Виктор Бондаренко: Поддержим Марата Гельмана и в его лице будущее российского искусства
Поделиться
Твитнуть
Константин Долгановский
Меценат, куратор, почётный член Российской академии художеств,
владелец одной из крупнейших мировых коллекций современного искусства, часть которой
представлена на выставке «Русский Нью-Йорк» Виктор Бондаренко прокомментировал ситуацию,
сложившуюся на фестивале «Белые ночи в Перми» в отношении выставок Василия
Слонова и Сергея Каменного. Как заявил Бондаренко, несмотря на цензурирование,
развитие современного искусства не остановить.
Виктор
Бондаренко, почётный член Российской
академии художеств:
- В последние годы
участились попытки цензурировать выставки современного искусства со стороны
воинствующих ретроградов и идущих у них на поводу некоторых представителей
власти. Буквально на днях «цензоры» опять активизировались и пытаются всеми
способами помешать проведению выставок в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми»
- в частности, персональной выставки Василия Слонова, выставки группы «Новый Барбизон»,
инсталляции Сергея Каменного «Российское Барокко» и проекту «Монстрация в
Перми».
Хотел бы заявить в связи с происходящим свою позицию. Она состоит в том, что
искусство вообще и современное искусство в частности являются авангардом
человеческой культуры, залогом развития современной цивилизации, которая
построена на идеях прогресса, эмпирического знания, научного подхода к
реальности, свободе совести, слова и мнений. Современное искусство - это
своеобразная культурно-антропологическая лаборатория, в которой и художники, и
зрители добровольно ставят себя в ситуацию риска. Да, оно может провоцировать
разные чувства, иметь разные последствия - как для своих создателей, так и для
тех, кто знакомится с их произведениями. Однако без риска невозможно достичь
ничего нового. Без нового же лишается смысла само существование искусства,
культура погружается в ситуацию застоя. Где, как не в искусстве новое впервые
может заявить о себе? Ведь территория музея, территория галереи - это
маркированная территория, специально ограждённая от остальных сегментов
культуры и общества (таких как школа, массовая культура или классика,
например).
В течение XX столетия мы пережили культурную катастрофу 1917 года, когда было
нарушено нормальное развитие российской культуры. Лишь в конце истекшего века
нам удалось избавиться от её последствий. Казалось, свободу творчества больше
не ограничивают ни партноменклатура, ни нормирование со стороны авторитарного
государства. И вот теперь, вместо того, что поддерживать и далее этот режим
свободной творческой конкуренции между разными направлениями современной
культуры, нам в очередной раз предлагают «ручное управление».
Можно констатировать только одно. Современное изобразительное искусство
является одним из немногих живых островков высокой, творчески свободной
культуры в сегодняшней России, ситуация в которой стремительно архаизируется,
воспроизводя реалии эпохи феодализма и сатирические образы Гоголя и
Салтыкова-Щедрина. Одним из тех, кто последовательно отстаивал свободу
творчества и интересы художника все эти годы в России, является мой давний друг
и соратник по многим арт-проектам Марат Гельман. Его просветительская
деятельность в различных регионах страны и, прежде всего, в Пермском крае
вызывает неприятие у тех представителей власти, которые ещё вчера в кожанках
НКВД отлавливали и казнили священников, а сегодня как по команде обернулись в
ревнителей православия и «традиционных ценностей». Не потому ли они так
ненавидят Гельмана, что его проекты несут луч света в тёмном царстве мракобесия?
Что фестивали и выставки, которые он организует, пробуждают независимое
мышление, способность анализировать реальность, всё подвергать сомнению,
искать, находить и удивляться новому? Именно таких людей боятся те, кто хотел
бы вернуть нас в эпоху феодализма, к крепостной зависимости от директив,
спускаемых сверху; те, кто хотел бы видеть вокруг себя (а желательно под собой)
не граждан, а безвольную толпу холуёв и холопов.
Если мы не хотим, чтобы мечты возродившихся деспотов осуществились, давайте поддержим
Марата Гельмана и в его лице настоящее и будущее современного российского
искусства.
Давайте вспомним, что цензоры-мракобесы всегда распинали тех, кто открыто
провозглашал «возлюби врага своего» или сажали в тюрьму тех, кто утверждал, что
«Земля вертится». …И она, несмотря на все их потуги, вертится.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.