раз строился комплексный цех холодной прокатки. Это была целая эпоха, о которой до сих пор приятно вспоминать.
Потом была комсомольская работа, которая пришлась на время перестройки. Когда после этой общественной деятельности я окунулся в экономику, то понял: система координат поменялась в принципе. И школу специалиста - экономиста, финансиста - мне пришлось проходить практически заново. Я ощутил, насколько радикальные произошли перемены. Появился частный бизнес, а вместе с ним другие отношения, другие приоритеты и критерии. Мне посчастливилось: я попал в серьезную, сильную команду. Поэтому у меня хорошее впечатление и от той, и от другой эпохи. Но сопоставлять их достаточно сложно.
- Каковы ваши интересы кроме приоритетов бизнеса?
- Я трудоголик, мой рабочий день длится 12-14 часов. Постоянно прихватываю выходные дни, поэтому свободного времени практически нет. Отдыхаю урывками. Свободное время стараюсь проводить активно: зимой - горные лыжи, в свое время я был мастером в этом виде спорта. Летом - дача, баня. У нас очень хорошее место на берегу Сылвы. Люблю там бывать, хотя такие спокойные минуты выдаются нечасто.
Когда появляется возможность, стараюсь менять обстановку. На свете есть много интересных мест. Когда выбираю горнолыжные склоны, стараюсь побывать в разных странах. Но и наши места очень хороши. У нас сложилась своя компания, с которой мы каждый год сплавляемся по рекам. В этом году только что вернулись со сплава по Койве - там очень красивые места.
Если бы у нас был хороший сервис, за уши бы иностранцев от нашей природы не оттянуть.
- Дети идут по вашим стопам?
- У меня хорошие взрослые дети. Сын теперь уже москвич: после окончания ПГТУ работает в аудиторской компании, учится в аспирантуре Финансовой академии при Правительстве РФ. Скоро должен защититься. Дочь студентка-гуманитарий, учит языки.
- Вы выбрали специальность экономиста, хотя она не входила прежде в число престижных. Это что, предвидение?
- Произошло все достаточно случайно. Я серьезно занимался горными лыжами, когда заканчивал школу. Надо было куда-то поступать. Самая сильная горнолыжная команда была тогда на экономическом факультете госуниверситета. Так неожиданно пришел выбор.
Жизнь показывает, что я не ошибся: мне нравится эта работа.
- Горнолыжным спортом занимаются
рисковые люди, а ваша профессия требует большой осторожности. Как сочетаются эти альтернативные качества?
- Я люблю взвешенность и точный расчет. В моей работе, особенно в последнее время, безоглядно бросаться во что-то, рисковать, не просчитав последствий, не проанализировав, не перепроверив себя 10 раз, - безрассудство. Мне больше импонирует взвешенность во всем.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.