Игорь Сапко

Игорь Сапко

глава Перми

Пермская городская дума стала полностью открытой

Взаимодействие с общественностью является одним из приоритетных направлений нашей деятельности

Поделиться

Пермь является одним из крупнейших муниципалитетов в России. По итогам 2013 года город закрепил за собой звание «миллионника». Будущее Перми зависит от того, как эффективно здесь решаются вопросы местного значения, насколько стабильна и устойчива экономика, какие условия создаются для комфортного проживания жителей. Исходя из этого понимания выстраивается процесс принятия решений депутатами Пермской городской думы.

дума

  Константин Долгановский

Идеология деятельности гордумы в прошлом году формировалась в рамках напряжённой социально-эко­номической повестки для страны в целом и Перми в частности. Мною как главой города было обращено особое внимание на необходимость реализации нескольких приоритетов. Первый из них — это совершенствование бюджетного процесса.

Сравнительный анализ, проведённый Ассоциацией городов Поволжья по итогам 2013 года, показал, что Пермь, как и в 2012 году, находится в числе лидеров практически по всем показателям бюджета среди 16 самых крупных городов Приволжского федерального округа. А именно — по доходной части бюджета, по объёму налоговых поступлений, по собираемости налога на доходы физических лиц, по сбору земельного налога и по показателю бюджетной обеспеченности на душу населения за счёт налоговых и неналоговых доходов.

Нашими конкурентами являются Самара, Казань, Уфа и Киров. Стоит признать, что нам есть чему поучиться у этих городов. В первую очередь в части более рачительного расходования средств бюджета. Не менее важной задачей является усиление работы администрации Перми по привлечению регио­нальных и федеральных финансовых ресурсов. В этом вопросе мы серьёзно уступаем той же Казани.

Муниципальный бюджет 2013 года формировался по напряжённому сценарию. Поэтому мы старались придерживаться жёсткого принципа: не брать дополнительную нагрузку на город и на бюджет в качестве новых расходных обязательств, не выполнив и не обеспечив в полном объёме полномочий органов местного самоуправления и дополнительно взятые на себя обязательства. Совместные усилия депутатского корпуса в отстаивании этого принципа позволили сбалансировать доходную и расходную части бюджета и уберечь город от «бюджетных» потрясений.

Для обеспечения прозрачности формирования и использования бюджетных средств, а также для повышения информированности пермяков о бюджете была разработана и успешно внедрена модель публичного бюджета. Сейчас на отдельном портале любой пользователь может ознакомиться с основными статьями расходов, муниципальными программами, исполнением бюджета, сравнить показатели развития краевого центра с показателями городов в соседних регионах, а также провести собственную экспертизу бюджета. На портале также предусмотрены уроки о бюджете для школьников старших классов.

В ходе работы над бюджетом Перми на 2014 год определяющим стал напряжённый прогноз по доходам. Приоритет здесь был такой: городской бюджет должен быть в любом случае бездефицитным, сбалансированным.

Важнейшей задачей для органов местного самоуправления Перми стало исполнение указов президента РФ. В частности, за счёт собственных средств городского бюджета было обеспечено увеличение фонда оплаты труда работников социальной сферы и средней заработной платы работников учреждений культуры на 536,9 млн руб. В 2014 году на исполнение указов президента РФ предусмотрено более 1,687 млрд руб.

Депутаты совместно с сотрудниками администрации и Контрольно-счётной палаты Перми провели серьёзную работу по переходу к программной структуре городского бюджета, начиная с бюджета на 2014-й и на плановый период 2015-2016 годов. Использование новой методики позволит реализовать основополагающие принципы бюджетной системы РФ, такие как прозрачность и эффективность использования бюджетных средств. В Перми сейчас действует 21 муниципальная программа, в этом году нам предстоит разработать и принять программу по гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений, а также программу социально-экономического развития города.

Федеральным законодательством и Уставом Перми определены 42 вопроса местного значения, решение которых является нашей прямой обязанностью. Развитие нормативно-правовой базы местного самоуправления — ещё один приоритет деятельности гордумы. В его рамках в прошлом году была возобновлена работа над проектом Стратегии социально-экономического развития Перми до 2030 года, и на апрельском пленарном заседании гордумы она была принята в третьем чтении.

Нами откорректирована стратегичес­кая цель — повышение качества жизни на основе инновационного развития экономики города. Для её достижения, для реализации возможностей функционально-целевой системы управления будет разработана Программа социально-экономического развития Перми, которая будет содержать определение приоритетных направлений социально-экономического развития города в целом и на уровне отдельных отраслей, а также перечень механизмов, реализующих данные направления. Необходимым условием успешного выполнения программы считаю её широкое публичное обсуждение на начальном этапе формирования структуры и содержания.

Впервые за три года был скорректирован Генеральный план развития Перми. Внесению изменений предшествовала серьёзная работа по их обоснованию и обсуждению с участием депутатов Пермской городской думы, представителей общественности и экологов. Также депутаты приняли девять решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города. Градостроительная политика, определяемая нормативными актами гордумы, направлена на уточнение и конкретизацию регламентирующих актов в данной сфере и установление прозрачных правил. Это позволит и инвесторам, и простым гражданам чётко понимать, каким завтра будет пространственное развитие города, и активно принимать в нём участие.

В рамках реализации Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования в 2013 году был принят ряд нормативно-правовых актов с целью оптимизации управления отраслью. В частности, на декабрьском пленарном заседании гордумы было одобрено Положение о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, подготовленное рабочей группой депутатов. Уверен, что она должна продолжить свою деятельность и подготовить ко второму чтению Порядок формирования единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования.

Задача гордумы в этом направлении — выстроить в Перми чётко функционирующую транспортную систему, сделать её прозрачной и открытой как для перевозчиков, так и для пассажиров.

В конце прошлого года круг вопросов местного значения расширился за счёт передачи в зону нашей ответственнос­ти темы межконфессиональных и межнациональных отношений. Основной задачей организационного этапа в реализации этого направления стало создание Совета при Пермской городской думе по межконфессиональным и межнациональным отношениям. Нам удалось организовать всесторонний переговорный процесс, учесть мнение всех заинтересованных лиц, урегулировать потенциальные конфликты и подготовить почву для сотрудничества.

На сегодняшний день на территории Перми действуют около 30 общественных организаций, которые занимаются сохранением культурных и национальных традиций. Они регулярно участвуют в конкурсе социально значимых проектов. Крупные мероприятия включены и финансируются за счёт долгосрочной целевой программы по развитию взаимодействия органов городского само­управления и некоммерческих организаций «Общественное участие».

К значимым событиям 2013 года также относится приведение действующего Устава Перми в полное соответствие с требованиями федерального законодательства. В ходе этой работы было рассмотрено 142 предложения, из них 85 легли в основу решения гордумы.

Реализуя контрольную функцию, по итогам 2013 года мы удержали положительную динамику количества рассмот­ренных вопросов по снятию с контроля рекомендаций и решений гордумы. В этой части следует отметить комплексный подход и преемственность начатой нами ранее работы.

К сожалению, не обошлось и без печальных событий. Произошедшее в октябре 2013-го ЧП с массовым отравлением в пермской школе №40 получило широкий резонанс. Благодарен коллегам, вошедшим в состав временной депутатской комиссии, которая занималась изучением последствий этого инцидента. Удалось добиться реальных результатов: администрации Перми было рекомендовано пересмотреть всю систему организации питания в школах города, перейти от практики аукционов к конкурсам, когда на первый план выходит качество питания детей и квалификация персонала, а не дешевизна услуги. Эта рекомендация и ряд других, сделанных депутатами временной комиссии, должны повлечь реформирование целой отрасли. Контрольная деятельность гордумы в этом направлении должна быть продолжена.

На днях ряд коллег вышел с предложением создать временную депутатскую комиссию в сфере дорожной деятельности и благоустройства. «Дорожный вопрос» всегда актуален, особенно весной, поэтому инициатива, безусловно, своевременная.

На прошлой неделе временная депутатская комиссия начала свою работу, депутаты выехали с инспекцией улицы Горького и проспекта Декабристов.

Пермская городская дума стала полностью открытой и является центром притяжения различных общественных сил. Это ещё одно достижение 2013 года. Город Пермь — первый из муниципалитетов, внедряющий у себя «стандарт открытости», который был разработан в октябре минувшего года. Тем самым мы делаем значимый шаг навстречу нашим гражданам, создаём условия для реализации права пермяков на получение исчерпывающей информации о деятельности думы.

В рамках реализации «стандарта открытости» происходит модернизация сайта Пермской городской думы с современной и функциональной структурой, что позволит депутатам поддерживать интерактивное общение с избирателями, организовать для них более эффективное использование открытых массивов разнообразных данных, размещать регулярные отчёты перед избирателями, пользоваться личным кабинетом, проводить консультации.

Следующий приоритет, на котором хотелось бы остановиться, — это реализация мной как главой города представительской функции. С октября 2012 года я являюсь председателем рабочей группы по вопросам развития ЖКХ, благоустройства и транспорта при Окружном консультативном совете по развитию местного самоуправления, созданном по инициативе Михаила Бабича. В прошлом году было проведено семь заседаний рабочей группы в режиме видеоконференции, в которых принимали участие представители 17 территорий Приволжского федерального округа. Основной задачей в деятельности группы является необходимость совершенствования федерального законодательства. Так, за время работы группы было сформулировано более 140 предложений по совершенствованию федерального законодательства, в том числе предложено внести изменения в семь кодексов РФ, в 12 постановлений правительства РФ.

Представители Пермской городской думы принимали активное учас­тие в деятельности рабочей группы, которая разрабатывала проект закона «О статусе административного центра Пермского края». Этот проект недавно внесён губернатором Виктором Басаргиным в краевое Законодательное собрание. Его принятие позволит привлекать в бюджет Перми дополнительные средства из регионального бюджета.

Конструктивное взаимодействие с губернатором, с администрацией губернатора и правительством Пермского края носит системный характер. Представители органов исполнительной власти региона регулярно присутствуют на заседаниях рабочих органов думы, комитетах, на пленарных заседаниях, что повышает эффективность взаимоотношений между муниципалитетом и регионом.

В сфере международных, межрегиональных и межмуниципальных отношений деятельность думы в 2013 году была направлена на развитие сложившихся партнёрских отношений и разработку перспективных направлений взаимодействия, использование возможностей международного и межмуниципального партнёрства в интересах развития города, реализацию международных проектов.

Отличительной особенностью Перми является стабильное и эффективное развитие взаимодействия с городами-побратимами и партнёрскими территориями. Сферой приоритетных интересов на 2013 год было укрепление побратимских связей с широким вовлечением в этот процесс общественных организаций. В фокусе внимания находились проекты в сферах культурных и академических обменов, молодёжной политики, защиты окружающей среды.

Особенностью побратимских связей, которая вызывает удовлетворение, можно считать растущую вовлечённость молодёжи в международные проекты.

Работа с общественностью в различных формах, с одной стороны, способствует реализации контрольной функции гордумы, с другой — формирует интерес у жителей города к работе представительного органа местного самоуправления Перми. В течение отчётного периода и по сей день жители города имеют возможность присутствовать на заседаниях гордумы или наблюдать за ходом заседаний через интернет-трансляцию.

Продолжил свою работу Общественный совет при Пермской городской думе. На обсуждение членами этого совещательного органа выносились вопросы, для рассмотрения которых в Пермской городской думе организованы рабочие группы. Один из таких вопросов — разработка концепции увеличения налогового и неналогового потенциала бюджета Перми. Предложения были направлены в адрес администрации города и в рабочую группу гордумы.

Также рекомендации общественного совета коснулись темы привлечения в Пермь «якорного» бизнеса, способного создать условия для развития малого бизнеса, а также формирование «дорожной карты для инвестора». Следуя рекомендациям общественного совета, департамент промышленной политики, инвестиций и предпринимательства на своём официальном сайте поместил алгоритм административных процедур для бизнеса и регламенты муниципальных услуг, которые представляют инвесторам актуальную информацию о порядке действий для получения необходимых разрешительных документов по развитию инвестиционных проектов.

Вопросы о расчётах населения за услуги ЖКХ и порядке начисления платы за общедомовые нужды рассматривались не только на общественном совете при думе, но и в Общественной палате Пермского края. Рекомендации совета заключались в вовлечении администраций в процесс отношений населения с управляющими компаниями, контроль за качеством услуг и оказание юридичес­кой помощи.

Всего в 2013 году состоялось четыре заседания Общественного совета при Пермской городской думе. Нынче своё первое заседание совет провёл в феврале, в самый разгар Олимпийских игр в Сочи. Темой состоявшегося на стадионе «Звезда» заседания стало обсуждение реализации вопросов местного значения в области спорта и физической культуры. Также планируем с членами совета обсудить Стратегию социально-экономического развития Перми и реализацию переданных на уровень субъекта полномочий в сфере здравоохранения.

Набирает обороты деятельность Молодёжного совета. За полтора года своего существования он состоялся как полнокровный совещательный орган, в конце в 2013-го была проведена плановая ротация его состава.

Пермь часто называют столицей гражданского общества в России. Для нашего города действительно характерен высокий уровень гражданской активности. В течение прошлого года в думе активно велась работа по созданию Концепции поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, основным разработчиком которой явился Центр ГРАНИ. В марте концепция была принята во втором чтении. Мы первыми в стране приняли такой документ, а существующая муниципальная программа принималась с учётом положений концепции.

Считаю, что необходимо поддерживать усилия общественных институтов по развитию городской среды и в том числе привлекать некоммерческие организации к обсуждению тем, рассматриваемых на заседаниях Совета по топонимике при главе Перми. Одним из важных вопросов, который выносился на рассмотрение совета и получил широкий резонанс общественности, стал перенос памятного знака «Орден Ленина». Члены совета рекомендовали администрации Перми завершить процедуру постановки знака на учёт как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре с дальнейшим признанием на него права муниципальной собственности и принять меры к восстановлению «Ордена Ленина». Моя личная позиция по этому поводу — этот знак должен быть восстановлен на прежнем месте. Более того, гордума своим решением в конце 2013 года выделила 2,5 млн руб. на восстановление памятного знака.

Для того чтобы сформировать единые подходы к решению вопросов присвоения наименований объектам топонимики и установки объектов искусства, в сентябре 2013 года было принято решение о необходимости разработки единой городской концепции по топонимике. На сегодняшний день подготовлено соответст­вующее техническое задание, и в течение этого года работа будет продолжена.

В марте закончился третий год полномочий Пермской городской думы пятого созыва. Мы решали сложные задачи и принимали ответственные решения, оценивая политические риски и опираясь на мнение своих избирателей. Как глава города вижу огромный потенциал у гордумы в развитии новых направлений нормотворчества и осуществлении контроля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться