Виктор Бондаренко: Поддержим Марата Гельмана и в его лице будущее российского искусства
Поделиться
Твитнуть
Меценат, куратор, почётный член Российской академии художеств,
владелец одной из крупнейших мировых коллекций современного искусства, часть которой
представлена на выставке «Русский Нью-Йорк» Виктор Бондаренко прокомментировал ситуацию,
сложившуюся на фестивале «Белые ночи в Перми» в отношении выставок Василия
Слонова и Сергея Каменного. Как заявил Бондаренко, несмотря на цензурирование,
развитие современного искусства не остановить.
Виктор
Бондаренко, почётный член Российской
академии художеств:
- В последние годы
участились попытки цензурировать выставки современного искусства со стороны
воинствующих ретроградов и идущих у них на поводу некоторых представителей
власти. Буквально на днях «цензоры» опять активизировались и пытаются всеми
способами помешать проведению выставок в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми»
- в частности, персональной выставки Василия Слонова, выставки группы «Новый Барбизон»,
инсталляции Сергея Каменного «Российское Барокко» и проекту «Монстрация в
Перми».
Хотел бы заявить в связи с происходящим свою позицию. Она состоит в том, что
искусство вообще и современное искусство в частности являются авангардом
человеческой культуры, залогом развития современной цивилизации, которая
построена на идеях прогресса, эмпирического знания, научного подхода к
реальности, свободе совести, слова и мнений. Современное искусство - это
своеобразная культурно-антропологическая лаборатория, в которой и художники, и
зрители добровольно ставят себя в ситуацию риска. Да, оно может провоцировать
разные чувства, иметь разные последствия - как для своих создателей, так и для
тех, кто знакомится с их произведениями. Однако без риска невозможно достичь
ничего нового. Без нового же лишается смысла само существование искусства,
культура погружается в ситуацию застоя. Где, как не в искусстве новое впервые
может заявить о себе? Ведь территория музея, территория галереи - это
маркированная территория, специально ограждённая от остальных сегментов
культуры и общества (таких как школа, массовая культура или классика,
например).
В течение XX столетия мы пережили культурную катастрофу 1917 года, когда было
нарушено нормальное развитие российской культуры. Лишь в конце истекшего века
нам удалось избавиться от её последствий. Казалось, свободу творчества больше
не ограничивают ни партноменклатура, ни нормирование со стороны авторитарного
государства. И вот теперь, вместо того, что поддерживать и далее этот режим
свободной творческой конкуренции между разными направлениями современной
культуры, нам в очередной раз предлагают «ручное управление».
Можно констатировать только одно. Современное изобразительное искусство
является одним из немногих живых островков высокой, творчески свободной
культуры в сегодняшней России, ситуация в которой стремительно архаизируется,
воспроизводя реалии эпохи феодализма и сатирические образы Гоголя и
Салтыкова-Щедрина. Одним из тех, кто последовательно отстаивал свободу
творчества и интересы художника все эти годы в России, является мой давний друг
и соратник по многим арт-проектам Марат Гельман. Его просветительская
деятельность в различных регионах страны и, прежде всего, в Пермском крае
вызывает неприятие у тех представителей власти, которые ещё вчера в кожанках
НКВД отлавливали и казнили священников, а сегодня как по команде обернулись в
ревнителей православия и «традиционных ценностей». Не потому ли они так
ненавидят Гельмана, что его проекты несут луч света в тёмном царстве мракобесия?
Что фестивали и выставки, которые он организует, пробуждают независимое
мышление, способность анализировать реальность, всё подвергать сомнению,
искать, находить и удивляться новому? Именно таких людей боятся те, кто хотел
бы вернуть нас в эпоху феодализма, к крепостной зависимости от директив,
спускаемых сверху; те, кто хотел бы видеть вокруг себя (а желательно под собой)
не граждан, а безвольную толпу холуёв и холопов.
Если мы не хотим, чтобы мечты возродившихся деспотов осуществились, давайте поддержим
Марата Гельмана и в его лице настоящее и будущее современного российского
искусства.
Давайте вспомним, что цензоры-мракобесы всегда распинали тех, кто открыто
провозглашал «возлюби врага своего» или сажали в тюрьму тех, кто утверждал, что
«Земля вертится». …И она, несмотря на все их потуги, вертится.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.