Рината Хайдарова

корреспондент

Искусство видеть руками

В пермской художественной галерее открылась выставка тактильных картин «Видеть невидимое»

Поделиться

Пермская галерея давно проводит проекты, позволяющие незрячим людям почувствовать искусство. Это и «Фотографии на слух», которые сделали слабовидящие и слепые люди, и своеобразный путеводитель с рельефными копиями картин, и инклюзивная программа «Скворечник». Однако сделать выставку тактильных картин галерея, как и любой другой краевой музей, финансово бы вряд ли осилила самостоятельно. Поэтому приезд выставки «Видеть невидимое» в Пермь можно смело назвать подарком для всего края.

Созданная музеем изобразительного искусства им. А. С. Пушкина при поддержке ПАО «Сбербанк» тактильная выставка объехала уже 10 городов России. Перед официальным открытием, которое прошло 6 июня, в галерее показали документальный фильм «Представь себе», снятый журналистами Катериной Гордеевой и Николаем Ковальковым. Идея фильма во многом перекликается с лейтмотивами выставки: осязание, близость, искусство. Фильм — это повествование о создании выставки и её миссии с вкраплениями рассказов незрячих людях. Все истории объединяет мысль, что человек хотел бы «чувствовать» искусство независимо от физических возможностей.

В выставке шесть рельефных копий знаменитых произведений из собрания пушкинского музея. Поскольку сам музей является представителем западно-европейского искусства, то и тактильные макеты сделаны по мотивам таких шедевров, как «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо. 

Пермскую экспозицию дополнила тактильная копия картины «Натюрморт с персиками» голландского художника эпохи барокко Виллема Ван Алста. Копия натюрморта после закрытия выставки в Перми останется в фондах галереи. Такой подарок организаторы делают каждому городу, в котором проходит выставка. Например, в Красноярске осталась репродукция картины Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», а во Владивостоке — копия «Русской девушки» Николая Харламова.

«Посмотреть» картину руками в галерее предлагается и зрячим посетителям. Для этого каждому выдают черные картонные очки. Все картины сопровождают аудиогид и короткие аннотации, написанные на русском и шрифтом Брайля. 

Ощутить картину оказалось куда сложнее, чем кажется. Визуальные образы берут верх над чувственным восприятием: хочется подсмотреть и проверить догадки. Незрячим же, кажется, что всё понятно без лишних комментариев: гладкая текстура — это кожа, шероховатая — одежда или пейзаж.

— Цвета будто бы тёмно-зелёные..? 

— Да...

—Ага. Чувствую, что болотные. А это что? Ручей что ли? 

Тактильные картины, по словам научного сотрудника московского пушкинского музея и куратора выставки Ольги Морозовой, сделаны по авторской технике объёмной многослойной печати испанского национального музея Прадо. Стоимость изготовления макетов — коммерческая тайна. 

«Любые выставки в пушкинском музее мы снабжаем тактильными портретами. Это очень сложное дело, потому что каждый раз ищется новый спонсор, который оплатит макет. Сложная технология создания копий позволяет изображению вечно сохранять свой цвет», — говорит Ольга Морозова. 

Создавая макет, художнику недостаточно наслоить полимер и нанести перфорацию. Ему необходимо выбрать главное, проработать детали и сделать их эквивалентными подушечке пальца — читаемыми без глаз. 

«Смотреть» картины руками в пермской художественной галерее можно до 5 июля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться