Анастасия Москвитина


Памятник жертвам политических репрессий должен быть виден из любой точки города

Пермские общественники подискутировали о концепции и месте размещения скульптуры Рудольфа Веденеева

Поделиться
Жертвоприношение

  perm.kp.ru

Общественное обсуждение скульптурного проекта памятника жертвам политических репрессий «Жертвоприношение» Рудольфа Веденеева состоялось 20 июня в пермской краевой библиотеке им. Горького. Концепция участникам понравилась, кроме того, они сочли, что менять идеи автора некорректно. Дискуссия свелась в основном к пространству в городе, где может быть установлен этот объект.

Рудольф Веденеев создал концепт скульптуры — два распятых друг на друге человека — в 1993 году. По словам председателя Пермской гражданской палаты Игоря Аверкиева, Рудольф Борисович считал (и правильно, по мнению Аверкиева), что «это настолько мощный образ, что он должен венчать Пермь».

При обсуждении концепции памятника уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков усомнился в том, можно ли менять изначальный вариант. По его мнению, к идеям автора нужно относиться с уважением и не подменять их другими смыслами, дав людям возможность самостоятельно определить для себя посыл скульптора.

Надежда Беляева, президент Пермской государственной художественной галереи, обратила внимание на двоякое прочтение памятника.

«Мы все появляемся в этом мире, одинаково являясь и высотой, и жертвой. Когда человек рождается, он выходит в большое пространство, и это крик и смирение. Он кричит, идёт на распятие и смирение», — пояснила Беляева.

По её мнению, в Перми есть такие точки, драматичность которым может придать именно эта фигура.

Директор АНО Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» Виктор Шмыров, подчеркнул, что место для памятника нужно выбирать тщательно.

«Это гениальный символ советской истории. Он должен стоять так, как стоит Христос в Рио-де-Жанейро — чтобы он был виден из любой точки», — заявил Шмыров.

Участники дискуссии согласились с этим мнением, посчитав, что памятник должен «парить» над городом, а не прятаться в его глубине. Впрочем, к консенсусу участникам дискуссии прийти не удалось, поэтому обсуждения будут продолжены.

Инициаторами дискуссии выступили художественный руководитель Пермской Арт-резиденции Юрий Лапшин, сын Рудольфа Веденеева, Протоиерей Артемий Веденеев, и председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Рудольф Веденеев родился в 1939 году в Перми. Он начал работать ещё в 1960-е годы. В 1970-х годах его судили за распространение самиздата, в том числе произведений Александра Солженицына. В конце 1980-х Веденеев стал одним из победителей Открытого всесоюзного конкурса на памятник жертвам беззакония и репрессий в Москве.

Произведения скульптора находятся в Пермской художественной галерее, Пермском краеведческом музее, Чердынском краеведческом музее, Третьяковской галерее, Музее правозащитного общественного центра им. Сахарова, Доме-музее Данте Алигьери в Италии.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться