В Перми состоится премьера спектакля по произведению Алексея Иванова

Поделиться

Театр-Театр 16, 17 и 18 мая представляет премьеру спектакля «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова.

Владимир Гурфинкель, директор Пермского академического Театра-Театра:

— «Географ глобус пропил» становится спектаклем, в котором герои и прототипы будут смотреть друг на друга. Это тот редкий случай, когда мы имеем дело с двойным узнаванием в искусстве. Условно говоря, зритель (и он же, по сути, герой) смотрит на артиста и узнаёт себя в нём. Но и у артиста возникают те же чувства. Этот момент двойного узнавания  — невероятное счастье для искусства и редкость для театра.

Для работы над спектаклем была приглашена Елена Невежина, ученица Петра Фоменко, имеющая солидный опыт постановки классики и современных текстов. Над текстом для сценической постановки романа работала пермский писатель и драматург Ксения Гашева. 

Ксения Гашева, автор инсценировки:

— Учитель географии Служкин — абсолютный герой нашего времени, это некий Гамлет 1990-х. Герой угадан очень точно, по своему мироощущению он немного умнее и сложнее своих реальных прототипов, тем не менее, это герой, который думает, выбирает, мучается. Для постановки нам необходимо было найти ёмкую метафору: важно, чтобы место и время в спектакле было узнаваемо на уровне ощущения. Для нас очень важно, что автор, действие этого романа и этого спектакля связано с нашим городом, нашим краем.

Тема любви к Пермскому краю, как центру земли — его рекам, древним капищам, его истории, заданная автором романа, по словам режиссёра, останется лейтмотивом и в сценической истории «Географа».

Елена Невежина, режиссёр спектакля «Географ глобус пропил»:

— Наша с драматургом задача  — создать собственную внятную историю, чтобы почувствовался объём романа, выпукло возникли характеры… Мы сосредоточились на некоторых персонажах из окружения Служкина: кого-то из героев пришлось объединить, за счёт второстепенных персонажей укрупнить наиболее важные в постановке характеры. Так, весь первый акт посвящен его взрослой жизни и тем, кто его окружает, а второй акт — школьникам и их походу. В итоге мы пришли к постановке, в которой нет маленьких ролей, получается довольно полифоническая история.

Нами придуман и некий иронический ход: все время на сцене у нас играет ВИА «Вечная молодость», мы вводим некоего персонажа из одноимённой песенки «ЧИЖа» про школьный ансамбль, который репетирует «в каморке, что за актовым залом». Эта музыка, родом из того времени, вступает в диалог с героями постановки, даёт ей ироническую подсветку, позволяет вести некий внутренний диалог на протяжении всего спектакля.  Это своеобразный лирический комментарий сегодняшнего дня, по отношению к тому, каким ты был когда-то, в эти 26 лет.

Фактура времени очень нам близка, но её трудно передать через предметное: только через атмосферу, музыкальное оформление, видео. Уловить и передать дух времени трудно: это не война и не тридцатые годы, а что-то довольно близкое. Это и не кино, где многое можно передать через натурализм, а театральное действо, имеющее игровую форму. Художественное решение несет очень важную нагрузку во втором акте, когда показывается поход Служкина с учениками, эта сцена связана и с главной темой Алексея Иванова  — с любовью к Пермскому краю и его истории.

Для меня важно, чтобы в пермском театре прозвучало что-то об этом городе. Когда передо мной возникла реальная Пермь, я поняла, что нужно ставить именно «Географа». Пермские жители воспринимают эту историю ещё более конкретно, но сам роман, имеет отнюдь не местное значение, он обо всём нашем поколении и про это время. Как раз сейчас мы можем воспринимать 1990-е годы с некоторой степенью отстранения, уже можно осмысленно рассказать о своей юности. Всегда нужна какая-то дистанция, чтобы чем-то поделиться.

По сообщению пресс-службы Пермского академического Театра-Театра

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться