"ЛУКОЙЛ-БУРЕНИЕ-ПЕРМЬ": НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИКАМЬЯ
ЗАО "ЛУКОЙЛ-Бурение-Пермь" - одно из ведущих предприятий нефтяной отрасли Прикамья. От его работы во многом зависит эффективность нефтедобычи в регионе, состояние окружающей среды в районах нефтедобычи и сохранность месторождений калийных солей на территории Верхнекамья, где ведет разработку нефтяных месторождений один из основных заказчиков буровиков - ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь".
Бурение в уникальном геологическом районе Верхнекамья идет уже в течение 30 лет. В середине 70-х годов первая опытная скважина была пробурена рядом с городом Березники. Она подтвердила нефтеносность и высокую перспективность региона. Уже тогда работы велись по специальной технологии, разработанной специалистами Пермского политехнического института, позволяющей осуществлять бурение скважин с минимальным ущербом для карналито-сильвинитовых соляных пластов Верхнекамского месторождения калийных солей.
Эта скважина, где научные разработки нашли успешное практическое применение, дала толчок развитию нефтяной промышленности на территории Верхнекамья. С этого момента началось быстрое развитие буровых работ на Юрчукском и Чашкинском месторождениях. Потом был выход на Уньвинское, Логовское и Сибирское месторождения, которые являются сегодня базовыми для добычи нефти. Несмотря на то, что до сих пор все пробуренные скважины находятся за территорией распространения кондиционных соляных пластов, работы по строительству скважин находятся под пристальным вниманием калийщиков. И это закономерно.
Сергей ГЛУХОВ, главный инженер ЗАО "ЛУКОЙЛ-Бурение-Пермь":
- Мы ведем буровые работы в некондиционных отложениях калийных солей. Или, как говорят, за границей 500-метровой охранной зоны. В кондиционные соли не идем, но с разведочными буровыми работами приближаемся к кондиционным калийным солям. Естественно, что калийщики обеспокоены таким соседством и предъявляют жесткие требования к качеству строительства скважин, особенно в части крепления скважины обсадными колоннами.
Надо сказать, что разработанная специалистами кафедры бурения Пермского политехнического института уникальная технология бурения в соленосных отложениях испытана впервые в мире в Пермской области. Ученые разработали специальные растворы на основе хлормагниевых солей (обезвоженного хлористого магния), а затем предложили бишофитовые растворы, которые производит калийный комбинат.
Что касается технологии крепления обсадных колонн, основанной на магнезитовом цементе, то она вот уже два десятилетия претерпевает изменения в сторону улучшения качества. В эти цементные растворы добавляются различные расширяющие добавки, которые способны с течением времени улучшать прочность цементного камня. Это подтверждается геофизическими исследованиями.
Если говорить языком неспециалиста, то суть технологии защиты калийных солей очень проста. Любая хозяйка знает: если кусок каменной соли бросить в концентрированный соляной раствор, то он не растворится. Это и есть принцип, на котором основана технология защиты соляных пластов в процессе строительства скважин. Химический состав буровых и цементных растворов максимально приближен к химическому составу карналито-сильвинитовых солей.
Лет 10 назад растворы готовились прямо на месте бурения скважины. Сегодня в Березниках действует специальный растворный узел, можно сказать - мини-завод по производству этих растворов, которые уже в готовом виде завозятся на скважину. Это значительно улучшает экологическую обстановку на объекте бурения.
Есть еще одна проблема - утилизация этих растворов. По мере выработки мы их очищаем и вывозим, закачиваем в депонирующие скважины, чтобы не нарушать экологический баланс. Та соль, которую мы при бурении извлекаем на поверхность, прежде вывозилась на калийные комбинаты, в шламоотстойники. Теперь эти соли используются повторно, при заготовке раствора для его пополнения. Это работа трудоемкая, но необходимая.
Применяем мы сейчас и экологически чистые саморазлагающиеся буровые растворы на основе полисахаридов. А попросту - крахмалов. На этих растворах мы ведем бурение, не загрязняя пласты, расположенные под калийными залежами.
Наши специалисты совместно с представителями заказчика - "ЛУКОЙЛ-Пермь" - побывали в Канаде. После этого перед нами была поставлена задача - внедрить канадскую технологию бурения скважин на депрессии. Два года мы вели подготовительную работу и с конца 1999 года приступили к внедрению технологии бурения скважин на депрессии. Этот метод в нашем варианте впервые внедряется в России: бурение в продуктивном пласте осуществляется с промывкой безводной нефтью, аэрированной азотом. Эта технология позволяет сохранить нефтяные пласты в первозданном виде, исключая при этом их загрязнение.
Мы опасались сразу выходить с этим экспериментом на высокодебитные месторождения "ЛУКОЙЛ-Пермь", поэтому вначале пробурили по этой технологии около 20 скважин в компании "ЛУКОЙЛ-Пермнефть". Но в сентябре текущего года первая скважина по канадской технологии, адаптированной к местным условиям, была пробурена на Сибирском месторождении "ЛУКОЙЛ-Пермь". Применение данной технологии дало обнадеживающие результаты. Думаю, технология будет развиваться и дальше.
- Кроме проблемы внедрения современных технологий, есть еще одна проблема - устаревшее буровое оборудование, которое нуждается в обновлении...
- Техническое перевооружение мы проводим с помощью нашего заказчика - ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь", поскольку своих средств на эти цели у нас не хватает. Мы внедряем лучшие в мире многоступенчатые системы очистки буровых растворов фирм Swaco и Derric. Используем в работе долота американского производства компании Hughes Christensen. Для строительства наклонных и горизонтальных скважин используем навигационные системы с кабельным каналом связи. В первом квартале 2001 года "дерриковские" системы очистки, которые мы монтируем, уже полностью войдут в работу. Еще три смонтированных на буровых системы фирмы Swaco уже успели зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Они прекрасно очищают раствор, с внедрением центрифуг шлам будет полностью обезвоживаться и вывозиться на шламохранилища.
- Каковы перспективы использования новых технологий и оборудования?
- У нас есть программа применения безамбарной системы с замкнутой системой очистки бурового раствора. На практике это означает, что с внедрением нового оборудования нам не придется рыть котлованы для шлама (отходов рассола, глинистых растворов). Промывочная жидкость будет полностью очищена, шлам обезвожен в самом процессе бурения. Это требование экологических служб и местных органов власти. Начнется данная работа на Озерном месторождении, которое разрабатывает "Пермьтекс" - дочернее предприятие ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь". Затем безамбарные системы будут внедрены на всех буровых установках, работающих в этой нефтяной компании. Пока не все, но примерно 30% от общего количества буровых установок ЗАО "ЛУКОЙЛ-Бурение-Пермь".
Есть у нас наработки и в горизонтальном бурении. Мы не собираемся применять этот метод без достаточного наработанного опыта. Хотя кое-что за плечами у нас уже есть. Так, в районе Березников мы уже пробурили две горизонтальные скважины. Сейчас работаем в других районах. Опыт - дело времени: сегодня его нет, а завтра - есть. В Ижевске для этой цели создано специализированное сервисное предприятие, которое "ведет" скважину с участием инженеров и применением импортного оборудования. Есть опыт Сургута и Когалыма, куда мы в прошлом месяце ездили специально для изучения этой технологии. Если возникнет необходимость, то стоит нам попросить помощь - и в ней не откажут. Но задача - все-таки набрать опыт самим. Технология - технологией, но есть еще проблемы ее соблюдения.
- Кто и как контролирует вашу работу?
- Начнем с того, что ни одна скважина на территории Верхнекамья не пробурена без согласования с теми же калийщиками. Ни одна скважина не бурится там, где есть действующие рудники и разрабатываемые залежи солей. Мы работаем за пределами калийных солей и не можем нанести им существенного вреда в принципе. Кроме того, за нашей деятельностью пристально следят специалисты территориального и федерального Госгортехнадзора, территориальные управления по охране окружающей среды. За минувшее лето только природоохранные службы области проверяли нашу работу трижды.
У нашего заказчика - "ЛУКОЙЛ-Пермь" - есть своя служба супервайзеров, которые постоянно находятся на месторождениях, осуществляя свой контроль. Но и сами мы держим под контролем свои действия. В частности, можно отметить большой прогресс в части крепления скважин. Если раньше критериев такой оценки просто не было, то теперь каждая скважина по креплению и кривизне имеет соответствующую оценку.
Тем не менее мы тщательно контролируем это направление. Часто приходится идти на заведомый простой буровой бригады для того, чтобы получить нормальные геофизические данные по качеству цементирования. Это дало свой результат. Если в 1999 году по этим параметрам были замечания, то в 2000 году мы лишь по двум скважинам получили оценку "удовлетворительно". Остальные 30 были оценены на "хорошо".
Можно долго перечислять другие разнообразные меры, которые применяются для охраны окружающей среды и совместно разрабатываемых полезных ископаемых. Это и наличие наблюдательных скважин по контролю за хлоридами, и современные способы изоляции "амбаров", чтобы исключить проникновение соляных растворов за территорию буровой. Это приносит результаты - систематический мониторинг состояния окружающей среды, проводимый в течение нескольких лет, не отмечает существенных отклонений от норм ПДК на территории деятельности нефтяников.
А ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" продолжает инвестиции в техническое перевооружение буровых работ.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.