ДИНАСТИЯ-2. ДЖОРДЖ БУШ-ПЕРВЫЙ
В американской демократии органично уживаются такие противоречивые свойства, как открытость и элитарность. Конечно, людям "плебейского происхождения" вроде Ричарда Никсона и Рональда Рейгана, олицетворяющим первую из этих двух тенденций, было намного труднее пробиваться наверх, чем "патрициям", опирающимся не только на солидные состояния, но, что еще важнее, и на глубокую и разветвленную систему социальных, родственных, можно даже сказать, и династических связей.
В Белом доме не раз оказывались люди, связанные родственными узами. Достаточно назвать носителей едва ли не самой знаменитой американской фамилии - дядю и племянника, Теодора и Франклина Делано Рузвельтов. В родстве состояли семьи Эйзенхауэра и Никсона. Династические притязания были у клана Кеннеди. Сейчас много говорят и пишут о династии Бушей. Но это не первый случай, когда сын повторяет путь, проторенный отцом. История знает династию Адамсов. Второй президент США Джон Адамс правил с 1797-го по 1801 год, а его сын Джон Куинси Адамс, шестой президент США, - с 1825-го по 1829 год. Между 41-м и 43-м президентами США временной промежуток еще меньше - всего 8 лет.
ОБРАЗЦОВЫЙ ПАТРИЦИЙ
К Джорджу Герберту Уокеру Бушу как нельзя лучше подходят слова пословицы: он "родился с серебряной ложкой во рту". Дед его по отцовской линии был президентом сталелитейной компании, но отец пошел своим путем. Прескотт Буш учился в престижнейшем Йельском университете, довольно быстро стал авторитетным менеджером и партнером известной инвестиционной банковской фирмы "Братья Браун, Аверелл Гарриман и К". В возрасте 55 лет он занялся политикой и добился избрания в сенат США. Под стать отцу и мать Буша, она - из банкирского семейства Уокеров. Говорили о том, что семейство Бушей состоит в родстве, правда, весьма отдаленном, с британским королевским домом Виндзоров. К этому нелишне добавить, что жену 41-го президента США Барбару относят к потомкам 14-го президента США Франклина Пирса (1853-1857 годы).
Родившегося 12 июня 1924 года первого из президентов Бушей назвали в честь деда по материнской линии Джорджем Гербертом Уокером.
Безмятежное детство патриция протекало в семейном поместье в штате Мэн. Юность его была прервана войной. Сразу же после трагедии Перл-Харбора он решил поступить в морскую авиацию. Присягу Джордж принес в день своего 18-летия и стал самым молодым авиатором в американских военно-морских силах. Служил он на авианосце "Сан-Джасинто" на Тихоокеанском театре военных действий.
Палубная авиация предъявляла к пилотам особенно высокие требования. Участие Буша в боях отмечено многими наградами, в том числе большим крестом "За выдающиеся заслуги". Самый драматический эпизод военного времени Бушу довелось пережить после того, как его торпедоносец "Авенджер" 2 сентября 1944 года был сбит японцами. Два других члена экипажа погибли, а он был подобран подводной лодкой "Финбэк".
Поощрительный отпуск молодой пилот ВМС использовал для женитьбы на Барбаре Пирс, с которой он познакомился два года назад под музыку Гленна Миллера. В 1946 году у них появился первенец Джордж Уокер, нынешний хозяин Белого дома. Затем семейство Бушей пополнилось еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Правда, одна из них - Робин - умерла еще в раннем детстве. Многодетная семья соответствовала принципам протестантской морали, которым Джордж и Барбара следовали, подобно собственным родителям.
Джордж быстро наверстал упущенное время, досрочно завершив курс обучения в том же Йельском университете, где учился его отец. Причем он получил диплом с отличием по экономике. Но гораздо больше он гордился своими спортивными успехами - выступлениями в составе команды Йельского университета по бейсболу в студенческом чемпионате США.
Хотя Дж. Буш вполне мог претендовать на аспирантуру, он предпочел науке стезю бизнеса. Сферой приложения его сил и начального капитала стал нефтяной бизнес Техаса, а исходным пунктом - расположенный в этом штате городок Одесса.
Сам Буш описывает начало своей деятельности в эпических тонах. Его красный студебеккер, на котором он прибыл в Техас, вызывает ассоциации с фургонами скваттеров, продвигавших в предшествующем столетии границу страны на Запад. Патриций предстает романтическим self-made man, обязанным своим преуспеянием исключительно самому себе.
Действительно, Дж. Буш проявил завидную работоспособность и жесткую деловую хватку. Не умаляя его личных достоинств, нужно все же признать, что ему существенно облегчало дело наличие плотной подстраховочной сетки, сотканной из семейного состояния и обширной системы связей. Создается впечатление, что он отправился в Техас не только зарабатывать нефтедоллары, но и, как принято говорить у нас, биографию. Ему явно хотелось выглядеть "крутым" техасцем.
Но прирожденному патрицию образ техасского ковбоя был совершенно не к лицу. "Некоторые авторы, - жаловался Буш во время президентской кампании 1980 года, - несмотря на то что я прожил в Техасе больше 30 лет, пришли к заключению, что я выставлял себя любителем музыки кантри-вестерн лишь для того, чтобы избавиться от обвинений в "элитаризме".
ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ПОЛИТИКИ
Еще до своего сорокалетия он решил посвятить собственную жизнь политике. "Мы, - пишет он о своей семье, - не были богаты по меркам техасской нефтяной элиты, но деньги для меня уже не были высшим мерилом успеха, как в молодые годы". К этому времени уже сформировались его политические воззрения: "Себя я считал консервативным республиканцем". Демократы его отталкивали своей ставкой на централизованное правительство, своей уверенностью, что "Вашингтон знает все лучше всех".
На старте политической карьеры он в 1964 году проиграл выборы в сенат, однако через два года утешился мандатом в палате представителей. С первых же шагов для Буша было характерно избегать крайностей в политической борьбе: "Стремление перегрызть горло политическому противнику - не мой стиль".
Известный обозреватель Д. Бродер позднее напишет о нем: "Бушу присущ инстинкт к поиску компромисса". Отсюда - тяга к консенсусу, подкрепленная умением вести переговоры. Ему помогает в этом деле не только способность убеждать партнеров и оппонентов. "Я хороший слушатель", - писал он о себе. Этим ценнейшим для политика качеством обладают немногие.
Президент Ричард Никсон в декабре 1970 года назначил его постоянным представителем США в ООН. И не ошибся. На поприще международной политики Буш освоился практически сразу. Но вскоре его дипломатическое мастерство оказалось востребованным во внутрипартийных делах. В ноябре 1972 года президент поставил Буша во главе Национального комитета республиканской партии. Не прошло и двух лет, как Бушу от имени партийного руководства пришлось предложить Никсону уйти в отставку вследствие Уотергейтского скандала.
К тому времени Буш уже помышлял о посте вице-президента, но преемник Никсона Джеральд Форд отправил его представлять интересы США в Китае. С этой миссией он справился успешно, а в ноябре 1975 года последовало неожиданное назначение на пост директора ЦРУ. Лояльному республиканцу Бушу не оставалось ничего иного, как принять его, хотя из-за этого пришлось отказаться от выдвижения в вице-президенты. Утешительное письмо прислал новоиспеченному главе разведывательного ведомства экс-президент Никсон, в нем он привел один из афоризмов знаменитого китайского мыслителя Сун Цзы: "Верх искусства - это не выиграть сто битв, а напротив, покорить армию врага без сражений".
На новом посту Буш пробыл всего лишь год, так как Форд в 1976 году проиграл Джимми Картеру. Однако обогащенный дипломатическим и разведывательным опытом, он по-прежнему оставался востребованным. Буш стал членом таких неофициальных, но чрезвычайно влиятельных элитарных организаций, как Трехсторонняя комиссия и Совет по международным отношениям.
НАПАРНИК РЕЙГАНА
Джордж Буш прочно вошел в обойму наиболее влиятельных политиков страны, поэтому его решение побороться в 1980 году за выдвижение своей кандидатуры в президенты от республиканской партии выглядело вполне естественным. Был брошен вызов заранее считавшемуся фаворитом Рональду Рейгану. Борьба развернулась нешуточная. В пылу ее обычно весьма сдержанный Буш назвал экономическую программу своего главного оппонента "шаманской экономикой". Это определение подхватили и прочие соперники Рейгана. Бушу потом многократно пришлось оправдываться, чтобы смягчить впечатление от едкой формулировки и как-то дистанцироваться от нее.
Рейган довольно быстро начал уходить в отрыв. Для Буша ситуация перед съездом республиканской партии выглядела безнадежной. К тому же ожидалось, что в напарники себе губернатор Калифорнии выберет экс-президента Форда. Но, как пишет Буш, "политика - занятие не для тех людей, которые не любят сюрпризов". Неожиданно в его номере раздался звонок, и он услышал по телефону голос Рейгана: "Хелло, Джордж! Я хотел бы отправиться на съезд и объявить, что выбираю Вас кандидатом в вице-президенты... если Вас это устраивает".
Почему же гораздо более компетентный, имевший разнообразный политический опыт Буш проиграл Рейгану? В известной мере ответ на этот вопрос дает и сам потерпевший: "Стиль Рейгана отличался яркой индивидуальностью". У него было свое видение Америки, чувство собственной миссии. Этим с лихвой искупались недостаточная компетентность, слабая осведомленность, пренебрежение к частностям и деталям. Рейган владел ключом к сердцам множества американцев. Все это практически отсутствовало у высококлассного профессионала Буша. Семь лет спустя в ходе очередной избирательной кампании журналистка из "Ньюсуик" Маргарет Уорнер скажет: "Буш - это в основном политик без политического лица". И на самом деле его политический портрет выглядит весьма благообразно, но у него отсутствуют резкие, рельефные черты, так привлекающие или отталкивающие людей.
Известна шутка Марка Твена о двух братьях, один из которых ушел в море, а другой стал вице-президентом. С тех пор ни об одном из них не было ни слуху ни духу. Но Дж. Буш не попадал под это правило. Он имел открытый доступ в Овальный кабинет. Каждый день он получал копии конфиденциальной информации, поступавшей президенту. Рейган основательно загрузил своего напарника. Тот возглавлял специальную оперативную группу по пересмотру федеральных норм и постановлений с целью "дебюрократизировать" административную структуру и сделать ее дешевле. С учетом дипломатических способностей Буша, его умения находить консенсус ему было поручено проталкивать в конгрессе законопроекты администрации по бюджету и налогообложению. На нем было и представительство президента за рубежом. Именно поэтому он присутствовал на похоронах генсеков ЦК КПСС.
ОДНОРАЗОВОЕ ПРЕЗИДЕНТСТВО
В республиканской партии многие стали рассматривать Буша в качестве наследника Рейгана. О своих претензиях на Белый дом вице-президент заявил еще в 1985 году, вскоре после избрания Рейгана на второй срок. Правда, правоконсервативная часть партии смотрела на Буша косо, считая его слишком умеренным и мягкотелым. Все же на волне прорейгановской эйфории он победил на президентских выборах в 1988 году.
Его президентство совпало с развалом социалистического лагеря. В 1989 году рухнула пресловутая Берлинская стена, через два года перестал существовать Советский Союз. И в силу объективных обстоятельств и личных склонностей 41-го президента США его внимание было поглощено преимущественно внешней политикой.
Не стало биполярного миропорядка, базировавшегося на противостоянии США и СССР. Нужно было искать ему альтернативу. В столь сложной ситуации Буш, по мнению такого знатока международных отношений, как Генри Киссинджер, "умело приспособился к тому, что он не в состоянии был предвидеть". Вместе с Михаилом Горбачевым президент США положил начало процессу реального разоружения. Вообще Буш делал ставку на последнего советского лидера и не без сожаления воспринял развал горбачевского СССР.
Излюбленной темой Буша стал новый мировой порядок. Однако формула эта не обрела сколько-нибудь конкретных очертаний. Ясно было одно, что ведущая роль в нем должна была принадлежать США. "Как Буш, так и Клинтон, - писал в 1994 году Киссинджер, - говорил о новом мировом порядке, словно он находится за ближайшим углом. На деле же он все еще проходит период вызревания".
В контексте формирования нового миропорядка Буш рассматривал и войну широкой коалиции государств против захватившего Кувейт иракского диктатора Саддама Хусейна. Операция "Буря в пустыне" явилась кульминационным моментом президентства Буша. Он умело провел ее дипломатическую и военную подготовку. Для разгрома иракских войск потребовалось всего 4 дня. Однако опасаясь полного нарушения баланса сил в регионе, Буш не позволил генералу Норману Шварцкопфу добить Саддама, что дало еще один повод говорить о нерешительности президента.
По горячим следам военных событий популярность Буша подскочила почти до 90%. Казалось, что следующая избирательная кампания станет для него пустой формальностью. Между тем в США внешнеполитические успехи еще не являются гарантией победы на президентских выборах. Прагматичные американцы более озабочены внутренними делами. Именно здесь и подстерегала Буша самая серьезная "неприятность".
С 1983 года США переживали практически непрерывный экономический подъем, но в начале 90-х годов "рейганомика" начала давать сбои. Это вызвало в стране значительное беспокойство, тем более что действия правительства в социально-экономической области не отличались уверенностью. Самое же роковое последствие имело для Буша повышение налогов вопреки данному им в 1988 году заверению никогда этого не делать. Харизмой 41-й президент не обладал, а экономические неурядицы изрядно подпортили его имидж в высшей степени компетентного менеджера.
Рецессия оказалась недолгой, но, к несчастью для Буша, она пришлась на время президентской избирательной кампании 1992 года. Этим искусно воспользовались его оппоненты, прежде всего восходящая "звезда" демократов Билл Клинтон. На него сработал и независимый кандидат, мультимиллионер из Техаса Росс Перо, собравший 19% голосов в основном за счет Буша.
Столь счастливо складывавшееся на протяжении первых трех лет президентство завершилось поражением одного из самых профессионально подготовленных американских политиков, которому недоставало личного магнетизма, популистской жилки и удачи.
Тем не менее за годы пребывания на вершине власти Бушу удалось обрести огромный, не поддающийся оценке политический капитал, который в сочетании с обширными деловыми связями составляет семейное, иными словами, династическое достояние. Без этого трамплина вряд ли смог бы взлететь столь высоко Джордж Буш-младший. Искушенный во всех нюансах политики отец является для него и наилучшим гуру.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.