Эркен Кагаров: Потому что у нас решения принимаются большинством, а не экспертами

Поделиться

Бывший художественный руководитель Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) а ныне арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров прочёл в Орле лекцию о пермском дизайне. Текст лекции публикует портал «Око-фото».

По словам Кагарова, Пермь – «город сложный». Это, по его словам, связано с большим количеством бывших заключённых, промышленным производством и миграцией молодёжи.

«В общем, не было никаких предпосылок объявлять Пермь культурной столицей», - подчёркивает Кагаров. При этом, по его словам, в истории были примеры, когда дизайн играл роль в подъёме территории, «когда культура, искусство и дизайн смогли очень сильно повлиять на экономику».

Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева:

— После Второй мировой войны подъём итальянской экономики был во многом связан с развитием дизайна. Известен и пример Бильбао, в котором был построен музей современного искусства, после чего город стал культурной достопримечательностью. До этого там ничего особо интересного не было, и из туристов никто не ездил. Но в России таких примеров, вроде бы, не было.

У брендинга территории три цели: инвестиции, туризм и лояльность жителей, которые ощущают, что живут в том месте, которое хвалит брендинг; ощущают, что оно — круто и известно, и не забытая всеми дыра.

В 2008-2009 годах новый министр культуры края Борис Мильграм, тогдашний губернатор Олег Чиркунов, галерист Марат Гельман с подачи бизнесмена Сергея Гордеева провозгласили курс на модернизацию — но за счёт культуры. Это уникальный случай, и заявление казалось фантастическим.

По большому счету, ставка была сделана на появление новых производств, ориентированных на постиндустриальную экономику — это могло произойти благодаря изменению культурной жизни и облика.

В то же время была разработана программа «Пермь — культурная столица Европы-2016».

Как поясняет Кагаров, «если бы не сменилось областное руководство, была вероятность, что хотя бы к 2026 году Пермь могла стать культурной столицей Европы».

Эркен Кагаров:

— Пермь — первый город в России, получивший собственный логотип одновременно с заявлением «Пермского культурного проекта», Артемий Лебедев создал логотип — красную букву П. «Но при чем тут мы?», — говорили на это пермяки. Логотип подходит для города — центра современной культуры. Он прост, как «Чёрный квадрат», оторван от привычки изображать древности — он устремлён не в прошлое, а в будущее.

Сегодня требуется вкладывать деньги не в технику, а в человеческий ресурс — вот для этого и нужна культура, важен дизайн, потому что человек не может жить в некрасивом пространстве и создавать красивые продукты, которые во всём мире захотят покупать.

После логотипа Перми был разработан шрифт Permian, который можно было скачать бесплатно.

Эркен Кагаров:

— Он бесплатный, и любой человек или организация могут использовать его для создания любой продукции. Это важно, потому что сложно придумать стиль, а потом сказать: «Шрифты ищите сами». Естественно, никто не будет их покупать. Сейчас, когда «Пермский проект» перестал так активно развиваться, исчез административный ресурс, большинство компаний его активно используют. Есть даже газеты и журналы, печатаемые «Пермианом». Мало того, что появляется опредёленный стиль — городская среда становится более качественной — не используются плохие шрифты.

Далее, по словам Кагарова, был сделан следующий шаг — создание носителей для государственной коммуникации. Сначала визитную карточку от Артемия Лебедева получил тогдашний губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Позже был создан фирменный стиль правительства Пермского края — бланки, визитные карточки, все коммуникации.

Эркен Кагаров:

— После оказалось, что до нашей работы даже не существовало качественного общедоступного изображения пермского герба — а теперь оно появилось.

У нас мало кто занимается дизайном общественных пространств, только частные компании. А государственные учреждения даже при хорошем бюджетировании унылы и нелепы.

По заказу правительства Пермского края Пермский центр развития дизайна, две пермские дизайнерские компании и Дмитрий Меркушев разработали фирменный стиль, систему внешней и внутренней навигации, а также интерьер Пермского краевого перинатального центра. Этот центр, как и десятки аналогичных центров по всей стране, возведен в рамках федеральной программы, но он - единственный, в котором в работе приняли участие профессиональные дизайнеры. В итоге здесь собраны в одном месте и хорошее оборудование, и позитивная среда.

Не преминул Кагаров рассказать и про дизайнерские остановки общественного транспорта. По его словам, остановка с рисунком уменьшает количество актов вандализма на окружающей территории в разы.

Эркен Кагаров:

— Помимо удобства, обновлённые остановки могли бы стать туристической достопримечательностью. Для сбора работ была объявлена арт-программа «П-остановка». Указатели на фризах остановочных павильонов включают, помимо названия остановки, транскрипцию на латинице, направления (к центру/от центра). Слово «центр» не транслитерируется, а переводится на английский. При движении в центр рядом со стрелкой рисуется мишень. Городская навигация в нашей стране присутствует только на уровне решений 1940-1950-х годов. Люди понимают, что на доме должна висеть табличка с номером и названием улицы, а на автобусе должен быть крупный номер. На этом всё понимание проблем навигации завершается.

Пермский центр развития дизайна и Студия Артемия Лебедева разработали принципы городской и пешеходной навигации — указатели, таблички на домах. Для старых узких домов были сделаны узкие вертикальные варианты, для современных и длинных — вытянутые. Во всех носителях городской транспортной навигационной системы используется шрифт Permian.

По словам Кагарова, «до начала культурного проекта из Перми хотели уехать 80% молодёжи, спустя три года это желание сохранилось у 20-40%».

«Не сказать, что всё благодаря дизайну — но он тоже внес свою лепту», — поясняет Кагаров.

Отдельным пунктом его лекции стал рассказ о «красных человечках» и «Пермских воротах» (арт-объект Николая Полисского – ред.).

Эркен Кагаров:

— Активно любить и ненавидеть их начали после того, как один «человечек» оказался на здании правительства области. Люди стали говорить, что губернатор сошёл с ума. Потому что человечек некрасивый; а красиво — это как в XIX веке. И зачем его сажали, и куда пошли народные деньги? На самом деле человечки — дёшевы невероятно. Они сделаны из деревянного бруса-тридцатки; стоит он недорого, соединить детали — тоже недорого, закрепить где-то — тоже не очень дорого. Человечки обеспечили продвижение города. Про них было много публикаций даже в центральной прессе. Узнаваемость города выросла невероятно. История с человечками была недорогой и эффективной, и до сих пор страсти по ним не утихают.

«Пермские ворота» пермяки тоже сильно не любят. Но, на самом деле, они не понимают своего счастья. Потому что создал ворота хороший лэнд-арт художник Николай Полисский. Ворота стоят 9 млн руб. И все говорят: на эти деньги можно было бы построить 10 больниц, отремонтировать в Перми дороги. Но никто не понимает, что дороги должны ремонтировать из дорожного бюджета, а на медицину выделяются деньги несоизмеримо большие — не 9, а 900 млн руб. и их не хватает. И если добавить ещё 9 млн руб., это ничего не изменит в медицине. Но такие проекты могут изменить среду. Никто не знает, что 9 млн руб. Дзержинский район Перми получил летом на озеленение, которого никто не заметил. И никто не жалуется — мол, лучше бы не озеленяли, а отдали эти деньги в детские дома. Мы спрашиваем: почему за границей хорошо, а у нас плохо? Потому что у нас решения принимаются большинством, а не экспертами.

Также Кагаров рассказал о брендинге территорий, для которых дизайнеры разработали брендубки в рамках проекта «Пермский сувенир».

Эркен Кагаров:

— Проект «Пермский сувенир» был создан в 2010 году для формирования туристически привлекательного имиджа Пермского края. Все продукты будут доступны малому и среднему бизнесу, а также государственным организациям. Любое предприятие сможет получить их для коммерческого использования без всякой оплаты. Главное в этой ситуации то, что впервые в постсоветской истории экспертная организация занялась дизайном и брендингом территории. И это знаменательно, поскольку, к сожалению, до сих пор в России все государственные коммуникации создаются людьми, которые не являются специалистами в этой области.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться