Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Пермские перевозчики: «Повысить тариф необходимо было три года назад»

Главная идея департамента дорог и транспорта — сделать его дифференцированным

Поделиться
автобус Волгобас

  Константин Долгановский

В горадминистрации Перми 18 июля состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке тарифного меню. Главная идея департамента дорог и транспорта — сделать его дифференцированным.

По словам начальника департамента дорог и транспорта Анатолия Путина, повышение цен — необходимая мера: в Перми уже четыре года цена проезда не повышалась. Плюс, пермский тариф является одним из самых низких в стране, и если пять лет назад он был актуален, то сейчас уже экономически никак не обоснован. Горожанам будут предложены варианты тарифных планов, которые позволят разным категориям людей выбирать именно тот тариф, который удобен им, исходя из частоты поездок.

Для сравнения: в Казани цена проезда составляет 27 руб., в Самаре и Нижнем Новгороде — 28 руб.

С февраля рабочая группа изучала опыт других городов с учётом роста цен на топливо. В ответ на это горадминистрация предлагает более дифференцированную систему оплаты, в том числе с возможностью оплатить безналично. Причём на это и будет делаться ставка.

Предварительный расчёт показал, что в идеале стоимость одной поездки должна составить в 2020 году по наличной оплате до 28 руб, по безналичному — до 24 руб.

Как уточнила заместитель главы горадминистрации Людмила Гаджиева, к 2020 году планируется, что соотношение наличной и безналичной оплаты будет 60% на 40%, далее упор будет сделан на второй способ: в 2021 году — уже 40% на 60%, в 2022-м — 20% на 80%. При этом у пассажиров будет возможность широкого выбора проездных билетов с разным способом использования.

При этом отметим, что сама отрасль останется полностью подконтрольной городским властям, — мэрия изучила опыт и тех городов, где общественный транспорт полностью отдан на откуп частных перевозчикам. К слову, подобная ситуация в Краснодаре привела уже к двум неконтролируемым повышениям цен за проезд, и это только за этот год: сначала — до 24 руб., а теперь — до 28 руб.

На повышении тарифов ради улучшения качества обслуживания настаивают и пермские перевозчики. По их мнению, такая необходимость назрела ещё три года назад. Однако всё это время городские власти сдерживали повышение тарифа в ущерб отрасли.

Михаил Ухватов, частный перевозчик:

— Необходимость повышения тарифа за проезд назрела давно. Тарифное меню должно включать различные продукты. На мой взгляд, оплата проезда должна быть дифференцированной: при приобретении большего числа поездок стоимость должна снижаться.

С ним согласен и перевозчик Валерий Ротманов:

— На сегодняшний день отрасль находится в критическом состоянии. Мы обращались в суд с требованием увеличения стоимости проезда. Особо остро эта проблема ощущается в отдалённых районах — Кировском и Орджоникидзевском. Я придерживаюсь мнения, что индексация должна происходить ежегодно, потому что в противном случае это не работа, а спонсирование отрасли.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов также считает, что повышение тарифа — объективная необходимость:

— Стоимость проезда на общественном транспорте в любом городе определяется объективными параметрами — эффективность использования подвижного состава (средняя наполняемость) и средняя длина поездки. Так, средняя длина полноценной поездки на общественном транспорте в Перми одна из самых высоких среди крупных городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Она составляет 7,2 км за одну поездку. Эффективность работы одной единицы подвижного состава в Перми высокая, это позволяло держать стоимость проезда на самом низком уровне среди крупнейших городов.

При этом эксперт отмечает: с января этого года произошло увеличение стоимости проезда во многих крупных российских городах, в том числе у соседей — в Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, Волгограде, Омске и т. д. Всё это — с учётом того, что средняя длина одной поездки существенно ниже, чем в Перми.

Тем не менее депутаты — члены рабочей группы пока просят повременить с изменениями и детальнее обсудить с экспертами экономические обоснования. По крайней мере, до конца действия транспортного эксперимента, запущенного 1 мая. Его итоги должны быть подведены, предварительно, 31 августа. Запуск нового тарифного меню планируется в 2020 году.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться