Больше чем театр

На фестивале Perm Street Fest путь от искусства до власти занял 955 метров и почти полтора часа. Фоторепортаж

Поделиться
канат 1
Фото: Константин Долгановский

«Спектакль состоится в любую погоду» — так назывался материал «Нового компаньона» о фестивале уличных театров Perm Street Fest 2017 года. Тот фестиваль останется в истории пермской культурной жизни навсегда: погода действительно была экстремальная, а программа события состояла из одних шедевров.

Нынче немного не те расклады: программа фестиваля 2019 года попроще, без больших сюжетных спектаклей, с уклоном в музыку и анимацию, и заняла не два дня, а всего один… Но слоган остаётся актуальным: все участники готовы были исполнять сложнейшие трюки в любую погоду.

На протяжении всей субботы, 10 августа, площадь перед Театром-Театром заполняли в основном родители с детьми; впрочем, и публика почтенного возраста пришла посмотреть на искусство музыкантов, играющих на необычных музыкальных инструментах — таких как вибрафон, терменвокс или «стеклянная арфа», состоящая из множества бокалов.

Исполнители были столь же примечательны: так, на терменвоксе играл правнук изобретателя этого инструмента Пётр Термен. Пётр — профессиональный музыкант и прекрасный рассказчик. Жаль, что его вдохновенную лекцию о сложной жизни Льва Термена и об особенностях его музыкального инструмента слышали только журналисты.

Самая большая толпа собралась вокруг площадки с табличкой «Театр кукол быстрого реагирования» (Санкт-Петербург), где музыкант-мультиинструменталист, он же кукольник Владимир Нахимов одновременно играл на мандолине, свирели, бубенчиках и управлял марионеткой — своим маленьким двойником, который тоже играл на мандолине. Артист собрал вокруг себя целый шумовой оркестрик, раздав детям-зрителям всевозможные трещотки и звенелки, и малышня радостно брякала в такт музыке.

За виртуоза-балалаечника Георгия Нефедова было даже несколько обидно: он действительно выдающийся исполнитель, но с такой конкуренцией слушателей у него было немного.

На площади работала целая армия аниматоров в причудливых костюмах, которые бесконечно фотографировались со зрителями. Социальные сети Перми в этот день были весьма красочны.

Особо примечательной фестивальной площадкой была тонкая стропа, натянутая на высоте сантиметров 30 над землёй, устеленной для безопасности мягкими матами. Здесь канатоходцы давали мастер-классы для детей, а заодно готовили публику к главной теме фестиваля: в 19.45 канатоходец Фреди Кюне из Германии начал путь от крыши Театра-Театра до крыши здания Законодательного собрания.

Посмотреть на смертельный проход от «искусства» к «власти» на высоте 40 м над землёй собралась огромная толпа, которая кричала и аплодировала, когда Фреди на стропе делал шпагаты, танцевал макарену и соскальзывал вниз, повисая на страховочном тросе. Именно эти трюки помешали засчитать прохождение дистанции в 955 м официальным рекордом, хотя это самая длинная дистанция для слэклайна, как официально называется стропа, в городских условиях.

Путь по канату над всей городской эспланадой занял почти полтора часа. Перед финальным шагом Фреди замер с раскинутыми в стороны руками, как Христос в Рио-де-Жанейро, точно между двумя флагами на крыше Законодательного собрания. Когда спортсмен спустился на землю, он едва мог говорить от усталости и только просил воды.

Организатор программы Perm Street Fest режиссёр Владимир Гурфинкель гордится выступлением Фреди, словно сам прошёл по канату. По словам режиссёра, Фреди — артист из числа тех, о ком циркачи говорят «родился в опилках». Он может даже уснуть на стропе, и чуткий вестибулярный аппарат разбудит его, если он начнёт терять равновесие.

Трюк Фреди Кюне был кульминацией фестиваля, но до финала было ещё далеко. Едва стемнело, около нового фонтана начался спектакль Flower театра Fireter. «Файерщики» из Болгарии напомнили зрителям о знаменитых болгарских розах: спектакль начался с небольшого парада вокруг площади, где всем зрителям давали смочить руки в розовом масле и вдохнуть его аромат. Артисты Fireter — блестящие эксцентрики и настоящие мастера-ходулисты, а вот огонь в их небольшом спектакле оказался лишь одним из элементов, а не главным чудом. К тому же увидеть это шоу было крайне сложно: площадку для выступления огородили небольшую, а толпа собралась огромная.

Зато финальное выступление фестиваля — спектакль The Giant итальянской труппы il Posto — смогли без всяких проблем увидеть все желающие: обзор бокового фасада здания Законодательного собрания был отличный! Пятеро акробатов не просто кувыркались и прыгали на высоте седьмого и восьмого этажей, но и по-настоящему танцевали под живую музыку. Хореографический спектакль рассказывал о людях, которые не хотят ходить по земле: им нужен полёт. Не случайно в видеоряде, который транслировался во время спектакля на стену здания, проскользнули имена великих пермяков Василия Татищева и Сергея Дягилева: итальянские артисты говорили о тех, кто сумел преодолеть земное притяжение, — во всех смыслах.

Собственно, об этом был весь фестиваль.


Поделиться