Наталья Тимофеева

Наталья Тимофеева

журналист

Школа с отличием

Как в Прикамье учатся школьники: от полки с тетрадями в магазине до видеоконференции с учителем

Поделиться
обучение

Фото: gazeta.a42.ru

С 6 апреля школы Пермского края перешли на удалённое обучение в условиях режима домашней самоизоляции. По информации краевого министерства образования, удалённое обучение организовали все 100% школ в Пермском крае и определились с набором используемых сервисов и платформ. При этом способы организации дистанционного обучения в разных школах и муниципалитетах могут кардинально отличаться в зависимости от технических возможностей учителей и учеников. Кроме того, после перехода на дистанционное обучение и введения режима самоизоляции многие родители стали помогать детям с уроками и убедились в несовершенстве выбранных образовательных платформ.

Техника есть?

На Совете глав муниципалитетов министр образования Пермского края Раиса Кассина сообщила, что в крае только около 70% семей имеют возможности для организации дистанционного образования своих детей. Это значит, что у них есть компьютер и интернет, которые позволяют организовать дистанционное образование. Ещё у 24% семей либо неустойчивый доступ к интернету, либо есть только смартфон, либо есть компьютер, но с устаревшим программным обеспечением. Вообще не имеют возможности организовать дистанционное обучение около 7% населения Пермского края.

Как сообщили «Новому компаньону» в министерстве образования, до начала режима самоизоляции образовательным учреждениям разрешили в случае необходимости выдать учителям школьную компьютерную технику. Также на период удалённого обучения школы могут передать во временное пользование компьютеры наиболее нуждающимся в них школьникам, в частности, ученикам выпускных классов.

В минобразования также пояснили, что в случае, если дома один компьютер, а детей несколько, то расписание уроков школой выстраивается так, чтобы была возможность выходить в онлайн по очереди либо смотреть уроки в записи. Если дома нет компьютера, но есть смартфон, то для обучения используются возможности программ, установленных в смартфоне. В семьях, где нет компьютера и смартфона, но есть стационарный телефон или мобильный телефон без интернета, занятия проводятся с использованием телефонной связи и SMS.

При этом в Прикамье есть семьи, у которых дома нет ничего из средств связи. По информации министерства образования, в этом случае в отдалённых территориях края на информационном стенде в аптеке или продовольственном магазине вывешивают задания, а для приёма домашних работ обустраивают специальную полку. Такой способ используется, например, в Чердынском городском округе (школа в посёлке Курган). А в Карагайском районе в школу в деревне Прокино выезжает мобильная бригада из двух-трёх человек (соцпедагог и классные руководители). С соблюдением всех защитных мер они выдают детям задания, забирают выполненные, а также передают ответы педагогов на вопросы учеников.

Программа на выбор

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает модель удалённого обучения исходя из возможностей учителей и семей школьников. В результате, по данным минобра, чаще всего школы выбирают не одну конкретную модель, а сразу несколько.

Например, часть учебных занятий проводится в режиме онлайн с применением цифровых коммуникационных платформ (чаще всего используют Google Класс, ZOOM, Скайп, систему Вебинар, Мираполис и др.);

Некоторые учителя выбирают обучение посредством общероссийских цифровых образовательных ресурсов. В Прикамье наиболее часто используются такие ресурсы, как «Российская электронная школа», «Просвещение», МЭШ, «Учи.ру», «Яндекс.Учебник» и «Яндекс.Класс», «Фоксфорд» и «Сдам ГИА». Отметим, что учителям и школам запрещено использовать для дистанционного обучения платные или частично платные ресурсы.

Кто-то проводит обучение с помощью социальной сети «ВКонтакте» и различных мессенджеров. Также информация для обучения выкладывается в информационных образовательных системах Пермского края (региональная система электронных дневников и журналов и «ЭПОС.Школа»), на сайте образовательного учреждения либо отправляется на электронную почту.

В министерстве образования отмечают, что в начале прошлой недели были трудности с «подвисанием» сайтов, но сейчас эти проблемы решены.

Мнение родителей

Опрошенные «Новым компаньоном» родители школьников сообщили, что тоже поначалу столкнулись с проблемами, возникающими при организации дистанционного обучения.

Отец первоклассницы, сотрудник пермской IT-компании Леонид Ратанов рассказал, что накануне 6 апреля в родительский чат классный руководитель отправил ссылку на конференцию в системе «Видеомост». Но там всё «ужасно тормозило и подвисало», поэтому второй урок решили провести на портале «Учи.Ру». Однако сервис «лежал», и к уроку удалось присоединится только трём ученикам из 25.

Проблему помогла решить программа ZOOM, которую ежедневно используют сотрудники пермских IT-компаний в своей работе. «В тот же день созвонился с классным руководителем — так сложилось, что это моя первая учительница, — и предложил использовать платформу ZOOM. Объяснил ей «фишки» этой платформы и подсказал, как можно организовать урок, например, управлять микрофонами учеников, «поднимать» виртуальную руку и т. д. Пока сбоев не было. Также делаем запись уроков для тех, кто по каким-либо причинам не смог подключиться, и выкладываем их вместе с дидактическими материалами и домашним заданием», — рассказал Леонид Ратанов. Также он отметил, что бесплатные видеоконференции в ZOOM имеют ограничение по времени в 40 минут, но этого для урока хватает.

По словам Леонида Ратанова, учительница благодарит за помощь, а некоторые родители одноклассников дочери пишут и просят помочь, когда испытывают проблемы с подключением.

Что касается учебного настроя, то, по словам родителей школьников, детям тяжело учиться в непривычных домашних условиях. Ребенок думает, что раз он дома, то «на отдыхе», и ему сложно себя заставить выполнять домашнее задание. Особенно было тяжело морально перестроиться после трёхнедельных каникул. «Непосредственно с самими онлайн-уроками проблем нет. Видно, что дочь с радостью каждый день в 10:00 садится за ноутбук. Но с домашним заданием посложнее — приходится мотивировать мультфильмами, доступом к гаджетам и т. д.», — отметил Леонид Ратанов.

Мать третьеклассника Дарья Ефимова (имя и фамилия изменены) сообщила, что в её случае обучение ведётся только в «Google Класс». Но там нет живого общения с учителем — школьник смотрит видеоурок с Youtube. При этом многие видеоролики плохо загружаются, так как не хватает скорости интернета. В итоге, чтобы просмотреть видеоролик, раньше приходилось открывать «Google Класс» поздно ночью.

По словам Дарьи Ефимовой, ребёнок не привык к обучению в таком формате. Кому-то достаточно посмотреть видеоурок, чтобы понять тему, а кому-то — нет, и им нужно дополнительно объяснять материал. В результате на выполнение заданий уходит очень много времени. «И сейчас часть заданий я делаю за него сама, чтобы как-то ускорить этот процесс», — отметила мама третьеклассника.

Также проблемы вызывает недостаток навыков работы с выбранной образовательной системой.

«В понедельник мы сидели с 9:00 до 16:30 и делали задания, потому что мы не знаем, как работать в этих программах. Конечно, есть схема пользования этой программой, но не каждый её поймёт. Я разобралась, но кое-как — мы же старое поколение. Хотя даже и молодые не всегда хорошо разбираются в компьютерах», — пояснила Дарья Ефимова.

При этом она добавила, что сейчас на выполнение заданий тратится чуть меньше времени, чем неделю назад, так как у неё появился навык прикреплять выполненные задания в систему.

Также Дарья Ефимова отметила, что ей жалко учителей, которым в связи с переходом на дистанционное обучение срочно пришлось осваивать незнакомые программы.

«Учительница не виновата, что выбрала Google Класс. Сначала надо было хотя бы обучить педагогов, а то они тоже, бедные, «тыкаются». А знаете, сколько отчётов им надо сдавать? Знакомая учительница жалуется, что не успеет она занятие провести, как прилетает оповещение, что нужно сдать кучу отчётов — сколько учеников посетило урок, какие оценки она поставила, кто выполнил задание, а кто нет», — рассказала она.

При этом, по словам Дарьи Ефимовой, проблемы возникают даже при использовании ZOOM. Если скорости интернета не хватает, когда учитель начинает что-то объяснять, картинка «зависает», и часть лекции учителя просто пропадает. Кроме того, сразу после урока в ZOOM ребёнку дают задание, которое он должен выполнить и отправить до 17:00. «Некоторым этого времени не хватает, чтобы понять материал и выполнить домашнюю работу. Но ведь не у всех родители дома сидят, некоторые предприятия ведь работают», — отметила мать школьника.

Также не у всех семей есть нужное количество компьютеров или ноутбуков. «У нас проблем с ноутбуком нет. Но где-то, где детей двое и больше, и всего один ноутбук или компьютер, приходится делать всё по очереди. А у некоторых и этого нет, и им приходится учиться с телефона, что вообще крайне неудобно», — заявила Дарья Ефимова.

Леонид Ратанов отметил, что сейчас из-за дистанционного обучения дочери и удалённой работы их квартира больше похожа на офис: в гостиной рабочий стационарный компьютер жены, который она привезла с работы, в детской — рабочий стол с ноутбуком дочери, и ещё один ноутбук — в спальне. На прошлой неделе, когда у дочери ещё не было собственного ноутбука, приходилось делить один на двоих: с утра до обеда ноутбуком пользуется первоклассница, а после обеда и до вечера — отец (ему пришлось немного подкорректировать свой рабочий график, «благо, профессия позволяет»).

«Все, с кем я разговаривала, мечтают, чтобы невыпускные классы ушли раньше на каникулы. Все говорят: «Пускай бы уже отправили детей на каникулы и не мучили ни детей, ни родителей, ни себя». Поэтому очень плохо, что в Пермском крае решили иначе», — отметила Дарья Ефимова.

Мама шестиклассницы Тамара Климова рассказывает, что дочь в целом рада переходу на дистанционное обучение. Но лишь потому, что теперь учеба занимается намного меньше времени: 

«Уроки идут, в среднем, 30 минут, некоторые учителя просто за пять минут дают задания и всё. При этом, если раньше в школе было 6-7 уроков, то сейчас 1-2. Дети расслабились, ничего толком не делают. При этом им дают странные задания — например, учительница по труду сказала сшить фартук. Ну какой фартук? Из чего его шить? Из простыни? Это же надо делать выкройки, снимать мерки. К чему это сейчас? Лучше бы тогда шили маски».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться