Марат Гельман: Либо мы продолжаем жить без цензуры, либо я ухожу

Поделиться

Директор по развитию фестиваля «Белые ночи» Марат Гельман дал ещё одно интервью о проблемах, с которыми столкнулось его детище: прокурорские проверки и закрытие выставки Василия Слонова. В частности, Гельман пояснил, что готов поставить перед краевыми властями вопрос о своём уходе.

Марат Гельман, директор по развитию фестиваля «Белые ночи»:

- Три выставки работают не там, где они планировались, но в целом все хорошо. В рамках «Белых ночей в Перми» развёрнуто около 40 выставок по всему городу. Для фестивального городка, где традиционно показывается более демократичное и в хорошем смысле массовое искусство, чем в музее, мы выбрали два проекта  — «Welcome! Sochi 2014» Василия Слонова и «Верёвки-передвижники» группы «ЕлиКука». Но случилось то, что случилось, и теперь Слонов находится в независимом культурном центре «Речник», там же размещается выставка израильской группы «Новый Барбизон», которую закрыли вслед за «Welcome! Sochi 2014». А проект «Российское барокко» Сергея Каменного, где он использовал сюжеты Болотной площади в качестве барельефов для будущего российского барокко, выставляется у нас в музее. Для Сергея Каменного мы смогли найти один зал на чердаке, который в обычное время занимает детская студия, а больше места нет. То есть музей физически не вмещает всего, что мы хотели бы показать. Кроме того, не скрою, у нас были опасения, что на волне всего этого безумия музей вообще могут закрыть. Но это был не главный резон. Прежде всего, мы хотели тематически разбить выставки «Белых ночей» и разнести их по разным площадкам.

Как говорит Гельман, выставки были закрыты из-за «наезда сверху».

Марат Гельман:

- Я всё это время находился в диалоге с властью и смог достичь опредёленных договоренностей. Собственно, они могли не допустить повторного открытия, тем не менее, всё прошло спокойно. После открытия выставки Слонова я приехал в администрацию, сказал, что всё спокойно, сделал очень лояльное по отношению к ним заявление. Я ведь на самом деле не собирался на них наезжать, потому что они хоть и сделали ошибку, закрыв выставки, но сделали её только потому, что испугались наезда сверху. Чиркуновская администрация была более опытная, на неё чаще наезжали, а на этих в первый раз наехали. Вот они с испугу и позакрывали выставки. Надеюсь, это будет для них уроком.

По словам Гельмана, чиновники видели картины Слонова ещё 1 июня, но никак не отреагировали.

Марат Гельман:

- Раж обличительства и запретительства начался только после того, как в Москве появилось открытое письмо двух депутатов Госдумы от Пермского края о том, что Олимпиада  — это наша святыня и осмеивать её величие хуже геббельсовской пропаганды. Сразу после этого наши местные чиновники вдруг прозрели и тоже стали поливать нас грязью. Я не уверен, что инициатива идёт от федеральных властей. Возможно, это какие-то разборки отдельных группировок, которые имеют отношение к Москве, но, вероятно, не к самому высокому начальству. Я думаю так потому, что чиновники апеллировали к Путину, мол, посмотри, Басаргин допустил издевательство над твоей любимой игрушкой — Олимпиадой. Поэтому я не думаю, что давление идёт с самого верха. Вероятно, кто-то хочет оказаться в кресле губернатора. Может, кто-то в Москве недоволен его политикой. Многие ведь надеялись, когда ушёл Чиркунов, что весь этот культурный проект закончится, а он не закончился. Басаргин увидел, что людям это важно, и решил его продолжить. Не исключаю, что это кого-то не устраивает.

Как говорит сам Гельман, атака на работы Слонова  — это «политический заказ».

Отдельно Гельман прокомментировал прокурорские проверки фестиваля «Белые ночи».

Марат Гельман:

- Никакими прокурорскими проверками нас пока не пугают, но с понедельника начинает работу Счётная палата. У меня уже были две прокурорские проверки и пять проверок Счётной палаты, так что напугать меня сложно. К слову, для того чтобы инициировать проверку Счётной палаты, достаточно запроса нескольких депутатов. Их усилий оказалось достаточно.

Как отметил Гельман, после скандала популярность выставок выросла как минимум вдвое, однако сам он готов поставить вопрос о своём будущем в Перми.

Марат Гельман:

- Когда закончится проверка Счётной палаты, я обязательно поставлю вопрос о своём возможном уходе. Условие одно: либо мы продолжаем жить без цензуры, либо я ухожу. Для меня категорически неприемлема ситуация, когда кто-то думает, будто у него есть право закрывать выставки или снимать отдельные работы. Все, кто позволяет такие наезды, должны знать, что цензура недопустима.

Наш новый министр культуры всё ещё находится в логике, что если государство выделяет деньги на какие-то проекты, значит, оно имеет право на них влиять. Я считаю, это абсолютно неправильно. Так что либо мы снова притираемся друг к другу и получаем полный карт-бланш на проведение той культурной политики, которой всегда придерживались, либо я выхожу из игры.

По информации Colta.ru

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться