Рината Хайдарова

корреспондент

Под покровом ночи

На прошлой неделе пермские культурные институции на одну ночь распахнули двери для посетителей. Получилось здорово

Поделиться
Ночь искусств в Перми 2018

  Константин Долгановский

С 4 на 5 ноября в Перми прошла всероссийская акция «Ночь искусств». Культурное событие состоялось в Прикамье в пятый раз. Для посетителей до позднего вечера были открыты двери как пермских, так и краевых галерей, музеев, театров, выставочных залов и других культурных пространств. В этом году акция прошла под слоганом «Искусство объединяет».

Многие события культурной акции традиционно прошли в преддверии главной «Ночи». Так, 3 ноября солисты пермской оперы выступили с ночным концертом «La Notte e l'Opera / Ночь и опера». В сопровождении Большого симфонического оркестра театра под управлением Петра Белякина были исполнены известные арии и дуэты из опер Руджеро Леонкавалло, Франческо Чилеа, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского и других классиков мировой академической музыки.

В Театре-Театре давали бал. Широкая программа была представлена в Пермской краевой филармонии. В разных залах одновременно отыграли музыкально-литературный спектакль по новелле Анри Барбюса «Нежность» в постановке Романа Виктюка и концерт органной музыки «Из Гранады — с любовью» в исполнении органиста из Испании Хуана Педреро.

Пермский губернский оркестр в канун «Ночи» дважды выступил с концертной программой «Музыка экрана»: днём на фестивале гик-культуры PANICOMIX и вечером в библиотеке им. А. С. Пушкина.

Основная программа «Ночи искусств» началась примерно с 18 часов воскресенья. Как раз к этому времени Пермь полностью накрыло мокрым снегом. 

Поэтому возник вопрос, предпочтут ли потенциальные посетители «Ночи» остаться дома. Однако по приходу в Пермскую галерею стало понятно, что мокрый снег не оказался принципиальной преградой.

На первом этаже галереи развернулся перемещающийся лекторий: в зале с роялем говорили о старопечатных книгах, в экспозиции выставки «Там розы голубые» — о значении символиста Валерия Брюсова. Владимир Береснев провёл кураторские экскурсии по выставкам «Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д» и «Авангард, которого не было». Обычно «детский» этаж галереи переполнен звуками детских голосов. В эту  «Ночь» было по-особенному тихо, дети играли в квест «Акчимарий» — переводили слова в визуальные образы на бумаге.

В Центре городской культуры было нелюдно. Для тех, кто ещё не видел выставки «1968 — год, который потряс мир», атмосфера сложилась благополучная — можно было как следует вникнуть в тексты фотоколлажей. 

К моменту прихода в музей современного искусства праздник «Ночи» подходил к завершению. По всему музею были расставлены поделки с мастер-классов: ракеты и подводные корабли, воспоминания из жизни о малых реках, причудливые бумажные звери. В пространстве кристальной инсталляции Сергея Деникина «Воздух» посетители слушали концерт шведского композитора Адама Эвальда в сопровождении камерного квартета. 

В очередной раз в музее предложили прилечь на матрасы. Художник Елена Рэмбо под космическое звучание инсталляции Ulysses Дмитрия Шубина проводила сеанс коллективного прикосновения. С закрытыми глазами участники могли ощутить массажные касания от незнакомцев.

Позднее других открылась частная филармония «Триумф», которая на ночь вернулась на 100 лет назад и перевоплотилась в элитарный электротеатр. Посмотреть кино и выпить вина в ироничной обстановке гости пришли почти в полночь. В фойе зала в образе поэта Владимира Гольцшмидта обнажённый пермский поэт Евгений Гусев читал свои произведения. Зрителям показали картины-шедевры «великого немого» — фильм «Грёзы» Евгения Бауэра и кинокомедию «Шерлок-младший» Бастера Китона. Смотрели фильмы по всем стандартам немого кино — в музыкальном сопровождении пианиста Дениса Сона.

  Константин Долгановский

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться