«Нет такой модели управления городом, которая бы, как волшебный ключик, открыла дверь к муниципальному счастью»

Поделиться

В Пермской городской думе 12 марта состоялся «круглый стол», участники которого обсудили внесение поправок в Устав Перми. Главной темой обсуждения стал вопрос о возвращении всенародных выборов мэра. Предваряя дискуссию, глава Перми Игорь Сапко заявил, что прямые выборы первого лица города, на его взгляд, «наиболее оптимальная модель».

Начальник управления экспертизы и аналитики гордумы Лев Гершанок напомнил, что федеральным законодательством предусмотрены три модели управления городом. Две из них основываются на прямых выборах мэра, который по итогам всенародного голосования возглавляет либо исполнительный орган местного самоуправления - администрацию, либо законодательный - городскую думу. Третья, действующая сегодня в Перми модель, чётко разводит функционал ветвей власти: глава города избирается из состава депутатов гордумы и возглавляет этот орган, а назначаемый по конкурсу сити-менеджер (глава администрации), реализует в рамках городского хозяйства ту идеологию, которую определили парламентарии.

Заведующий кафедрой государственного управления и истории ПНИПУ Виктор Мохов в начале своего выступления обратил внимание на историю пермского устава. «С момента принятия действующего Устава Перми только в три его статьи не были внесены изменения. За последние 20 лет мы присутствуем при третьей радикальной перекройке структур органов управления городом. У нас есть бесценный опыт - мы испробовали все три возможные модели. Впору воспользоваться этой ситуацией и выработать устав, который хотя бы лет 10 не будет радикально меняться», - отметил учёный.

Мохов также обратил внимание, что все три модели легитимны как с правовой точки зрения, так и с точки зрения соблюдения демократических принципов. При этом, по его словам, не существует ни одной модели, «которую можно было бы считать идеальной, которая бы, как волшебный ключик, открыла дверь к муниципальному счастью». «Везде будут издержки, которые повлекут политические последствия и через какое- то время заставят задуматься – может, в очередной раз изменить модель? У каждой из них есть свои плюсы и свои минусы», - полагает эксперт.

Политолог Олег Подвинцев напомнил, что два года назад Игорь Сапко и Лев Гершанок обосновывали необходимость отказа от прямых выборов. «Тогда самый сильный аргумент был в том, что избрание мэра из числа депутатов гордумы якобы должно повысить статус депутатов и привлечь внимание избирателей к выборам гордумы. Но этого не произошло - явка на выборах в 2011 году была даже ниже. У избирателей были все основания считать, что от них мало что зависит, и решение об избрании мэра будут принимать даже не депутаты, а оно уже принято где- то в другом месте», - напомнил политолог.

По мнению Подвинцева, мало вернуть прямые выборы, надо обеспечить политическую конкуренцию на выборах. Кроме того, он обратил внимание, что речь должна идти не о нескольких поправках, а о новой редакции устава.

Этот тезис разделяет и директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая: «Не надо постоянно перекраивать устав, который уже как лоскутное одеяло. Нужно грамотно сделать новый - город заслужил устав третьего тысячелетия». При этом, по мнению Маковецкой, отказ от модели сити-менеджера требует серьёзных аргументов.

«Муниципальное управление усложнилось. Это профессиональная сфера деятельности. Глава города будет занят серьёзными политическими проблемами, а это отличается от полномочий городского управляющего», - отметила Маковецкая. Она также заявила, что необходимо задуматься не только о прямых выборах главы города, но и председателя Контрольно-счётной палаты.

Гражданский активист Михаил Касимов предложил увеличить число округов до 80, чтобы один депутат гордумы представлял интересы 8-9 тыс. избирателей, и увеличить число районов в городе, чтобы ввести принцип шаговой доступности власти.

Эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев напомнил, что два года назад судился с Пермской городской думой в связи с её решением об отмене всенародных выборов. «Политическая ситуация опять может измениться. Может, со временем не будет политических сил, которые будут настаивать на возврате выборов. Важно, чтобы реформа способствовала вовлечению граждан в местное самоуправление. Только граждане могут быть гарантией», - отметил правозащитник.

Аверкиев полагает, что «людям нужен один нормальный начальник в городе, избранный всенародно». По его словам, в странах с неразвитой демократией обычно избирается один главный человек. «Сити-менеджер для нашей неразвитой демократии - слишком изысканно», - считает Аверкиев. При этом он согласился с другими участниками «круглого стола», что просто возврат к прямым выборам не решит всех проблем местного самоуправления в связи, с чем нужна новая редакция городского устава.

Примечательно, что из присутствовавших на «круглом столе» депутатов Пермской городской думы помимо Игоря Сапко высказался только коммунист Андрей Солодников, который заявил, что «даже прямые выборы мэра могут быть нелегитимными».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться