Елена Олейникова: Для нас первично искусство, а не прописка художника

Поделиться

И. о. директора Музея современного искусства PERMM Елена Олейникова рассказала Colta.ru о том, что сейчас происходит с этим учреждением, как складываются отношения с краевой властью, а также порассуждала о «пермском культурном проекте и его будущем.

Елена Олейникова, и.о. директора КГАУ «Музей современного искусства»:

— Я занимаюсь вопросами, которые связаны непосредственно с искусством, поэтому юридические моменты такого рода (официальное назначение на должность — ред.) от меня довольно далеки. В данный момент я нахожусь в статусе исполняющего обязанности руководителя PERMM, и передо мной стоит столько актуальных задач, что задумываться о будущем статусе пока особо некогда.

Полагаю, нам всем сначала нужно пережить этот переходный период (увольнение Марата Гельмана — ред.), а уже потом думать, что делать дальше. Уверена, что со стороны Марата мы всегда можем рассчитывать на помощь и поддержку, потому что музей остаётся (и, уверена, ещё долго останется) очень важной для него историей.

По словам Олейниковой, многие работы, выставленные в музее, являются частью коллекции Марата Гельмана, но он передал их музею, поэтому они останутся в Перми.

На вопрос об отношениях с Виктором Басаргиным Олейникова ответила: «Никаких».

Елена Олейникова:

— Мы с ним никогда не встречались. Последнее время я руководила выставочным отделом музея, а эта работа не подразумевает общения с властными структурами. Только творчество, ничего больше. По-моему, за всё время губернатор только один раз был в музее. Так что личных отношений пока не сложилось.

Последнее время я руководила выставочным отделом музея, а эта работа не подразумевает общения с властными структурами. Я не политик, мне сложно разбираться во всех этих хитросплетениях. Закрыть проект было бы опрометчивым шагом. Но, как уже говорила раньше, есть основания надеяться, что в администрации это прекрасно понимают.

На вопрос о том, получила ли Елена Олейникова «карт-бланш», она ответила, что Министерство культуры Пермского края ведёт себя «дистанционно».

Елена Олейникова:

— Министерство культуры ведёт себя несколько дистанционно. У меня была встреча с Игорем Гладневым (и. о. министра культуры Пермского края. — ред.), он поинтересовался, какие у нас планы, я ему сказала, что мы действуем согласно годовому выставочному плану. Каких-то разнарядок и указаний по поводу того, о чём нам нельзя говорить и что нельзя показывать, к счастью, нет и, надеюсь, не будет.

Кроме того, по словам Олейниковой, у музея сейчас есть информационные спонсоры, но ему нужны деньги.

Елена Олейникова:

— Когда музей открывали, насколько я знаю, пытались создать круг «друзей музея». Эта идея мне очень нравится. Мы понимаем, что такое сотрудничество может быть взаимовыгодным. Но поскольку музей находится на стадии реконструкции, а для любых проектов, связанных с привлечением денег, нужна стабильность — это вполне понятная ситуация. Надеюсь, скоро мы так или иначе преодолеем этот период и разрешим ситуацию.

Если говорить глобально, конечно, после реконструкции было бы здорово осуществить эту идею с клубом друзей и попечительским советом. Безусловно, я была бы счастлива теснее взаимодействовать с бизнесом. Но я давно занимаюсь региональными проектами и на собственном опыте знаю, сколь трудно найти спонсоров для проведения любых культурных мероприятий за пределами Москвы и Петербурга, не говоря уже о постоянной поддержке музея современного искусства. В регионах меценатство вообще довольно плохо развито. Сергей Гордеев (меценат и коллекционер, в 2007-2010 годах — сенатор от Пермского края. — ред.) сыграл, конечно, важную роль не только в создании музея, а сделать проект «Русское бедное» было его личным интересом. И на первом этапе он поддерживал музей. Но нужно напомнить, что музей является государственным учреждением, и недооценивать роль власти в этом вопросе не стоит.

По мнению Олейниковой, после ухода Марата Гельмана, музей не потеряет своей значимости.

Елена Олейникова:

— Даже если не говорить о конкретных проектах, инициированных самим музеем PERMM или при его поддержке, сам факт появления в регионе такой уникальной институции прямым и косвенным образом активизировал и преобразил художественную ситуацию в Перми. Я думаю, что он в любом случае останется одним из ключевых игроков на этом поле — его значимость в масштабе региона трудно переоценить.

Далее разговор зашёл о пермских художниках, «Я думаю, что запросы и проблемы пермских художников в целом укладываются в общероссийскую картину и мало отличаются от запросов и проблем художников Воронежа или Новосибирска», - пояснила Олейникова.

Елена Олейникова:

— Но сегодня ситуация в Перми изменилась, и изменилась, на мой взгляд, в лучшую сторону. Пермский культурный проект, пожалуй, поспособствовал тому, что у пермских авторов, вообще в пермской художественной среде очень выросло самосознание. Обстоятельства и условия конкуренции поставили их перед необходимостью рефлексии, а для любого представителя художественного сообщества это всегда очень полезно, это оздоровительный процесс. Одним из следствий этого стало появление новой генерации молодых авторов, работающих с современным искусством, — сейчас они в числе прочих представлены на нашей выставке «Искусство против географии». Они включены в эту выставку не просто по праву территории, не потому, что они пермяки, а потому, что они достигли не только российского, но и мирового уровня в своем творчестве.

Безусловно, в обществе в целом есть запрос на классическое, академическое, привычное и понятное искусство. Но даже такое искусство, как и любое другое, в своё время было современным. Думаю, конфликт между «современным» и «классическим» очень неоправданно раздут, в этом много популизма. В любой среде и в любой культурной ситуации классика не противоречит современности, эти две ипостаси логично уживаются — было бы странно представить себе территорию, на которой полностью отсутствовало бы одно или другое.

По словам Олейникововй, музей всегда вёл диалог с пермскими художниками.

Елена Олейникова:

— К нам приходят разные художники, в том числе пермские, и предлагают свои проекты. Если проект достоин того, чтобы показать его в музее, он обязательно туда попадает. Посмотрите, у нас три года продолжался проект «Вектор Перми». Нынешней зимой он был показан в Москве, на «Винзаводе». Сейчас это одна из составляющих выставки «Искусство против географии», о которой уже говорилось.

Сказать, что мы не работаем с местной художественной средой, было бы неправильно. Но нельзя забывать, что мы - музей современного искусства, у которого есть вполне определённая концепция - мы коллекционируем работы в стиле «Русского бедного». Если нам предлагают работы, отвечающие этому направлению, конечно, нам это интересно вне зависимости от того, пермский это художник или московский. Для нас первично искусство, а не прописка художника.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться