Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Москвичи прохладно приняли пермские «Алые паруса»

Поделиться

Последним из пермских театров на фестивале «Золотая маска» в Москве выступил Театр-Театр с мюзиклом «Алые паруса». Спектакль шёл на сцене Малого театра при полном аншлаге. Были замечены многие VIP'ы, в том числе автор мюзикла Максим Дунаевский. Публика была настроена доброжелательно; долго и приветливо аплодировала.

Тем не менее, найти отклики на спектакль в московских СМИ можно лишь с большим трудом. Все главные газеты и информационные сайты его проигнорировали. Автор «Коммерсанта» Роман Должанский не упоминает о нём даже в общем обзоре провинциальных театров, прибывших на фестиваль, тогда как «конкурента» – тот же мюзикл Дунаевского, поставленный новосибирским «Глобусом», описывает довольно подробно.

Единственный автор, удостоивший пермский мюзикл детального разбора, – Марина Райкина в газете «Московский комсомолец», которая опубликовала статью с длинным названием «Номинированный на «Золотую маску» спектакль «Алые паруса» шокировал публику безвкусными сценами». Уже по названию видно, что критик от спектакля вовсе не в восторге.

«По воле режиссёра Бориса Мильграма пермские «Паруса» окрасились суровым багрянцем русского шансона в том числе и в борделе. Шансон в свою очередь буквально «опрокинул» стилистику музыки Максима Дунаевского и существенно поменял характер всей истории», – пишет Марина Райкина. Особенно её возмущает тот факт, что «сие творение рекомендовано к просмотру от шести лет».

Не впечатлили автора статьи артисты, точнее, их голоса: «Вряд ли стоит говорить отдельно об исполнителях – абсолютно все они существуют вне музыки Дунаевского. И потому, что не понимают этого стиля, и потому, что у них просто нет голосов. Их «субтоновое» пение тонет в оркестровых tutti, что может быть и к лучшему: в мюзикле с таким количеством отличной музыки (почти каждый номер – шлягер), тотальная безголосость крайне утомляет».

Сценография Виктора Шилькрота, которая нравится в Перми даже самым отъявленным критикам музыкальных спектаклей Театра-Театра, Мариной Райкиной тоже отмечается, как удача, но – очень сдержанно: «Бесспорно в лидерах может оказаться Шилькрот – его многочисленные реи, висящие на тонких тросах, заполняют всё пространство сцены и играют роль, кажется, всего на свете – моря, трактира, бушующего ветра, маяка, палубы корабля, а также всевозможных человеческих страстей. Имеет ли оно отношение к содержанию спектакля – большой вопрос. Но режиссёр явно навредил художнику: весь первый акт эффектная картинка с реями не меняется (даже при их подъёме на разную высоту и игре светом), отчего эффект утомляет и пропадает».

Режиссёрская трактовка – главный адресат претензий московского критика: «Режиссура Бориса Мильграма оставляет немало вопросов и по содержанию: например, что же случилось с матерью Ассоль (согласно режиссуре она канула в пучину)? Что это за персонаж, который, во втором акте возникший раз с арией в тюрьме, исчез и больше не появлялся? Наконец, почему у дам лёгкого поведения в борделе алые парики? Это имеет какое-то отношение к цвету романтических парусов? Верхом художественной мысли стала тряпка, вымоченная якобы в вине и вдохновившая капитана Грея на установку алого паруса». Вышеозначенная «тряпка» вызвала у Марины Райкиной самые неаппетитные ассоциации.

Пермская публика в большинстве своём с этим критическим разбором вряд ли согласится: «Алые паруса» в Театре-Театре Пермь приняла и даже полюбила. Однако это далеко не первый случай, когда успешный в Перми спектакль, приезжая на «Золотую маску», превращается в свою противоположность. Самый яркий пример – «Кармен» Бизе в постановке Георгия Исаакяна, которую центральные СМИ обвиняли ровно в том же – в безвкусии и физиологичности.

Лидером по критическим откликам среди всех спектаклей «Золотой маски» в настоящий момент является «Вещь Штифтера» знаменитого немецкого режиссёра-композитора Хайнера Геббельса, показанная в рамках специальной программы «Легендарные спектакли и имена». Но этот спектакль – гостевой. На премию не претендует.

Лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» будут названы 16 апреля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться