Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Торгово-промышленная палата одобрила не более 7% обращений предпринимателей о форс-мажоре из-за COVID-19

Поделиться

После начала пандемии коронавируса в адрес Пермской торгово-промышленной палаты (ТПП) поступило 833 запроса от предпринимателей о выдаче сертификата в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажоре), но лишь 32 из них были удовлетворены. Об этом сообщил юрисконсульт Пермской ТПП Владимир Халдеев во время круглого стола по теме ««Международное сотрудничество в период пандемии и после неё».

По его словам, положительные заключения получают лишь 5—7% обращений. Основная причина отказов в том, что они попадают под исключения.

«Например, в качестве доводов приводятся отсутствие денег, товара, действия третьих сил, — пояснил Владимир Халдеев. — Такие случаи не могут подпадать под ситуацию, когда ТПП может выдать документ, позволяющий предпринимателю юридически обосновать, что пострадал непосредственно от ситуации с коронавирусом.

При этом 20% обращений поступает от, скажем так, недобросовестных лиц», — отметил эксперт.

Напомним, юридически доказать форс-мажор, повлёкший срыв контракта из-за рубежа, можно лишь приложив к договору двух сторон сертификат о форс-мажоре. Он выдаётся в федеральной ТПП в Москве. При этом обязательным условием его получения является копия нормативного акта того государства, из-за ограничительных мер в котором доставка сорвана. Но и это ещё не всё: акт должен быть на языке оригинала, затем должен быть его нотариально заверенный перевод на русский язык.

Что касается внутренних перевозок, то местные ТПП выдают свидетельство о форс-мажоре как приложение к внутрироссийскому контракту. В качестве документов необходимо приложить местный акт, который привёл к срыву поставок. Например, в Пермском крае таковым может быть указ врио губернатора №18 от 19 марта 2020 года «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».

Представители бизнеса отметили, что, несмотря на общемировую ситуацию, перевозка грузов по Европе и Азии всё это время осуществлялась, пусть и не в «докоронавирусном» объёме.

Границы большинства стран для грузоперевозок открыты, хотя не на всех пропускных пунктах.

Руководитель филиала ООО «ТРАСКО» в Перми Денис Кива отметил, что больше всего пострадал способ авиадоставки грузов, так как большинство рейсов по-прежнему отменено. Меньше страдает сфера грузовых автоперевозок и морских перевозок.

Проблемы с автомобильным грузооборотом отмечены в двух случаях — с Туркменистаном и Китаем.

Туркменистан пока так и не открыл границы для иностранцев, поэтому транспортным компаниям приходится либо не отправлять фуры через это государство, либо необходимо менять экипаж на местный.

Китай же 17 апреля сильно ограничил движение с Россией в Маньчжурии — до 30 автомобилей в сутки. А с 4 мая разрешил транспортировать лишь медицинские средства и плодоовощную продукцию.

Региональный представитель ТПП РФ в Восточной Азии Павел Кудрявцев пояснил, что эти ограничения связаны с тем, что «месяц назад через у 30% перешедших пропускной пункт со стороны России был зафиксирован коронавирус». Поэтому резкие ограничения «связаны с опасением» Китая завоза новых случаев вируса извне.

При этом в последнее время наблюдается послабление режима в грузоперевозках, например, с Италией и Турцией.

В то же время большой популярностью пользуется морская грузоперевозка. По словам Дениса Кивы, контейнеры забронированы на месяцы вперёд.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться