Мария Сыропятова


«Транспортная реформа поехала с большими убытками»

Депутаты и мэрия вновь схлестнулись по вопросу учёта пассажиропотока в пермском общественном транспорте

Поделиться
проездной агпк

  Константин Долгановский

Комитет по экономическому развитию Пермской городской думы 20 октября рекомендовал не принимать на пленарном заседании решение о продлении срока на внедрение автоматизированной системы пассажиропотока (АСУП) в городском общественном транспорте. Депутаты проголосовали за это решение единогласно.

Администрация предложила «сменить формулировку»: отказаться от упоминания АСУП, заменив её в тексте на «оборудование датчиками». А также ввести в текст подробный график обеспечения автобусов и трамваев необходимыми устройствами: до 1 января 2021 года обеспечить ими 48% городского общественного транспорта, до 1 апреля 2021 года довести их число до 80%, к 1 января 2022 года — до 87%, а к концу 2022 года — до 100%.

Депутат Александр Филиппов обвинил чиновников мэрии в намеренном нежелании исполнять поручение думы. «Происходит подмена понятий, — охарактеризовал ситуацию Александр Филиппов. — Более пяти лет действует поручение внедрить АСУП как основной элемент подсчёта пассажиропотока. Никто не мешал вводить это требование в контракты. Непонятно, почему нужно давать ещё два года на исполнение поручения».

Депутат Денис Ушаков напомнил о том, что гордума принимала решение о начале транспортной реформы в 2019 году после заявления замглавы Перми Людмилы Гаджиевой о том, что АСУП уже внедрена в пермских автобусах и трамваях. «Под АСУП тогда понимался учёт пассажиропотока через единую систему оплаты проезда, — отвечала Людмила Гаджиева. — До начала 2019 года пассажиры в транспорте электронным образом вообще не учитывались. Система учёта оплаты проезда внедрена и работает. Поэтому мы знаем, сколько пассажиров оплачивают проезд в разрезе каждого транспортного средства».

По словам Людмилы Гаджиевой, в мэрии готовы установить на транспорт датчики входа-выхода. Но, по её словам, это может увеличить цену контрактов, поскольку оборудование одного автобуса такой системой может обойтись в 200 тыс. руб., а трамвая — в 300 тыс. руб.

Филиппов не согласился с этой оценкой. «Оборудование и его установка стоят на порядок меньше, — ответил он. — Но, конечно, если учтены интересы «эффективных менеджеров», то тогда это может и полмиллиона стоить, и миллион».

Он также рассказал, что после внедрения АСУП на городском транспорте в других городах выручка по каждому предприятию повышалась от 4% до 7%.

На вопросы депутатов начальник департамента транспорта Анатолий Путин ответил, что требования по установке датчиков связаны со сроками заключения контрактов. «При заключении новых пятилетних контрактов в них есть требование о 100%-м оборудовании датчиками, — отметил Анатолий Путин. — При заключении трёхлетних оно составляет 30%, а на полугодовых оно отсутствует».

Был задан вопрос и о низком числе оборудованных АСУП трамваев и автобусов в МУП «Пермгорэлектротранс». На это Анатолий Путин ответил, что все трамваи в Перми будут оборудованы датчиками до мая 2021 года. На новых автобусах эти системы уже стоят, а на оставшиеся пять будет дооборудование в ближайшее время.

Он также пытался объяснить, что АСУП не обязательно установить в каждом автобусе для того, чтобы оценить пассажиропоток. 

«Датчики — это механизм подсчёта пассажиров, и как любое оборудование, имеет свою погрешность, — пытался разрешить ситуацию Анатолий Путин. — В контрактах она заложена в пределах 7%. Расхождение в сутки на одной машине может достигать сотни человек. «Например, вошли 300, а вышли 400», — пояснил он. По его мнению, АСУП — это один из источников данных, которые можно вкладывать в расчёт тарифа или результаты мониторинга пассажиропотока.

Денис Ушаков выразил беспокойство потенциальными убытками для городского бюджета. «Транспортная реформа поехала с большими убытками, — отметил Денис Ушаков. — Результат мы увидим в марте 2021 года, когда будет приниматься бюджет. Тогда и увидим, сколько недособрали и сколько средств будем вынуждены потратить на транспортную отрасль».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться